История алхимии (химия + английский язык)

Разделы: Химия, Иностранные языки


Пояснительная записка

Урок «История алхимии» подготовлен для 9 класса в рамках эксперимента проведения интегрированных уроков химия + английский язык. Интегрированные уроки – сложная форма работы, которая требует длительной, тщательной подготовки, эти уроки активизируют учебно-познавательную деятельность обучающихся, обеспечивают им возможность учиться самостоятельно и работать с дополнительными источниками информации, широко использовать образовательные ресурсы Интернет.

Урок проводится с элементами ролевой игры с целью получения новых знаний. Перед уроком были запланированы для приобретения учащимися познавательного опыта предварительные учебные мероприятия (творческие задания, долгосрочный эксперимент).

Основная цель урока – показать, какими путями развивалась наука, как алхимия превращалась в химию. Наряду с этим ставится цель развития навыков говорения и аудирования английского языка. Содержание урока включает не только химический и языковой, но и исторический, эстетический компоненты, которые соотнесены с интересами и возрастными особенностями учащихся.

На уроке планируется продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, познавательного интереса к предмету. В процессе проведения урока учитель использует демонстрационный и лабораторный эксперимент.

Демонстрационный эксперимент:

1. Получение алхимического «золота»
2. Получение серебряной колбы
3. Самовозгорание свечи

Оборудование: портреты алхимиков и ученых-химиков; стенные газеты, выпущенные старшеклассниками в ходе недели химии; презентации и рефераты учащихся, книги по химии, макеты химических производств. На доске – таблица с английской лексикой по теме урока. На доске – переносной экран.

Приложение 1 – презентация «История алхимии» (выполнила группа «химиков»)

Приложение 2 – презентация «Алхимики» (выполнила группа «англичан»)

Реактивы: перманганат калия, серная кислота, глицерин, нитрат серебра, раствор нашатырного спирта, раствор глюкозы, уксусная кислота, нитрат свинца, иодид калия.

Место проведения: школьный кабинет химии.

Эпиграф: «Я не хочу навязывать никаких убеждений – я намерен пробудить вашу мысль и поколебать предубеждения» Фрейд Зигмунд

ХОД УРОКА

Учитель английского языка: I want to tell you about such an interesting thing as alchemy. What does the word   “alchemy” mean? According to the historical documents, the word “alchemy” means “to pour something”.
The homeland of alchemical art is Egypt. Germes, Tot  are the Egyptians who were the most famous alchemists of their time. They thought that the main task of alchemy was turning all metals into gold. Gold and silver. Each alchemist tried to find or to create a so-called “philosophy stone”, which could do everything with stuff. They also dreamt to use it to make an elixir of life to be immortal. But unfortunately none of them managed to create it. It was during ancient times.

Учитель химии: Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения. Ему, по мнению алхимиков, люди обязаны существованием письменности, календаря, астрономии и пр.
Колыбелью химии принято считать Александрийскую академию. Основанная Александром Македонским в 332 г до н.э. новая столица Египта – Александрия – быстро стала крупнейшим торговым и культурным центром античного Средиземноморья. С академией связаны имена таких выдающихся мыслителей античности, как Евклид, Архимед, Птолемей.

Учитель английского языка: Very few people know that the Egyptian queen Cleopatra was interested  in  alchemy – tried to make gold.  It is for certain known that some of the Egyptian alchemists could do it successfully, and in 292 year the Roman emperor Diokletian even ordered to publish a special decree about burning all the manuscripts in which recipes of making artificial gold and silver contained.

Учитель химии: Алхимики – великие ученые или авантюристы? В 1666 г. в Гааге, в Голландии, к Гельвецию, врачу принца Вильгельма Оранского, явился незнакомец и показал ему вещество, которое, по его словам, могло превращать свинец в золото. Гельвеции незаметно соскреб несколько крошек и провел опыт. Ничего не получилось. Вскоре гость вернулся, и Гельвеции попросил дать ему кусочек побольше. Незнакомец выполнил просьбу, но больше не возвращался. Гельвеции повторил опыт и получил золото.

