Интегрированный урок (математика + информатика + ИКТ) по теме "Проценты". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели предметные (математика):

  • систематизировать знания по теме «Проценты»,
  • совершенствовать навыки устных и письменных вычислений, навыки выполнения действий с величинами и решения задач.

Цели предметные (информатика и ИКТ):

  • закрепить навыки работы с табличным материалом в текстовом редакторе MS Word, умение наглядно представлять информацию и анализировать полученный результат, создавать диаграммы, работать с графическими изображениями, работать одновременно с несколькими файлами;
  • отработать навыки клавиатурного письма.

Цели, направленные на развитие личности:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы “Проценты”;
  • развивать познавательный интерес к вычислению процентов; способствовать грамотному усвоению темы “Проценты” на примерах решения задач по вычислению процентов, отработке практических навыков в вычислении процентов;
  • формировать ИКТ-компетентность учащихся, развивать и стимулировать творческий потенциал учащихся;
  • показать важность и необходимость применения знаний по данной теме в жизни.

Оборудование: учебник Л.Г. Петерсон «Математика. 4 класс» I часть, презентация по теме «Проценты», инструкции для учащихся.

Урок проводится в кабинете информатики.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Презентация (Приложение 1. Слайд 1)

– Какую тему предстоит повторить на сегодняшнем уроке, вы узнаете,    расшифровав слово. Расположите дроби в порядке убывания. (Приложение 1. Слайд 2)

2
47
2
21
2
95
2
100
2
3
2
51
2
15
2
9
е ц т ы п н о р

 

п р о ц е н т ы
2
3
2
9
2
15
2
21
2
47
2
51
2
95
2
100

– Какое правило помогло справиться с заданием? (Из дробей с одинаковым числителем больше та, у которой знаменатель меньше)
– Какую тему повторяем? (Проценты)
– Что такое проценты? (Проценты – это части величин или чисел, которые выражаются дробями со знаменателем 100) 
– Как найти часть числа? (Надо число разделить на знаменатель и полученный результат умножить на числитель)
(Приложение 1. Слайд 3) Проценты – это…
(Приложение 1. Слайд 4)
– Какую из этих дробей можно записать в виде процентов? (2/100 = 2% )
– Где в жизни можно встретить понятие «проценты»? (В банке, в магазине)

III. Постановка проблемы

– Сегодня мы в крупном московском магазине. Отправляемся по отделам.  И сейчас 50% детей пойдут в отдел игрушек, а остальные в отдел канцелярских товаров. (Приложение 1. Слайд 5)
– Сколько же детей, в какой отдел пойдут? (100% – это все, 50% – это половина, значит, если нас 14 человек, то в каждый отдел пойдут по 7)
– Итак, 50% это сколько? (Половина или 1/2)
– Итак, игрушек 4 группы, канцелярских товаров 5 групп. Все группы одинаковые.
Вам предстоит выяснить, сколько процентов занимает каждая группа, заполнить таблицу в указанном файле, на основе таблицы построить круговую диаграмму, подписать данные в %, на основе полученной диаграммы сделать вывод и напечатать его. (Приложение 2. Задание 2. Приложение 1. Слайд 7)

Учитель информатики:

– Ответьте на вопросы перед началом работы (Приложение 1. Слайд 6)

1) Для чего мы работаем с таблицами и диаграммами? (Это – наглядность)
2) Какие клавиши используют для удаления символов? (Delete, BackSpace)
3) В сочетании с какой клавишей можно напечатать знаки « : » или % ? (Shift)
4) Что нужно сделать для того, чтобы на основе данных таблицы построить диаграмму? (Выделить содержимое таблицы – Вставка – Рисунок – Диаграмма)
5) Какие типы диаграмм Вы знаете? (Столбиковая, круговая)
6) Как выбрать тип диаграммы и подписать данные? (Диаграмма – Тип диаграммы.  Диаграмма – Параметры диаграммы –  Подписи данных – Доли)
7) Как отменить неправильное действие? (Правка – Отменить)

IV. Открытие детьми нового знания

Работа на компьютере (с диаграммами)

– Итак, сделаем вывод. (1/4 – 25%, 1/5 – 20%). (Приложение 1. Слайд 8)

V. Повторение

– Идём в продовольственный отдел. Здесь много овощей. (Приложение 1. Слайд 9) Вам предстоит узнать, сколько килограммов картофеля привезли в магазин за 3 дня.
Послушайте и запишите в тетрадях выражением.

