Урок внеклассного чтения в 3-м классе. И.Бунин "Матери"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (172 МБ)


Цели урока.

  • Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению стихотворения И. Бунина “Матери”. Продолжить обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.
  • Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать. Способствовать обогащению словарного запаса.
  • Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.
  • Обеспечение адекватного восстановления сил, способствовать рациональной организации двигательной активности.

Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Дидактическое обеспечение урока:

ТСО: мультимедийный проектор; ноутбук, экран.

Для учителя: диски со слайд-шоу.

Для детей: листы с текстом произведения И. Бунина “Матери”.

Ход урока

1. Организационный этап.

А) Эмоциональный настрой. Стихотворение Олега Шестинского “Матери”.

Матери бессонны, когда дети маленькие.
Матери бессонны, когда дети большие.
Матери бессонны, когда дети стареют.
О, святая бессонность! Чем отблагодарить матерей?
Целовать ли им руки, гладить ли белые волосы,
Поливать ли цветы на их ранних могилах?
Не отблагодарим!
Как солнце не отблагодарим за свет.
Как землю не отблагодарим за зелень.
Не отблагодарим!
Надо просто что-то хорошее делать,
Что-то доброе, что-то великое делать,-
Вот тогда улыбнутся и заплачут от счастья
Матери, наши матери, живые и мертвые.

2. Актуализация.

Б) Игра “Подарки для мамы”.

- Что подарят маминому сердцу цветы, солнце, звезды, горы, водопад.

Цветы: красоту, нежность, любовь.

Солнце: теплоту, свет, нежность пробуждения.

Звезды: красоту, обаяние, загадочность, бесконечность, стремление к познанию.

Горы: сила, надежность, вера в себя, выдержку, крепость.

Водопад: свежесть, движение, обновление.

3. Формирование новых понятий и способов действия.

А) Знакомство с автором стихотворения И. Буниным.

- Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 22 октября 1870 года на улице дворянской. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.

Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось. Как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.

Б) Подготовка к чтению.

  • Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
  • Кроткий голос – покорный, смирный.
  • Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку, изображается крылатым мальчиком.
  • Полушепот – тихая речь.
  • Глаза туманя – засыпая
  • Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.
  • Сумрак – полумрак, неполная темнота.

В) Чтение стихотворения.

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел – хранитель над тобой!”
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

Г) Чтение стихотворения детьми.

4. Применение. Формирование умений и навыков.

А) Анализ произведения.

1. - Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит?

- Найдите и подчеркните слова, которые вызывают воспоминание о детстве.

- Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.

2. Составление картинного плана.

- Сейчас, перечитывая стихотворение, вы будете составлять картинный план.

- Какие картины вы себе представили? (Спальня, няня, голос, ангел)

3. Составление партитуры чувств.

- Какие чувства они у вас вызывают? (Нежность, радость; спокойствие, покой; любовь, забота; благодарность, любовь)

- Вы уже знаете, что настоящие мастера для создания более точного изображения художественного образа используют даже определенные звуки. Такой специальный подбор согласных звуков называется звукопись или аллитерация. Давайте перечитаем четвертое четверостишие. Повторение каких звуков настраивает на сладкий, спокойный сон?

- Но есть и особые слова, в которых заложено сравнение одного предмета с другим, слова, употребляемые в переносном значении для достижения особой выразительности. Их называют тропами. Сегодня я хочу познакомить вас с эпитетом. Эпитет: образное определение, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Эпитетами чаще всего бывают прилагательные.

Задание по вариантам: найти эпитеты в 1 и 2 четверостишии. (Милый, кроткий голос; теплая кроватка; сладкий сон)

5. Работа с пословицами и цитатами.

- На стенах класса вы видите цитаты, а также пословицы о матери. Какая на ваш взгляд пословица или цитата больше соответствует стихотворению И.Бунина?

  1. Нет друга нежнее матери.
  2. При солнце тепло, а при матери добро.
  3. Птица рада весне, а дитя матери.
  4. Материнская молитва со дна моря вынимает.
  5. Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О. Бальзак.
  6. Сердце матери – неиссякаемый источник любви. Жан Пьер Беранже.

6. Подарок маме.

- У вас на парте лежат цветы. На лепестках напишите слова нежности и подарите их мамам.

7. Этап информации о домашнем задании.

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Рассказать, как любовь мамы помогает в разных ситуациях.

8. Подведение итогов урока.

Дается оценка работы класса и отдельных учащихся.

9. Этап рефлексии.

- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой урока;

3) умеете применять свои знания.

   (Сидят за партами – плохо, слабо;

  Просто стоят – хорошо;

  Стоят,  руки вверх – отлично).

10. Подведение итогов урока.

Дается оценка работы класса и отдельных учащихся.

11. Этап рефлексии.

- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой урока;

3) умеете применять свои знания.

   (Сидят за партами – плохо, слабо;

  Просто стоят – хорошо;

  Стоят,  руки вверх – отлично).