Учитель английского языка: We know the names of the people who not only called themselves   alchemists, doctors, magicians, but also experts of all problems in the world. They were adventurers, charlatans, swindlers who achieved titles, were in great respect, were admired, popular though sometimes finished their life in prison. Who has not heard such names as count Sen-Zhermen, Caliostro, Casanova, John Long?
Alchemists existed and in Russia. Long ago Russian monks were engaged in alchemy.

Учитель химии: Алхимики окружали свою деятельность мистикой и тайнами. Их премудрость была доступна далеко не всем, и заниматься, например, поисками Философского Камня могли только избранные, посвященные в тайну счастливцы. Учебников по алхимии не было. Ученик должен был слепо следовать указаниям учителя. Тем не менее, несмотря на многие заблуждения, алхимики были достаточно хорошими экспериментаторами и, стремясь получить Философский Камень, открыли множество полезных веществ: лекарства, порох, селитру и многие соли, некоторые из важнейших кислот. Они не только получали новые вещества, но и описывали их свойства.

Учитель английского языка: The alchemy tried to find a philosophers' stone, or a life elixir, the substance, capable to turn lead into gold and to find a way to be   immortal. Being afraid that the results of their work   will fall into wicked hands, alchemists hid the secrets, using secret symbols for records.
Not all the manuscripts which have reached us can be translated. Sometimes they seem to be nonsense, though behind the foggy form of a statement quite certain reactants and sequence of actions of the researcher hide.

Учитель химии: Кто же они – самые известные алхимики? Вот лишь некоторые имена.

  1. Альберт Великий, первым из европейских алхимиков детально описал свойства мышьяка, почему ему иногда приписывают открытие этого вещества.
  2. Роджер Бэкон
  3. Гебер, первым подробно описал сильные минеральные кислоты – серную и азотную.
  4. Василий Валентин (XIV в.), открыл серный эфир, соляную кислоту, многие соединения мышьяка и сурьмы. В его книге «Триумфальная колесница сурьмы» описываются способы получения сурьмы и ее медицинское применение (сурьма была любимым лекарством алхимиков, которые мечтали получить из нее средство для лечения всех болезней).
  5. Агрикола – основоположник геологии.
  6. Агриппа (основной прототип как алхимика Фауста Марло, так и доктора Фауста Гете).
  7. Парацельс
  8. Нострада?мус
  9. Исаак Ньютон
  10. Авиценна, считавший основной задачей алхимии приготовление лекарственных средств.
  11. Сирано де Бержерак
  12. Гете

1-й Ученик.

Парацельс

"Монархия над всеми искусствами была дарована мне, Парацельсу, Принцу философии и медицины. Я был избран Богом, чтобы извести все фантазии надуманных и лживых работ, обманчивых и самонадеянных слов, будь то слова Аристотеля, Галена, Авиценны или любого из их последователей". (Из манифеста Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма (1493-1541))

Сообщение о Парацельсе (Приложение 3)

2-й Ученик.

Раймунд Луллий (1235-1315)

Поэт, философ и миссионер, один из наиболее оригинальных представителей средневековых ученых. История приписывает Луллию получение винного камня, поташа,  сулемы, извести, эфирных масел, этилового спирта.

Сообщение о Луллии (Приложение 3)

3-й Ученик.