В магазин в первый день привезли 3 т 75 кг картофеля, во второй день 2 ц 60 кг, а в третий день 2т 6ц 65кг картофеля. Сколько всего картофеля привезли в магазин.
– Что вам необходимо сделать перед тем, как выполнить вычисления? (Выразить тонны и центнеры в килограммах).
– Кому необходима подсказка, можете обратиться к слайду.
– Для тех, кто узнал, сколько картофеля привезли в магазин дополнительное задание (Приложение 2. Задание 3): узнать, сколько картофеля было уже продано.

Задание 3 (дополнит. на листе инструкции): Узнай, выполнив дополнительное действие, сколько картофеля было продано, если было продано 40% привезённого картофеля? 
– Проверим. (Приложение 1. Слайд 10) Сколько же картофеля привезли в магазин? Как это узнали? (3075 кг + 260 кг + 2665 кг = 6000 кг = 6 т)
– Сколько картофеля было продано? Как узнали? (6000 : 100 х 40 = 2400 кг = 2 т 4 ц)
– В нашем магазине можно купить даже материалы для строительства  дома.

VI. Физминутка для глаз «Строим дом»

(Приложение 1. Слайд 11)

VII. Повторение

– Идём дальше  по магазину. Отдел консервов. (Приложение 1. Слайд 12) Здесь много разного варенья. Прочитайте задачу (на листе инструкции «Задание 4»):

В магазине 200 банок клубничного, малинового и смородинового варенья. 30% всего
варенья – клубничное, 3/5 всего варенья  – малиновое, а остальное варенье смородиновое.
Сколько банок варенья каждого вида в магазине?
– Составьте схему в тетрадях, решите задачу, проверьте правильность решения.

Самопроверка выполняется на компьютерах.

– Откройте файл «Варенье» в папке «Урок 4Б», в таблицу внесите полученные результаты, для проверки внимательно смотрите в графу «Всего». (Приложение 3).

VIII. Создание минипроекта

– Вот мы в отделе одежды и обуви. (Приложение 1. Слайд 13) – Распродажа!!!. Наступила зима, осеннюю одежду и обувь продают с хорошей скидкой. Что это значит? (Товар стал стоить дешевле)
– Надо  привлечь покупателей и сейчас вы попробуете помочь работникам магазина разработать рекламную листовку. (Приложение 1. Слайд 14) Она должна быть яркой и красочной. Рекламная листовка должна содержать:

  • рекламный слоган;
  • изображение товара;
  • размер скидки в % (не более 50%);
  • старую цену (она уже дана);
  • новую цену, которая порадует покупателя.

– Все необходимые расчёты вы выполняете на листе в пункте «Задание 5» инструкции.

Разработка рекламной листовки в компьютере: Приложение 4, Приложение 5.

1. Открой файлы «Листовка» и «Заготовки» в папке «Урок 4Б».
2. Из файла «Заготовки» вставь необходимые объекты (изображение одежды, рекламный слоган) в файл «Листовка».
3. Отредактируй имеющийся текст (укажи размер скидки и новую цену)
4. Размести изображения и текст, сохрани файл под тем же именем

Проверка результата самостоятельной работы учащихся – печать наиболее удачной работы, показ с использованием м/м проектора работ. (Приложение 1. Слайд 15)

IХ. Итог урока

– Подведём итог урока. (Приложение 1. Слайд 16)
– Что на сегодняшнем уроке было для вас важным и интересным? (Понятие «процент» очень важное, часто встречается в нашей жизни и надо уметь находить процент от числа. Работа с таблицами, построение диаграмм найдёт применение в дальнейшем).

Х. Экспресс-диагностика

– Найдите 2% от чисел:

200 1000 1400 30000
       

XI. Рефлексия (Приложение 1. Слайд 17)

Всё понял, могу помочь другим

Всё понял

Могу, но нужна помощь

Ничего не понял