День открытых дверей в литературном салоне "Парус мечты" (серия ЖЗЛ. А.Грин – солнечный рыцарь мечты). Путешествие по незабываемым страницам феерии "Алые паруса"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Урок разработан для учащихся 6 класса.

Цели:

  1. Обучающая: познакомить с биографией А. Грина, теоретическим понятием жанра “феерия ”.
  2. Развивающая: совершенствовать навык монологической речи.
  3. Воспитательная: развитие интереса к чтению художественной литературы.

Оборудование и материалы:

  • компьютер;
  • медиапроектор;
  • интерактивная доска;
  • видеопрезентация о жизни писателя, созданная творческой группой шестиклассников;
  • рисунки;
  • видеонарезка эпизодов из фильма «Алые паруса» киностудии «Мосфильм», 1961. Авторы сценария Александр Юровский и Алексей Нагорный, режиссёр-постановщик Александр Птушко ;
  • призы для награждения победителей в конкурсах: «Самый классный рисунок к уроку», «Эрудит», «Лучшая театральная роль». 

Словарик к уроку:

  • Коллизия - острый сюжет
  • Феерия - от фр. слова фея – представление с фантастическими костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов.

Ход урока

1) Эмоциональный старт.

Учитель.

Жил на свете одинокий и гордый человек. Он любил море, мечту и людей. Море лежало перед ним как дорога в огромный, таинственный и прекрасный мир, полный приключений, подвигов и чудес. Имя этого человека – Александр Степанович Гриневский.

Александр Гриневский – писатель. Чтобы вы, ребята, могли познакомиться с его биографией, я предлагаю вам посетить виртуальный музей А. Грина, который находится в Вятке. Творческая группа ваших одноклассников, пользуясь различными источниками: справочниками, энциклопедиями, Интернет – сайтами создали фильм о жизни писателя, который мы с Вами сейчас посмотрим.

Я убедительно прошу внимательно смотреть ролик, обращая внимание на даты и важные факты жизни Александра Степановича Грина, так как в конце урока вы все будете приглашены в Литературный магазин, и эти знания вам пригодятся.

2) Видеосюжет №1. Просмотр ролика (6. 30мин).

3) Лирическая пауза. Ученик читает наизусть стихотворение А.В. Некипелова «Памяти Грина»

Мне встречи с ним судьба не подарила,
И лишь недавно поздние цветы
Я положил на узкую могилу
Прославленного рыцаря мечты.
Но с детских лет, с тех пор, когда
Я в мир чудес, им созданных, проник,
Идут со мною рядом, как живые
Веселые герои его книг
Идут они в равнинах Зурбагана,
Где молодая щедрая земля
Распахнута ветрам и ураганам
Как палуба большого корабля.

4) Беседа.

После чтения стихотворения учитель задаёт вопрос:

- Вы запомнили, как называет А. Грина А.В. Некипелов?

Ученики: Рыцарем мечты.

Учитель: А как вы думаете, почему?

Ученики: отвечают. Рыцарь – это ……

Учитель: Годы унижений и голода не смогли убить живую душу писателя, его стремление уйти в мир светлой мечты. Грин не стал капитаном, но больше всего на свете дорожил капитанской фуражкой. А на капитанском мостике оказались его герои. Реальное неласковое Одесское море оказалось недостижимой мечтой, тогда Александр Грин силой своей фантазии построил красивую страну Гринландию, создал море, которое покоряют чистые сердцем люди, придумал такие города, как Зурбаган, Гель-Гью, Лисс, Каперна, населил их благородными людьми, которых так и не встретил в России.

-Ребята, вспомните, как рождались сюжеты многих классических произведений?

Ученики: Александру Сергеевичу Пушкину няня – Арина Родионовна рассказывала сказочные истории, которые были положены в основу многих произведений поэта.

Учитель: А теперь послушайте, как Александр Грин в течение 5 лет вынашивал идею феерии «Алые паруса» . Замысел родился в 1916г. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка,

"Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажут ли больше паруса красного, а лучше того алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия". Итогом сильного впечатления стал роман с одноимённым названием.

-Чем для Грина являются алые парус а?

Ученики: символом красоты, символом воплощённой мечты.

Учитель: А раньше в эпоху Ренессанса парус являлся атрибутом фортуны (удачи), переменчивой, как морской ветер.

Учитель: У Александра Блока есть стихи:

Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!

-Как вы понимаете смысл этих строк? О каком цветном тумане идёт речь?

Ученики рассуждают.

Учитель: Нельзя говорить о книге, не прикоснувшись к её страницам, поэтому найдите, пожалуйста, в тексте и прочитайте с выражением описание моря.

