Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством татарского народного поэта Габдуллы Тукая"

Разделы: Иностранные языки, Работа с дошкольниками


Играет музыка песни "Родной язык"; дети заходят в зал.

Ведущий. - Ребята, послушайте, что это за музыка играет? Кто написал слова на эту красивую мелодию?

Дети. -"Родной язык"; написал Г. Тукай.

Ведущий. - Да, правильно. В это прекрасное весеннее время, когда вся природа оживает появился на свет наш любимый татарский писатель Габдулла Тукай. Давайте, ребята, перечислим произведения, которые мы узнали на уроках татарского языка.

Дети.- "Шурале", "Водяная", "Гали и коза", "Наша семья", "Забавный ученик" и. д.

Ведущий. - Молодцы, ребята! Вы знаете, что Г. Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч, Менгерской волости, бывшей Казанской губернии, в семье муллы. Детство писателя прошло в муках, так как сначала умер его отец, а потом мать и он рос сиротой. От родителей Тукай унаследовал любовь к песне, к родному языку.

Г. Тукай прожил всего 27 лет, но успел оставить богатое наследство. Его до сих пор помнят и дети, и взрослые. Произведения до сих пор пронизывают всю душу! Мы должны гордиться им, любить его и помнить!

А теперь мы послушаем стихотворение "Забавный ученик"

Приложение.

(приложение, слайд № 3)

Стой,Акбай, на задних лапках, поучись-ка, послужи!
Ну , не падай! Ну, не падай! Спину ровненько держи.
Мне учение - в мученье! Я же маленький, - смотри!
Сколько от роду мне... Месяц? Или два? А может, три...
Мне ли службой заниматься, мне бы, хвост задрав, помчать!
Мне б на травке поваляться, научиться бы рычать.
Глупый пес не разумеет - нет уж, сызмала учись!
Кости к старости твердеют, не согнешься, как ни гнись!

Ведущий. - Давайте поиграем в игру-танец, которую очень любил играть в детстве Г. Тукай. Игра-танец "Приглашение". (приложение, слайд № 4)

Дети становятся в круг, один ребенок остается в центре круга и он под музыку начинает приглашать себе пару для танца. Под музыку танцуют и тот ребенок, которого выбрали начинает выбирать себе пару и т.д. Когда все пригласят друг друга, игра заканчивается.

Ведущий. - А сейчас стихотворение "Наша семья". (приложение, слайд № 5)

Папа с мамой, баба с дедом, кошка, сестра и я -
Семь нас в доме, и седьмая - кошка славная моя.
Кошка с нами ест и пьет, с нами вместе спать идет.
И работа есть у кошки - дом от мышек стережет.

Ведущий. - Стихотворение "Гали и коза". (приложение, слайд № 6)

С козою дружит наш Гали который год,
Он вместе с ней гулять идет на огород.
Свою козу там угощает он травой,
Ну а коза трясет довольно головой.

Ведущий. - А теперь посмотрим отрывок из нашей любимой сказки, которую написал Г. Тукай "Шурале". (приложение, слайд № 7,8)

Говорят в лесах дремучих зверя разного не счесть:
Волки есть и есть медведи, лис - разбойник рыжий - есть.
Еж и заяц, лось и белка попадаются в лесу:
То ли встретишь, как походишь день с ружьишком на весу!
Говорят ведь, в темной чаще, в непролазной хвойной мгле
Нечисть водится лесная - албасты и шурале.
Мудрено ль, конца и края заповедной пуще нет:
Не такими чудесами удивлял нас белый свет!
Вот об этом два-три слова, коль позволите, скажу,
Вязь узорную созвучий по привычке вам свяжу.
Лунным вечером чудесным юный парень из села
по дрова поехал - в чащу путь-дорога завела.
На поляну он заехал, тотчас поднял в чаще стук:
Стал заваливать лесину - топоришком тук да тук!
Как случается обычно, ночь прохладною была,
Пташки-мошки замолчали, тишина в лесу легла.
Месяц, тени на поляне, только парень делу рад,
Позабыл где лево-право, щепки в стороны летят!
Отдохнуть едва собрался: пот ручьем, топор в руке -
Ба! Чудные чьи-то вопли слышит он невдалеке.
Обомлел бедняк, не знает: побежать, ничком упасть.

