Урок окружающего мира с использованием ИКТ на тему "Откуда берутся шоколад, изюм, мед?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Уровень образования: начальное общее образование.

Целевая аудитория: учащиеся, учитель.

Интеграция предметов: обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром, ИЗО.

Программа: УМК: “Школа России” (под редакцией А.А. Плешакова).

Предмет, класс: Окружающий мир, 1 класс.

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник "Окружающий мир" 1класс А.А. Плешаков, рабочая тетрадь к учебнику.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.

Тема: “Откуда берутся шоколад, изюм, мед? ”.

Цель урока: расширить знания о растениях используемых человеком; расширить знания учащихся о получении изюма, шоколада и меда.

Задачи урока:

образовательная: обобщить представление детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимнего месяца – декабрь; познакомить детей с производством хорошо известных им сладостей (шоколад, изюм, мед); показать их природное происхождение;

развивающая: развивать речь детей, мышление, память;

воспитательная: воспитывать любовь к природе, внимательное и заботливое отношение к окружающим.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что шоколад мы получаем благодаря шоколадным деревьям, изюм благодаря винограду, а мед благодаря цветам и пчелам.

Оборудование:

у учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией, порошок какао, шоколад различных сортов, ягоды винограда – изюм, соты, мед, улей;

у учащихся: цветная фишка, обертки от шоколада, какао порошок, вода в стаканчиках, чайная ложка, изюм, виноград, мед, цветные карандаши, рабочая тетрадь, карточки.

ХОД УРОКА

(Слайд 1)

1. Организационный момент

Уч-ль: Вот опять звенит звонок – начинается урок. Встали ровно и красиво, тихо сели.

Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
Я желаю всем удачи –
За работу! В добрый час!

2. Сообщение темы и цели урока

Уч-ль: Ребята, к какому уроку приготовились? урок у нас сегодня будет не совсем обычным. Чем мы будем заниматься, вы узнаете позднее, но хочу вас предупредить, что сегодня будут нужны ваши знания, умения, смекалка, а самое главное внимание. Итак, вы готовы?

3. Минута календаря

Уч-ль: Как всегда, в начале урока мы с вами поговорим о погоде. Идет месяц декабрь. Про него говорят: год кончает, а зиму начинает.

Какая сегодня погода?

Какая температура воздуха?

Есть ли осадки?

Изменилась ли природа по сравнению с предыдущими днями или нет? Да, погода совсем не зимняя. Удивляет нас декабрь в этом году. А ведь народное название у него лютень, студенец. А за что его так назвали, нам расскажет Сережа.

(Слайд 2)

Уч-к: Декабрь – стужайло, на всю зиму землю студит. Назвали его так, за лютую, морозную пору, за длительную стужу. Вот так говорили о декабре:

Леденье прошло,
Зиму в дом привело,
В сани коней запрягло,
В путь дорожку вывело,
Снег заледенило,
Лед на речке вымело,
Ребят в санки усадило
С горки покатило.

Уч-ль: Молодец Сережа. Ребята, а вы хотите на санках кататься?

А что для этого надо? (снег)

А давайте все вместе позовем Зиму. Для этого нам нужно произнести заклинание. Вы готовы?

(Слайд 3)

Посмотрите на доску. Прочитайте заклинание про себя.

Лягте мягкие снега,
На леса и на луга.
Тропы застелите,
Ветви опушите!

Читают все вместе хором.

Кто еще раз хочет прочитать?

Давайте все вместе еще раз произнесем эти слова.

(Слайд 4)

Ребята, посмотрите у нас с вами все получилось: прилетела большая пушистая туча. И вдруг из нее пошел снег. (Звучит спокойная музыка). Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки – одна красивее другой. Давайте представим, что мы с вами снежинки.

4. Физкультминутка

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться нам не прочь
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.

5. Минута календаря (продолжение)

Уч-ль: А снежинки-то не простые, а с заданием. (Нужно отгадать загадки, а слова отгадки напечатать в тетради. Проводится звуко-буквенный анализ слов отгадок)

(Слайд 5)

1. Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки!
ЗИМА – 2 слога, 4 буквы, 4 звука

2. Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?
МОРОЗ-МОРОЗЫ

3. Всю зиму пролежит,
Весной в речку убежит
СНЕГ-СНЕГА

4. Лечу, кручу
На весь мир ворчу.
МЕТЕЛЬ – 2 слога, 6 букв, 5 звуков

Уч-ль: А с завтрашнего дня, т.е. с 22 декабря по 25 декабря – Солнцеворот – хоть на воробьиный скок, да прибудет денек. Медведь в берлоге на другой бок повернется. А нас с вами ждут впереди морозы, вьюги и метели.