Ученики : «Она видела в стране далёких пучин подводный холм; от поверхности его струились вверх вьющиеся водоросли; но море тем временем ещё спало, обведённое по горизонту золотой нитью».

Учитель: На кого похоже спящее море?

Ученики: на молодую красавицу.

Учитель: Какие слова придают некую сказочность образу?

Ученики: Обведённое золотой нитью.

Учитель: Какие средства выразительности использовал писатель?

Ученики: эпитет, метафору, олицетворение.

Учитель: Какую роль играют?

Ученики: Украшают текст, как драгоценные камни украшают красавиц.

Учитель: Многие из Вас к сегодняшнему уроку подготовили выставку рисунков, на которых изображены морские пейзажи и полюбившиеся литературные герои из книги.

-Внимательно посмотрите на рисунки и скажите, удалось ли нашим художникам красками передать ту красоту моря, о которой рассказал в книге Александр Грин?

Ученики отвечают.

Учитель:

- Ребята, теперь вы знаете, что А. Грин родился и жил в России, как вы думаете, почему свою фамилию писатель Гриневский сократил и преобразовал в иностранную?

Ученики: Люди придумывали себе вымышленные имена, чтобы их не узнали.

Учитель: Как называется вымышленное имя?

Ученики: Псевдоним.

Учитель:

-Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин говорил, что "Грин!" - так коротко окликали ребята Гриневского в школе, а "Грин-блин" - была одна из его детских кличек.

- В начале ХХ века в России была мода - все иностранное казалось лучше отечественного; о городах Гель-Гью, Зурбаган и Лисс,о героях с именами Ассоль,Эгль и Летика,так думали читатели, может написать литератор с иностранным именем.

5) Обсуждение жанра произведения.

Учитель: В книге Александра Грина необычны не только имена героев, но и сам жанр. Как писатель определил жанр произведения?

Ученики: феерия.

Учитель: Давайте обратимся к нашему словарику и прочитаем определение слову «феерия»?

Название “феерия” происходит от слова “фея”, это драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и, как в сказках, всегда побеждает добро, красота. При постановке на сцене в феериях используются особые впечатляющие эффекты.

Феерия – от фр. слова фея – представление с фантастическими костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов. Волшебное, сказочное зрелище.

- Как вы думаете, почему А. Грин назвал “Алые паруса” феерией?

Ученики: Ассоль верила в сказку, у неё было доброе сердце и сокровенная мечта. Она никому не делала зла, поэтому была вознаграждена тем, что её мечта осуществилась. Как и во всех русских сказках, героине нужно было преодолеть препятствия на жизненном пути, чтобы стать счастливой.

В повести Грина есть свой сказочник - Эгль, который помогает Ассоль поверить в мечту. Появление парусника с алыми парусами в конце произведения создаёт атмосферу праздника - яркого, запоминающегося.

Учитель:

- Какие самые яркие, феерические эпизоды вы выбрали бы, если вам предложили бы снять своё фильм по книге «Алые паруса»?

Ученики: отвечают.

Учитель:

В революционные годы, среди голода, тифа и смерти Грин обдумывал и писал «Алые паруса».

Достаточно сказать, что это — история о чуде, которое два человека совершили друг для друга. А писатель — для всех нас…

Повесть-феерия была опубликована в 1923 году. Считается, что прообразом Ассоль является жена Грина – Нина Николаевна.

Пришло время познакомиться с нашими героями.

Молодые актеры – исполнители главных ролей у нас в гостях, они прошли театральные пробы, репетиции и готовы порадовать нас.

Давайте их поддержим аплодисментами.

6) Театральная пауза №1. (Видеофайл №2. Ассольи Эгль).

а ) На переднем плане сцены появляется Ассоль. Она читает монолог. На интерактивной доске проецируется отрывок из фильма «Алые паруса». В некоторых местах видеоэпизодов звук прерывается, чтобы дать возможность актёрам сыграть свои роли.

А в Каперне нам жилось трудно. Местные жители нас не любили, мы всегда были для них “чужими”, а после смерти лавочника Меннерса это отчуждение стало злобным и угрожающим. Мы хорошо жили с моим отцом: едва сводили концы с концами, но жили душа в душу. Несмотря на его нелюдимость и необразованность, он учил меня доброте, трудолюбию, независимости, стойкости, честности.

Однажды я несла в город игрушки на продажу. Дорога вела в лес, и я пустила по ручью игрушечную яхту с лоскутком алого шелка вместо обычного белого паруса. Яхта уплыла, я бросилась следом, и , у самого устья ручья я обнаружила, что яхту поймал неизвестный странный старик. Чтобы я не пугалась, он рассказал мне сказочную историю…

б) Сценка с Эглем.

