Использование виртуальных туров на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, и новейших компьютерных технологий.

Возможности использования обучающих программ, Интернет – ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу. Один из таких источников информации, виртуальный тур, возможно, применять на уроках иностранного языка.

Что же такое виртуальный тур или 3D тур? Виртуальный тур – это мультимедийный способ представления окружающего вас пространства.

В основе виртуальных туров лежат фотопанорамы, которые от обычных фотографий отличаются интерактивным характером просмотра. Это означает, что при просмотре панорамной фотографии пользователь видит только ту часть изображения, которая его интересует в данный момент, и что при желании он может оглядеться по сторонам, посмотреть вверх и вниз, а также приблизить или отдалить отдельные детали изображения. Разглядывая же обычную фотографию, зритель видит только то, что ему показывают, и не может управлять процессом просмотра. Еще интереснее, если пользователь виртуального тура может перемещаться между панорамами через активные зоны или руководствуясь картой тура.

Как же эффективно организовать работу с интерактивным туром? Сначала можно провести предварительную работу. В данном случае не говорится, о чём будет идти речь. Но даются подсказки на английском:

1) It is a very important place in a very important building (Это очень важное место в очень важном здании);

2) Some major political decisions are taken in this room (Главные политические решения принимаются в этой комнате);

3) It belongs to the President (Он принадлежит Президенту);

4) It is situated in Washington, D.C. (Это расположено в Вашингтоне, округ Колумбия);

5) It has an unusual shape (Это необычной формы);

6) There are other such rooms of yellow and blue colors (Есть другие подобные комнаты жёлтого и голубого цвета). Наконец, учащиеся отгадывают, что речь идёт об овальном кабинете в Вашингтоне. И тогда мы приступаем к демонстрации виртуального тура.

Во время виртуального путешествия рассказываем на английском языке об этой комнате: о её назначении, о предметах в ней. Мы с лёгкостью можем перейти в сад роз, где президенты дают пресс-конференции журналистам, можем оказаться на знаменитой встрече 1987 года Рейгана и Горбачёва. По ходу мы с учащимися можем выполнить ряд коммуникативных упражнений. Например, представьте друг другу людей находящихся в комнате деловых переговоров. Помните, что это послеобеденное время, что хозяин представляет гостям своих коллег и помощников, что если в комнате есть женщина, то ей представляют мужчин. Примените элементы краткой беседы. Все эти элементы делового общения мы изучаем на уроках и можем применить к данной ситуации. Или – Просмотрите приведенные утверждения и подберите подходящее по смыслу утверждение к данному виртуальному туру. Либо – Обратитесь с вопросами к собеседнику: 1)Что ты видел посреди комнаты? 2) Есть ли за столом президента что-либо? 3) Какого цвета стены и потолок в овальном кабинете? И так далее. То есть, здесь широкое поле деятельности и можно придумать массу заданий.

Виртуальные туры – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они позволяют совершать увлекательные виртуальные экскурсии и создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Дело в том, что, в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальный тур обладает интерактивностью. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т.п. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю. Таким образом, можно, например, обойти весь дом изнутри и даже осмотреть его снаружи или совершить виртуальное путешествие по экзотическому острову, не покидая классной комнаты.

Значимость и мотивация виртуального тура заключается в том, что он непосредственно приносит кусочек истинной культуры страны изучаемого языка; дает возможность путешествовать по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие достопримечательности. Во время урока можно предложить ученикам путешествовать в качестве туристов или гидов.

Более того, использование видеотуров на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеотуров на уроках иностранного языка развивается такой вид мотивации как самомотивация, когда ролик интересен сам по себе. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Необходимо стремиться к тому, чтобы студенты получали удовлетворение от увиденного именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.

Еще одним достоинством виртуального тура является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе виртуальных роликов, а во-вторых, при методически организованной демонстрации.

Следует отметить, что применение на уроке интерактивного тура – это не только использование еще одного источника информации.

Использование виртуального тура способствует развитию различных сторон психической деятельности учеников, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в аудитории возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание ролика, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительной, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы преподавателя, активизирующих внимание, а значит, и интерес учащихся к иностранному языку. Но работа с виртуальным путешествием – это более эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует, внимание учеников, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего из уст преподавателя иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.

Безусловно, использование виртуального тура на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для преподавателя и учеников в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в плане формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом.