6. Знакомство с новым материалом

(Слайд 6)

Уч-ль: Но, а сейчас, сядем поудобнее и послушаем меня. (Звучит спокойная музыка). Я хочу вас пригласить в удивительную страну – страну Сказок. Раскинулась она далеко-далеко, за высокими горами, за широкими реками. (Слайд 7) И живет там медвежонок под именем Вини-Пух. А почему под именем? Да потому, что на домике была табличка Вини-Пух, а он под ней жил. И был у него друг. (Слайд 8) Он жил по соседству и звали его Пятачок. Вини-Пух очень любил сладкое, ходить в гости и сочинять стихи. (Слайд 9)Как-то утром Вини-Пух прогуливался со своим другом Пятачком и сочинял песенку. (Звучит песня “В голове моей опилки”). (Слайд 10) Вдруг он остановился и сказал: “А не пойти ли нам в гости?”. Пятачок посмотрел на друга и ответил: “Еще очень рано!”. На это, Вини-Пух спел песню. (Звучит песня “Кто ходит в гости по утрам”). Напевая эту песню, они отправились прямо по тропинке. Подошли они к дереву и увидели нору. (Слайд 11) Не долго думая, Вини-Пух сказал: “Так, если я в чем-то понимаю, то дыра – это нора, а нора – это кролик, а кролик – это подходящая компания, где обязательно чем-то угостят”. Они вошли в дом к кролику. Вини-Пух сразу же увидел на полке банки с вареньем и стал волноваться: “А угостит ли их кролик?”. Но Кролик был очень умным и гостеприимным. (Слайд 12) Он пригласил друзей к столу и стал угощать их вареньем. Медвежонок сначала съел земляничное варенье, потом яблочное и хотел уже есть шоколад, но тут призадумался и вслух стал размышлять: “Где растет земляника, я знаю – в лесу на поляне, яблоки – на яблоне в саду. А вот где растет шоколад?”. Кролик на это ответил: “На дереве”. Вини-Пух тут же попытался представить себе такое дерево, на котором растут шоколадки и конфетки. И огорченно сказал: “Что-то я такого дерева никогда не видел?”. А ему кролик в ответ: “И не увидишь, оно растет в жарких странах”.

Ребята, давайте посмотрим на рисунки в учебнике и увидим, как оно выглядит. Возьмите фишку и положите на первую картинку.

Какие части шоколадного дерева мы здесь видим?

Уч-ся: ствол, листья, плоды

(Слайд 13)

Уч-ль: Правильно. У этого дерева простые, цельные листья и большие, похожие на яйцо, плоды. Это дерево удивительно тем, что цветы распускаются прямо на стволе. (Слайд 14) Передвиньте фишку дальше. Что образуется на месте цветов?

Уч-ся: плоды

(Слайд 15)

Уч-ль: Плод очень крупный, на очень коротком черешке и прикреплен он прямо к стволу. Передвинув фишку дальше, мы с вами увидим, что находится внутри плода.

Уч-ся: семена

Уч-ль: Какого они цвета?

Уч-ся: белые

Уч-ль: Эти семена называют какао-бобы. Их высушивают, при этом они темнеют, измельчают в порошок. (Учитель показывает порошок какао). Этот порошок поступает на фабрики, где делают шоколадки. Посмотрите в учебник и скажите, а что делают из шоколада? Молодцы! Правильно ответили. А вы любите шоколад? Вот сейчас мы с вами попробуем сделать шоколад.

Практическая работа

Уч-ль: У вас на парте есть какао-порошок. Нашли его? Давайте разведем этот порошок небольшим количеством воды. Помешаем. А сейчас попробуем на вкус. Какой получился шоколад?

Уч-ся: горький

Уч-ль: А теперь попробуйте шоколадку. Какая она?

Уч-ся: сладкая

Уч-ль: А как вы думаете, а почему у нас шоколад получился не сладким?

Вывод: Для изготовления плитки шоколада необходим сахар, молоко и другие добавки.

Уч-ль: Подробно о том, как производят шоколад, вы узнаете позднее. Но вы знаете, что есть очень много сортов шоколада: это и с орехами, и с изюмом, и просто молочный. Ребята, а какой ваш любимый шоколад? Вини-Пух мне сказал, что ему нравится шоколад с изюмом.

А вы видели изюм? Кто из вас ел его?

У вас на партах есть изюм. Попробуйте его. Какой он?

Уч-ся: сладкий

Уч-ль: Как вы думаете, из чего он получается? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на карточку. Вы видите на ней три рисунка:

ВИШНЯ СМОРОДИНА ВИНОГРАД

Подумайте и выберите верный ответ, поставив знак (+) <Приложение 1>

Самостоятельная работа детей

(Слайд 16)

Уч-ль: Проверяем. Поднимите руки те, кто считает, что изюм – это засушенная вишня. Поднимите руки те, кто считает, что изюм – это засушенная смородина. Поднимите руки те, кто считает, что изюм – это засушенный виноград.

(Слайд 17)

Вывод. Итак, изюм – это высушенный на солнце виноград.

Уч-ль: На земле не так много районов где выращивают виноград и производят изюм. Потому, что после созревания винограда необходим период жаркой погоды без дождей, чтобы была возможность его высушить. Виноград собирают с ветвей и укладывают на лотки рядами на 2-3 недели. Затем складывают в ящики и еще немного подсушивают. Из 1 кг. Винограда получается 250 гр. изюма.

Уч-ль: Мы с вами познакомились с тем, как получают изюм. И когда вы будете есть шоколад с изюмом, то расскажете своим родителям откуда они берутся.

