Использование крупы в работе психолога с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Современный маленький ребенок часто сталкивается с жизненными трудностями и проблемами, которые нам (взрослым) не всегда близки и понятны. Как взрослому человеку помочь понять душу ребенка, безболезненно узнать сокровенные мысли и мечты малыша? Нам в этом помогает обыкновенная крупа – гречка, манка, рис и т.д. Крупа является природным и сыпучим материалом, который слабо поддается контролю и предполагает непосредственную работу руками, легко поддается трансформации, разнообразие способов манипуляций материалов (можно насыпать, растирать, подбрасывать и т.д.). С помощью этого и вспомогательных материалов (игрушек, совочков и т.п.) ребенок может свободно фантазировать и создавать “свой мир”, а взрослый при желании имеет возможность познавать мир ребенка, поучать, корректировать поведение.

Для занятий с детьми старше пяти лет рекомендуется использовать все виды круп, включая бобовые (фасоль, чечевицу). С детьми младшего возраста (с трех лет) лучше использовать гречку (или другую однородную крупу) – легче чистить и разбирать инвентарь. Ее можно насыпать в таз (размер, цвет лучше подбирать вместе с ребенком) – удобный по росту, любимого цвета, который соответствует настроению дошкольника; кроме того, потребуются маленькие фигурки животных, людей, птиц, техники, сказочных персонажей, посуды и т.д. Фигурки, которые выбирает ребенок символизируют реальных людей и явления той среды, в которой находится человек. Чем больше игрового материала, тем лучше – ведь мир в котором мы живем с детьми очень разнообразен, нам неизвестно заранее какие модели окружающего мира понадобятся ребенку. Дети очень любят мисочки, ложечки, ковшики различных размеров. Так как таз не может вместить весь собранный взрослым для игры материал, его лучше расположить рядом на столе, на полке, в коробке. С помощью этого материала создаются картины, волшебные страны.

Для занятий с крупой лучше выбирать открытое пространство, без коврового покрытия (легче убирать просыпавшуюся крупу), стол (либо емкость) в которую насыпана крупа. Этот стол должен быть размера и высоты подходящей росту ребенка, чтобы он мог не тянуться и не нагибаться, легко обойти (подойти) к столу со всех сторон. Хотелось бы отметить безопасность крупы: предварительно промывается, просушивается в духовке, хранится в закрытой таре.

Количество детей на занятии зависит от проблемы, с которой сталкивается педагог. Чаще всего организуются групповые занятия для 3–5 детей. В некоторых случаях необходимы индивидуальные занятия (тревожность, агрессивность, замкнутость ребенка). Количество детей зависит и от размера емкости для крупы: чем больше емкость, тем многочисленней может быть детская группа для игровых сеансов.

Игровые сеансы различаются и по временным промежуткам: чем младше дети, тем короче занятие (высокая утомляемость, нужна смена деятельности). До трех лет – десять минут; в три-четыре года – пятнадцать – двадцать минут; в пять лет – двадцать пять, тридцать минут; в шесть-семь лет – тридцать, сорок минут. Если ребенку интересно, он увлечен – временной промежуток можно увеличить.

Вначале целесообразно познакомить детей с крупой. Например, с гречкой: дать им ее пощупать, потрогать, понюхать. Обычно ребята очень интересуются – настоящая ли это гречка, можно ли ее есть и т.д. Затем следует всеобщее стремление сварить ее, сделать кашу. “А я кашу варить буду! И я с тобой!”. Терпеливо отвечаем на все заданные вопросы. Когда дети уже освоились, познакомились с новым материалом, их уже начинают привлекать игрушки. На начальном этапе многим дошкольникам очень хочется накормить “зверей” – для этого лучше всего подходят игрушки у которых открыт рот и можно засыпать внутрь немного крупы. Кроме этого в таз с крупой можно спрятать игрушку, затем коллективно ее искать. Детям можно предложить превратиться в волшебников и создать свою страну, где все будут слушаться только тебя. При желании малыша можно участвовать в создании игрового сюжета ребенка (при этом мы выявляем проблемные зоны, потребности, желания). Не повредит (по желанию ребенка) музыкальное сопровождение – создает атмосферу волшебства, расслабляет и успокаивает.

