Игра с элементами спортивного ориентирования "Лесные штурманы"

Разделы: География, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Девиз: Мы вместе!

Цели игры: Сформировать навыки ориентирования на местности, закрепить умения применять полученные знания по географии на практике.

Задачи:

  • Обучающие: сформировать навыки ориентирования и движения на местности по заданному азимуту, составления плана пройденного маршрута с использованием условных картографических знаков и обозначений.
  • Развивающие: развивать быстроту реакции, наблюдательность, умение принимать самостоятельное решение в заданной игровой ситуации.
  • Воспитательные: способствовать формированию у учащихся коммуникативных навыков, умения слаженной работы в команде, развития лидерских качеств.

Методы обучения: Практический, поисковый.

Тип занятия: Урок-путешествие.

Форма проведения занятия: Учебная игра.

Необходимое оборудование и материалы: Компас, планшет, часы, мобильный телефон, пишущее средство, раздаточный материал в конвертах, план местности, таблица штрафных и дополнительных баллов, информационное табло, лист ватмана, географический атлас с топографическими картами (6 класс).

Ход игры

Игра проводится на открытом воздухе на достаточно обширной территории, прилегающей к школе. Игра начинается с построения и линейки, на которой перед учащимися ставятся цели и задачи, объясняются правила игры. Происходит жеребьевка, на которой капитанам команд предлагается выбрать конверт с заданиями (каждый конверт имеет условное цветовое обозначение, содержит информацию о направлении движения к следующему этапу в виде творческих вопросов и заданий) (Приложение №1).

1 этап "Капитаны ищут путь"

Задача: Прохождение заданного маршрута за фиксированное время.

На местности расположены этапы-станции, на которых команды выполняют различные задания. Задания даются различной направленности, раскрывающие как творческие способности детей, так и их физические и интеллектуальные качества. Куратор команды сверяет правльность движения по маршруту по карте-схеме (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3)

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Команды проходят последовательно 5 КП (контрольные пункты). За их передвижением следят судьи, оценивают работу, назначая дополнительные и штрафные очки. На каждом КП команда находится не более 5 минут. По истечению 5 минут даётся сигнал и команда должна, воспользовавшись подсказкой отправиться дальше, получив при этом штрафное очко.

На последнем КП ребята должны отыскать клад. После чего фиксируется время пройденного маршрута. Судьи подсчитывают набранные очки, результат вывешивается на информационном табло.

2этап "Карты капитана Флинта"

Задача: Составление плана местности, пройденного маршрута.

Ребятам предлагается, пользуясь условными знаками и информацией полученной во время движения, нарисовать план местности пройденного пути, обозначив контрольные пункты (КП).

Судьи оценивают быстроту, правильность, аккуратность выполненной работы. Результаты вывешиваются на информационном табло. Результаты 2 этапов суммируются. Определяется место команды в игре.

Подведение итогов.

Проводится построение команд-участников игры, на котором вручаются грамоты и подарки победителям.

Подсчёт результатов:

Прохождение маршрута:

За лучшее время похождения маршрута насчитывается 5 баллов, остальным командам снимается по 1 баллу по ходу возвращения.

Оценка выполненных заданий:

1 этап прохождение маршрута по азимуту

Дополнительные баллы:

  • Сплочённость команды + 1 балл
  • Представление команд +1 балл
  • Определение азимута + 1 балл
  • Поиск КП + 1 балл
  • Самостоятельность при выполнении заданий + 1 балл

Штрафные баллы:

  • Ошибочное направление движения - 1 балл
  • Подсказка - 1 балл
  • Шумное поведение - 1 балл
  • Небрежное отношение к природе - 1 балл

2 этап составление плана местности

Основные баллы:

  • Соблюдение масштаба +1 балл
  • Правильное нанесение условных знаков + 1 балл
  • Верно указаны стороны горизонта + 1 балл
  • Отмечены КП + 1 балл

Штрафные баллы:

  • Грязно или небрежно выполненная работа - 1 балл

Информационное табло

Название команды 1 этап 2 этап Доп. баллы Штраф.баллы Итоги Место
Время прохождения Выполнение заданий Время прохождения Выполнение заданий
6 А                
6 Б                
6 В                
6 Г                
Надомное отеделение                

На каждом КП команды получают конверт, в котором занимательное задание на определение азимута и расстояния.

1 конверт

Сегодня междукомандами сраженье!
И мы хотели б, чтобы каждая из них,
Была быстра, честна, конечно благородна
В своём стремлении победить.
Задача перед вами непростая,
Должны нелёгкий вы маршрут пройти.
Но если все в кулак вы сложите уменья,
Заданья сможете вы все преодолеть!

2 конверт

О, боже мой, что за бардак?
Как можно, господа?
Но коль все буквы соберёте,
Поставив каждую на место,
Вы направленье в тот же час определите быстро!

3 конверт

Как обойтись нам без загадок,
В них столько мудрости людей!
Чтоб мысли привести в порядок
Вы отгадайте их скорей!

4 конверт

"Дерево-ориентир". На дереве размещены стрелки-указатели, соответствующие цветам команд, и содержащие инструкции по продолжению движения.

Например,