Ребята, посмотрите на выставку. Существует очень много сортов шоколада. И вы заметили, что каждый сорт шоколада имеет свою красочную обертку. А как вы думаете, кто рисует обертку для шоколадок?

Вот сейчас мы с вами представим, что мы художники на кондитерской фабрике. И нам нужно будет нарисовать обертку для нового сорта шоколада. Вам немного уже помогли при выполнении этого задания. Рисунок нарисован карандашом, вам нужно его раскрасить. Но сначала проведем разминку для пальчиков.

7. Разминка для пальчиков

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.

8. Самостоятельная работа

Уч-ль: Ну что ж, я смотрю, свою работу вы закончили. Уберите карандаши и покажите мне ваши рисунки. Молодцы! Хорошо у вас получилось. Мы их подарим Вини-Пуху, Пятачку и Кролику.

9. Знакомство с новым материалом (продолжение)

(Слайд 18)

Уч-ль: Мне кажется что Вини-Пух уже засиделся в гостях и ему пора домой. Отправился он вместе с Пятачком домой. Проходя мимо дуба, он услышал жжужание. Тогда медвежонок остановился и сказал: “Это ж – ж – ж не спроста. Где ж – ж – ж, там пчелы. Где пчелы, там мед”.

Ребята, а вы видели пчел? А как они жужжат? Ж-ж-ж-ж-ж-ж (Фонетическая зарядка)

А кто из животных очень любит мед? Правильно медведь.

10. Физкультминутка

Уч-ль: Вот сейчас вы будете пчелки, а Марк будет медведь.

Пчелы в ульях сидят
И в окошечко глядят.
Порезвиться захотели
Друг за другом полетели.
Полетели пчелки собирать мед с цветочков.
Мишка – медведь идет, мед у пчелок заберет.
Пчелки – домой!

(Садятся за парту)

Дети говорят:

Этот улей домик наш
Уходи медведь от нас:
Ж – ж – ж – ж – ж!

11. Знакомство с новым материалом (продолжение)

Уч-ль: Ребята, а что такое мед? А вот послушайте, как на этот вопрос ответит Вини-Пух.

“Но мед – это очень уж странный предмет
Всякая вещь – или есть или нет –
А мед, я никак не пойму в чем секрет?
Мед если есть, то его сразу нет!”

(Слайд 19)

Мед – это продукт совместной деятельности пчелы и растения. И достается он пчеле тяжким трудом. Чтобы собрать один килограмм меда пчелы должны посетить примерно 210 млн. цветов. А где живут пчелы, вы узнаете, отгадав загадку:

На лугу полно домов,
В тех домах по сто котлов.

Что это за дома?

(Слайд 20)

Уч-ся: ульи

Уч-ль: Что это за котлы?

(Слайд 21)

Уч-ся: ячейки сот

(Показ улья, сот)

(Слайд 22)

Уч-ль: Пчелиный народ – это большое семейство, в котором у каждого свои обязанности. Оно состоит из рабочих пчел, трутней и одной матки – пчелиной царицы, дающей потомство.

(Дети смотрят на карточку) <Приложение 2>

Трутни появляются в улье в конце марта, а осенью рабочие пчелы убивают трутней и выбрасывают их из гнезд. Все работы в гнезде выполняются рабочими пчелами. Гнездо пчел называют соты. Пчелы строят ячейки из воска. Ячейки служат для выведения потомства и для хранения меда. Пчелы передают сигнал при помощи танца. Существует 20 видов танца. Больше всего в пчелином семействе рабочих пчел. За свою короткую жизнь им приходится переделать уйму разных дел. Но как же из сладкого сахарного сока растений получится наш любимый мед? (Показ меда) Нектар содержит в себе много воды. Чтобы стать медом, который откладывается в соты, нектар должен загустеть. Эту проблему пчелы решают так, они дают воде испариться. В теплом воздухе улья это идет очень быстро. Через несколько дней из жидкого нектара получается густой, вязкий мед. Мед – это пчелиный запас пищи на случай бескормицы. Но так как каждый пчеловод в плохую пору подкармливает пчел сахарным сиропом, поэтому они берут мед.

А как вы думаете, для чего людям нужен мед? Молодцы, хорошо отвечаете, дружно и правильно.

Давайте еще раз повторим, как же мед на стол пришел? <Приложение 3>

Работа по карточке

12. Итог урока

Уч-ль: Ребята, хорошо конечно слушать сказку. Но каждая сказка имеет конец. Вот и у нас она подошла к концу. Что нового вы узнали из сказки, которую я вам сейчас рассказала?

(Слайд 23)

Вывод: Изюм – это виноград. Шоколад получают из какао-бобов. Мед получают из нектара цветов.

Уч-ль: Сейчас вам нужно ответить на вопрос: “Откуда берутся мед, изюм, шоколад”

<Приложение 4>

Самостоятельная работа по карточке

(Слайд 24)

Уч-ль: Как вы выполнили работу на карточках, я проверю после урока. Сегодня на уроке вы все работали хорошо. Молодцы! И на память о встрече Вини-Пух передает вам сладкий приз.