Многие дети в конце игры очень любят устраивать “дождик, водопад, снегопад” из крупы и соответственно некоторое количество крупы не попадает обратно в таз, а оказывается на полу. Лучше ставить таз не на ковре и иметь дополнительную крупу для пополнения.

Используя игровые модели многие ребята начинают выстраивать свои жизненные линии поведения, разыгрывают сценки в которых они недавно побывали в жизни.

Что же делать в это время взрослому?

  • слушать ребенка: внимательно, заинтересованно, “по-взрослому”;
  • задавать вопросы, чтобы поддерживать игру, тактично выяснить у малыша волнующую проблему;
  • если ребенок сам захочет, включиться в игровые действия (дошкольник может дать взрослому игрушку– роль);
  • совместное проведение времени с детьми, ваша заинтересованность в увлечениях ребенка– дает минуты счастья, вы за это время лучше узнаете все внутренние грани подрастающего малыша, доставляете ему истинное удовольствие.

Значение игровых действий с крупой:

  • развитие мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для письма и т.д.), развивается тактильная чувствительность;
  • развитие воображения (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);
  • развитие речи (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);
  • проигрывание проблемных для ребенка (скрытых от взрослого) ситуаций. Ребенок редко сразу начинает проигрывать проблемные для него ситуации. Через некоторое время (от 30 минут и до 2 занятий) ребенок может показать то, что его волнует – взрослый должен очень внимательно наблюдать за игровыми действиями и репликами, чтобы не пропустить этот момент, поддержать его. Очень важно не торопить малыша, не давить на него в этот момент, не “выпытывать” – он сам вам все расскажет и покажет когда придет время и он будет к этому готов;
  • развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления. Более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Незаметно закапать одну (если дети 5–6 лет – несколько) игрушек, спросить у ребят какие “звери”, предметы спрятались. Пересыпать крупу в различные емкости: из большой миски – в маленькую, уместиться ли вся крупа? Какую миску лучше взять? Можно организовать театрализованную деятельность – разыгрывание сказок, сказочных историй;
  • моделирование – построение своего мира, своей планеты. Пусть малыш вволю покомандует игрушками, покажет тот мир, в котором он бы хотел жить; создаст свои правила игры;
  • совместное проведение времени, установление дружеских, доверительных отношений в системе ребенок-взрослый, ребенок– сверстник;
  • массаж рук;
  • в процессе игры малыш обретает внутреннюю свободу и уверенность в своих силах; может выразить самые глубокие эмоциональные переживания, освободится от страхов, даем ребенку возможность быть самим собой;
  • Развивается самооценка и ребенок обретает веру в самого себя, стабилизируется эмоциональное состояние (позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых);
  • С тревожными, застенчивыми детьми: снижает уровень тревоги, так как ребенок имеет возможность в любой момент исправить созданный им образ;
  • повышается мотивация ребенка к занятиям (легко заинтересовать, увлечь игровой деятельностью дошкольников).

Количество необходимых занятий с крупой очень индивидуально: некоторым детям хватает и трех-четырех встреч, но большинству нужно больше шести-семи игровых сеансов.

Например, Маша К. (5,5 лет) неуверенная, с повышенной тревожностью девочка. Первые три занятия заняло на установления доверительных отношений с психологом. Затем на четвертом занятии произошел “перелом”: ребенок очень обрадовался, сам предложил поиграть “с гречкой”, создала сказочную страну лета. На следующих занятиях мы продолжали создавать страну, уже используя другие виды крупы (для дорожек, снега на горах, рек, озер). В результате цикла занятий (8 занятий) девочка стала более уверенно и спокойно чувствовать себя среди сверстников, легче шла на контакт с взрослым.

Дети раннего возраста (Ксения У. 2,7 лет, Иванченко М. 2,9 лет) с удовольствием зарывали (прятали) маленькие игрушки, находили их, “ходили друг к другу в гости”. Девочки начали играть друг с другом не только на специально организованных занятиях, развивалась мелкая моторика, зрительная координация.

В конце хотелось бы подчеркнуть необходимость индивидуального подхода к ребенку – если малышу надоело играть с крупой, лучше его не заставлять, а начать совместно с ним убирать игровые модели, пересыпать крупу из таза в специальные банки с крышкой. Не забудьте ребенка похвалить и дать ему подвигаться – ведь он так долго сидел на одном месте.