(приложение, слайд № 9,10)

С кем несчастный повстречался, не с шайтаном ли самим?
Нос покатый и горбатый, мордой точно лось, ей-ей,
Руки-ноги узловаты, словно из кривых корней,
Вглубь посаженные очи голубым горят огнем:
Не удержишь душу в теле где там ночью - ясным днем!
Если б не босой да тощий - человек совсем на вид,
Вышиной со средний палец рог во лбу его сидит.
Очень тонкие, прямые пальцы - только погляди,
Каждый - свыше пол-аршина, страшно, бог не приведи!
Тот на этого глазеет, этот смотрит на того.
Наконец, спросил урода дровосек: "Тебе чего?!"
- Парень, ты меня не бойся, не разбойник я, не вор,
Путь вовек не заступаю, не про то мой разговор.
Мой обычай: человека я до смерти щекочу.
Пальцы видишь - для щекотки словно созданы они,
Многих смехом уморил я - золотые были дни!
Подойди, дружок мой, ближе, отрешись от всех забот,
Поиграй со мной в щекотку - кто кого пересмеет?
- Ладно, ладно, поиграем, видно, так уж суждено,
Только, если ты не против, есть условие одно:

(приложение, слайд № 11,12)

- Говори скорей, что надо, человек, пожалей,
Все исполню непременно, поиграть бы поскорей!
- Вот условие, послушай: здоровенное бревно -
Вон оно - не расколол я, да теперь уж все равно.
Подсоблю я, ты же сможешь очень крепко удружить,
Коли то бревно поможешь на телегу уложить.
Вбил я в комель клин дубовый, не спеши, не суетись,
За бревно, овца лесная, возле клина ухватись!
Шурале не возражает, сразу хитрость не видна,
Косолапо ковыляя, он доплелся до бревна,
Сунул пальцы в щель у клина, - ты увидел наконец,
О читатель, что задумал дровосек мой удалец!
Оглядел телегу парень, ходит, словно здесь один,
После обухом легонько стал постукивать о клин:
Шурале не шелохнется, суну пальцы и сидит,
Важно выкатив глазищи, на топор и не глядит,
Парень стукает тихонько, не трудясь, не тратя сил:
Раскачался клин и выпал - дурню пальцы защемил!
Шурале, попав в ловушку, взвыл от боли, стал орать,
Всех сородичей и братьев на подмогу созывать:

(приложение, слайд № 13)

- Отпусти, избавь от боли, поклянусь тебе душой -
Никого теперь не трону из родни твоей большой!
Отпусти меня на волю, много ль выгоды во зле,
Что за прок ты, парень, видишь в смертных муках шурале?!
Горемыка воет воем, рвется, крутит головой,
Увязал хитрец дровишки, собирается домой.
За узду рукою взялся, знать не знает никого,
Вопли, жалобы нисколько не касаются его:
- Ты слыхал о милосердье? Парень, бога не гневи,
Погоди, хоть напоследок имя, имя назови!..
Что ж, узнай, меня с рожденья прозывают "Годназад":
Шурале орет и рвется, волочит свое бревно,
Местью он горит, да только парня след простыл давно!
Ходит, ноет: - Пальцам больно, прищемил их Годназад,
Ай, умру, беда какая, жизни я своей не рад!
Поутру лесная нечисть принялась его ругать:
- Спятил ты, совсем рехнулся, не дал ночью нам поспать!
Не ори, кричат, несчастный, да когда ты в ум придешь?!
Год назад беда случилась, что ж, дурак, теперь орешь!

Ведущий. - Вот и закончился наш праздник, посвященный дню рождения Г. Тукая. И в память о нем все вместе давайте споем песню, которая стала гимном татарского народа "Родной язык!" (приложение, слайд № 14)

О язык родной, певучий! О родительская речь!
Что ещё на свете знал я, что сумел я уберечь?
Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,
Подрастая, сказки бабушки я начал понимать:
О язык мой! Как сердечно я молился в первый раз:
Помоги, - шептал, - помилуй мать с отцом, помилуй нас:

Выставка детских рисунков по произведениям Габдуллы Тукая.

(приложение, слайд № 15, 16, 17, 18, 19, 20,21)