Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока:

Обучающие:

– находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
– составлять схемы предложений с придаточными определительными;
– производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
– правильно употреблять в речи данные виды предложений.

Развивающие:

– развивать навыки исследовательской деятельности;
– развивать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы причтении стихов, понять настроения, чувства поэтов.

Воспитывающие:

– воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
– воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах;
– воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.

Оформление и оборудование урока: компьютер, видеопроектор, мультимедиа, карточки для индивидуальной работы, запись на доске для орфоэпической и лексической работы.

Эпиграф:

Я люблю эти дни,…
Когда все так понятно в природе,
Так ясно и тихо кругом…
(Ю. Левитанский)

Ход урока

I. Слово учителя:

Времена года – неизменная тема в творчестве многих русских поэтов, художников и композиторов. Осень занимает особое место в силу своей загадочности и тайны. С одной стороны – величие, великолепие природы, буйство красок. С другой – печаль, пронизывающая сердце тоска.

Тема осени – это вечная поэзия, когда сердце природы и сердце человека сливаются. Описание осени позволяет людям творческим выразить сокровенное, потаённое. Сегодня мы, погружаясь в тайны осени, познакомимся с СПП с придаточными определительными и повторим орфограммы в различных морфемах.

1. Один ученик вызывается к доске, он вставляет пропущенные буквы в данные слова, объясняет устно встретившиеся орфограммы. (Презентация. Слайд 2.)

Словарная работа:

З..л..тые о..блески природы, застыли в ..цепенени.., ра..цвело последн..м цветом, надоедл..вый дождь, м..лчаливый лес, прощ..льный кру.. жур..влей, смывала д..ждями, ве..т покоем, светлая п..чаль, тихая рад..сть, совершенное оч..рование, взры.. эмоций и чу..ств, вдохновенный ТВ..рец, предн..значение, л..рическ..е время года, п..йзажная2 лир..ка.

2. В это время индивидуальная работа по карточкам (2 человека у доски):

(Приложение 1)

  1. Я хотел, чтоб сердце глуше
    Вспоминало сад и лето,
    Где под музыку лягушек
    Я растил себя поэтом. 5(пунктуационный разбор)
    (С.Есенин)

    Дополнительные вопросы:
    – Определи тип первого придаточного.
    – Расскажи о СПП с придаточными изъяснительными.
     
  2.  Нечаянный лист прошуршит
    И кратким паденьем внушит,
    Что осень собой означает.4
    (Ю.Гречко)

Дополнительные вопрос:
– В роли “скрепы” в твоем предложении выступило союзное слово что. Как отличить союз от союзного слова?

3. Индивидуальная работа по карточке (на месте). (Приложение 2)

4. Учитель:

– Как вы понимаете значение сочетания “пейзажная лирика”?
– А что такое пейзаж?Давайте обратимся к словарю. (Слайд 3, 4.)

(Реализация индивидуального задания ученика.)

По страницам словарей:

ПЕЙЗАЖ. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где paysage – суф. производное от pays< ср. -лат. pagensis “сельский”, суф. образования от pagus “село, деревня”. Пейзаж буквально – “сельская картина”.

(Этимологический словарь, 2004 г.)

ПЕЙЗА'Ж, а, м. [фр. paysage].

1. Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный п. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание природы в литературном произведении (лит.). П. в романах Тургенева. В конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей. Чехов.

(Толковый словарь Ушакова, 1935–1940 г.)

II. Новая тема.

Сегодня мы познакомимся с еще одним типом придаточных – определительным. Давайте обратимся к тексту. (Слайд 5–14.)

В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

1. Работа с текстом:

– Какова тема текста? (В тексте говорится о великом композиторе.)
– Какова основная мысль? (Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке.)
– Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо.

(Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)

– Докажите, что предложение сложное. Выделим грамматическую основу.
– Выделите главную и придаточные части графически.
– Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом.)
– От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное.)
– На какой вопрос она отвечает? (Какой?)
– Построим схему предложения.
– Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы.
– При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов.)
– Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (Нет.)

2. Итак, заполним таблицу: (Слайд 15–20.)

1. Вид придаточного определительное
2. Вопрос. какой?
3. Контактное слово (часть речи) сущ.
4. Средства связи. союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда и др.
5. Возможны указательные слова. тот, такой
6. Позиция по отношению к контактному слову всегда постпозиция

Составление опорной схемы и запись ее в Справочники. (Слайд 21.)

– Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном.

III. Закрепление.

1. Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с заданием: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему. (Приложение 3)

Карточка для 1-й группы:

  1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
  2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)
  3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.)

Карточка для 2-й группы:

  1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)
  2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)
  3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)

Карточка для 3-й группы:

  1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
  2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
  3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)

Карточка для 4-й группы:

  1. Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)
  2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
  3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)

Результаты исследовательской работы учащихся. (Слайды 22–25.)

2. Работа устная: (Слайды 26–29.)

– Замените причастный оборот придаточным определительным, в качестве скрепы используйте данные союзы:

  1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (Которая.)
  2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (Что.)
  3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (Какие.)

Учитель: Причастный оборот употребляется, главным образом, в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной. Известно, что А.С.Пушкин говорил об этом: “Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: “Карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату”. Мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом”. Но нам никуда не деться от законов разговорной речи.

3. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Такие задания обязательно встретятся вам на ЕГЭ: (Слайды 30–33.)

  1. Художественные средства, которые были использованы при написании “Деревни”, тяготеют к классицистическим традициям.
  2. Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит.
  3. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
  4. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.

(В 1–3 предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последние существительное, а в 4 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом.Даже если мы заменим глагол стремятся причастием, оно не будет характеризовать существительное края.)

V. Творческая работа. (Слайд 34.)

– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова? (Об осени, предложение СПП с придаточным определительным.)

– Прослушайте отрывок из стихотворения Юрия Левитанского, нашего соотечественника, который жил и работал в середине прошлого века, был участником Великой Отечественной войны.

Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
Что становится явной вся тайная суть естества, –
Все просторней, все глуше в осеннем лесу – музыканты уходят -
Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача –
И последняя флейта замрет в тишине – музыканты уходят –
Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча...
Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,
Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,
Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе
И о многом другом еще можно подумать, о многом другом.

– А о чем вам подумается, когда вы увидите непревзойденные полотна Левитана, посвященные осени и услышите композицию П.И.Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”.

– Напишите сочинение-миниатюру на тему “Осень – вечная поэзия” или “Что я чувствую, погружаясь в тайны осени”. Используйте в качестве опорных слова из словарного диктанта. Хотелось бы, чтобы и СПП спридаточными определительными тоже нашли свое место в вашей работе.

(…, какие кружились вчера в незатейливом танце.
…, которые радуются последним теплым лучам.
…, что пестреет на увядающей траве.
…, что благоухают свежестью.
…, которое наполнено чувством безысходной грусти.
…, который словно жалеет о чем-то.)

– Ребята 1-й группы пусть составят 3–4 предложения, используя данные придаточные и вдохновляясь репродукцией картины Левитана. (Слайд  35.)

VI. Рефлексия и подведение итогов урока: (Слайд 36.)

  • Что нового мы узнали сегодня на уроке?
  • Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
  • Что особенно понравилось?

Научились:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.

VII. Домашнее задание: (Слайд 37.)

Найти и выписать в тетрадь 3–4 СПП с придаточными определительными из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”