Эгель

Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой. Ассоль. Однажды утром в морской дали сверкнет алый парус…. (Далее монолог по тексту).

7) Беседа. После игры актёров учитель задаёт вопросы:

  1. Дайте словесную характеристику Ассоль.
  2. Какие чувства к жителям Каперны вы испытываете?
  3. Перечислите прилагательные, которыми описываются жители Каперны. О чём это свидетельствует (При описании жителей не употребляет цвета. Они злые, не верят в мечту).)
  4. Осуждает ли автор поступок Лонгрена? (И да, и нет. Он наказал Менерса за жену, но погубил жизнь человека).
  5. Как сам Лонгрен оценивает свой поступок? (Он сделал чёрную игрушку. Он понимает жестокость своего поступка).

8) Театральная пауза №2. Видеофайл № 3. Монолог Грэя.

Сыграть в начале творческого пути роль благородного Грея – думаю, это большая удача для меня, начинающего актера. Сейчас я слушал историю Ассоль и понял, как много у нас общего. Ассоль жила в нищете, в злобной болотной Каперне. Грей жил в роскоши и богатстве, но главным для них был не этот,реальный мир, а их собственный, выдуманный – прекрасный и гармоничный.

Родители Грея были заложниками своего положения, своего богатства и законов высшего света. Вся их жизнь бала расписана по числам с рождения до смерти, а поведение регламентировано этикетом. Мать любила сына и безгранично баловала. А отец постоянно был занят фамильными процессами, государственными делами, охотой, чтением газет, и другими, не менее важными, делами.

Мир напыщенной аристократии, неискренних отношений, праздности не привлекала моего героя. В его мире, у Иисуса, на картине в галерее, не могли торчать из рук гвозди и течь кровь. В его мире мог жить настоящий Робин Гуд, которому не жалко для счастья друга всех своих накоплений…

Учитель:

-Какие благородные поступки совершил Грэй в детстве и как это его характеризует?

Ученики отвечают: Подбросил деньги Беттти на свадьбу; когда кухарка ошпарила руку, он тоже ошпарил свою; случай в галерее.

Однажды в его мире появился огромный корабль, вздымающийся на гребень морского вала… С тех пор судьба Грея была решена. Никакая другая профессия, кроме морского капитана, не могла бы подарить ему настоящее счастье. В 14 лет он покинул дом и отправился в свое первое плавание. Его, избалованного барчука, насмешливо приняли настоящие морские волки. Но он сносил все: изнурительный труд, голод, холод, жару , ругань, насмешки и одиночество. Он стал на корабле “Своим ”. Перед ним была цель – стать капитаном – и он ее достиг.

Грей стал капитаном на своем “ Секрете ”. Но, мне кажется, самое главное, что Грей стал Капитаном Своей Жизни.

9) Видеосюжет № 4. Встреча.

Учитель: Ребята, вспомните всё, о чём мы сегодня говорили и сформулируйте главную мысль, которая может стать девизом каждого из нас в жизни, чтобы все наши мечты осуществлялись.

Ученики: Чудеса надо делать своими руками .

10) Музыкальная пауза. Аудиофайл №1.

Учитель: Чтобы немножко отдохнуть перед заключительным этапом урока, мы с вами исполним песню В. Ланцберга « Ребята, надо верить в чудеса», которую вы учили на уроке пения, потому что эту песню можно считать и гимном книги А. Грина «Алые паруса», и гимном жизнеутверждающей любви двух сердец.

11) Игра «Литературный магазин». Презентация.

Учитель: чтобы проверить, насколько прочно вы усвоили изученный материал, мы с вами отправимся в Литературный магазин. В любом магазине есть продавец, товар, покупатель, денежная единица. Наш магазин не исключение. Продавцом будет учитель, товаром – вопросы разной сложности, поэтому цена у них будет разная, покупателем будут ученики, денежной единицей правильный ответ. За правильный ответ ученик получает шоколадный медальончик, а жюри будет фиксировать на магнитной доске набранные баллы каждого участника. Кто больше всех наберёт очков, тот получает памятный приз (книга А. Грина «Бегущая по волнам», набор фломастеров, аудиодиски).

Технология игры проста:

1.Ученик выбирает любой цветовой сектор с номинальной стоимостью вопроса.

2.Учитель открывает выбранный сектор и озвучивает вопрос.

3. Если ученик не даёт правильного ответа, то не получает никаких баллов, а возможность ответа переходит другому ученику, но при этом цена вопроса уменьшается вдвое, так как один ответ уже был услышан.

12) Подведение итогов, награждение победителей.

Примечание: Видеофайлы не включены ввиду многократного превышения предельных размеров. За видеосюжетами обращайтесь к автору.