Помимо содержательной стороны, видеотур содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте.

Мы полагаем, что простая перспектива интерактивного путешествия на уроке может стать хорошим стимулом для усиления степени эффективности работы учащихся и использоваться преподавателем в качестве “поощрительной премии” за хорошую работу.

С помощью использования виртуальных туров на уроке зримо создается речевая ситуация, в которой обучаемые должны адекватно проявить себя в коммуникативном плане: выразить свое мнение, высказаться по теме, вступить в дискуссию и т.д.

Мы предполагаем, что данный вид работы можно использовать для введения новой темы, а также для ее закрепления. Основными темами, по которым нам удалось использовать виртуальные туры являются: “How do you obtain information?”, “London at its variety”, “What would you like to see in the UK?”, “Meeting British guests”.

Мы предлагаем использовать такие ресурсы, как Encarta Premium DVD 2006, Microsoft® Encarta® Encyclopedia Deluxe 2001, Microsoft Encarta Premium 2009, а также Интернет-сайты.

В структуре урока с использованием виртуального тура можно выделить несколько этапов. Перечислим их как один из вариантов построения работы.

  1. Предварительная работа, которая предшествует демонстрации виртуального тура, включает лингвострановедческий комментарий, установку на понимание. Например, перед просмотром виртуального тура “Inside the Louvre Museum” учащимся сообщаются краткие сведения о Лувре.
  2. Демонстрация виртуального тура.
  3. Проверка понимания содержания с помощью вопросов.
  4. Составление монологического высказывания с помощью разнообразных заданий.

На данных этапах работы можно использовать множество упражнений и методических приемов для формирования монологической речи у учащихся. Вот некоторые из них:

  1. Прослушайте предложения и дополните их собственными подходящими по смыслу предложениями.
  2. Рассмотрите виртуальный тур и согласитесь со следующими утверждениями или отвергните их.
  3. Возразите преподавателю.
  4. Опишите виртуальный тур.
  5. Составьте небольшое сообщение о каком-либо событии.
  6. Составьте типовое монологическое высказывание для ситуаций по теме.
  7. Представьте себе ситуацию, связанную с приездом в чужой город, и расскажите о…
  8. Составьте план содержания монологического высказывания.

Упражнения после просмотра рассчитаны не только на закрепление, но и на расширение материала. Заключительной частью задания должна стать речевая деятельность учеников, когда все они становятся участниками речевого общения.

Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Данный принцип не является новым, однако до сих пор не существует единого определения данного подхода. Согласно определению отечественного учёного Р. П. Мильруд, интерактивность – это “объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами”. Согласно этому определению можно сделать вывод, что интерактивный подход в виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью.

Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учеников адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное – умение спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу.

В связи с этим, мы рекомендуем преподавателям на уроках иностранного языка уделять больше внимания формированию и повышению уровня устной речи. Для формирования данного умения необходимо использовать не только диалог, вопросно-ответные упражнения, но и монолог с нетрадиционными заданиями, как наиболее эффективный способ повышения уровня сформированности умений и навыков устной речи.

Эффективность использования виртуального тура при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура виртуального тура, как согласованы учебные возможности виртуального тура с задачами обучения.

Можно предложить учащимся следующие задания, способствующие формированию монологической речи с использованием виртуальных туров:

  • Опишите местность, которую вы видите.
  • Составьте небольшую презентацию местности.
  • Назовите и оцените действия людей на картинке.
  • Скажите, что вы согласны или не согласны с мнением преподавателя.
  • Скажите, что вы поддерживаете собеседника.
  • Расскажите о городе, глядя на картинку.

Преподавателям иностранного языка необходимо понимать, что использование компьютерных технологий предназначено для того, чтобы совершенствовать процесс обучения иностранному языку, но при этом, ни в коей мере не заменить учителя. Используя компьютерные технологии на уроках английского языка, учитель может больше времени уделить выполнению упражнений, способствующих стимулированию реального общения, что является целью коммуникативного подхода к обучению иностранному языку.

Таким образом, работа преподавателей над формированием умений устной речи и совершенствованием навыков очень сложна и требует от преподавателя большой подготовленности, знания теоретических понятий, требований, умения применять эти знания на практике, а также творчества и креативности с целью повышения уровня владения иностранной речью у учащихся.