Николя' Фламе'ль (фр. Nicolas Flamel или лат. Николас, 1330–1417?)
Сообщение о Фламеле (Приложение 3)

Учитель английского языка: Have you ever heard of Nicolas Flamel? Beyond a doubt this name sounds mysterious.
His fortune has not been known for certain yet. We know that he lived in Paris in the 14th century. He and his wife were very wealthy people. Nicolas wrote the book named   “The secrets of a stone called philosophy” as he was an outstanding alchemist – the legend says that he visited many different countries and in the end he knew where to get a philosophy stone and how to use it. It’s a pity but he didn’t tell anybody about the secrets of using the stone. But his death is not less interesting than his life. According to the legend his body was not found in his tomb after he had died. And then real miracles began. Flamel was seen in different places of the earth with his wife, for example, in India , where their son was born (according to the eyewitness’accounts). Nicolas and his wife were thought to have made their life longer with the help of the very philosophy stone and to have feigned their death in France… And that is all we know about this man!
So you see, the life of Nicolas Flamel is full of mystery… Of course, our scientists don’t believe in a philosophy stone. They think it is a fairy-tale only. But who knows exactly?  Maybe nobody, maybe somebody – it’s really difficult to say.

Учитель химии: «Философский Камень, предмет настойчивых поисков древних алхимиков,– это, в сущности, сама наука химия. Не она ли, подобно камню мудрецов, обещает благоденствие миллионам, увеличивая плодородие полей, не этот ли самый камень открывает для нас законы жизни и дарует средства исцелять болезни и удлинять саму жизнь?»  Юстус Либих

Открывается занавес.

Действие I

Лаборатория алхимика вся заставлена химическими приборами. Алхимик работает: измельчает в ступке вещество (можно взять мел). Затем проводит опыт «Дым без огня». Появляется король в сопровождении придворного.

Король. All alchemists are pretty normal, and you? (Указывает рукой на сосуды с «дымом»). I give you a task. Make a lot of gold and silver! You only have   two years. Work! Find a philosophers' stone which turns all metals into gold!

Король с придворным уходят. Алхимик провожает их, поклонившись.

Ведущий. Прошло два года.

Действие II

Лаборатория алхимика. Алхимик работает: сливает бесцветные жидкости, при этом образуются жидкости различной окраски. Входит король, с ним его дочери Андромеда и Кассиопея, их сопровождает придворный. Король садится в кресло. Алхимик кланяется.

Король. Well, how are you getting on with your work? Have you carried out my order?

Алхимик. Oh, yes! Two years I worked nonstop. I tried many ways, and recently I have found the way of getting gold and silver which will become   the state secret! Now I will show you my achievements.  Let candles be brought!

Король делает знак рукой придворному, тот уходит за кулисы и выносит подсвечник с тремя-четырьмя свечами, который ставит на стол рядом с алхимиком. Алхимик делает над свечами «магические» жесты. Через 15-20 секунд свечи самовозгораются и горят до окончания второго действия.
Король, его дочери и придворный удивлены, перешептываются друг с другом.

Алхимик. And now, look:  I can make this glass vessel silver!  (Проводит опыт «Серебрение круглодонной колбы» и передает колбу королю).

Король и его свита в изумлении разглядывают сосуд.

Алхимик. But there is more that I can. I can receive gold from water. (Проводит опыт «Получение алхимического золота»).

Все в изумлении хлопают в ладоши.

Король. In connection with such a great discovery I declare a ball in my palace. Let the alchemist prepare beautiful fireworks!

Занавес закрывается.

Ведущий. Ну что же, отправимся вслед за королем в его дворец и посмотрим, что будет дальше.

В это время нужно унести со сцены химические приборы, погасить и унести свечи и оставить стол для демонстрации опыта. Стол должен быть накрыт огнеупорным материалом (металлический лист).

Действие III

Королевский дворец. Король сидит в кресле и рассматривает «серебряную» колбу. Звучит музыка. Дочери короля, Алхимик и придворные танцуют медленный танец.

Король. Для нашего бала алхимик приготовил красивый фейерверк. Ему помогут мои дочери Андромеда и Кассиопея.

Алхимик и дочери короля проводят опыт «Цветные огни». По окончании опыта занавес закрывается.

Ведущий: Well, we will leave the king in his palace – to enjoy himself with the "gold" which had been extracted from water. Comrades!  Do you really think the alchemist could receive gold from water? Certainly not! Alchemists had worked for centuries, but they could   receive neither gold nor silver! Being afraid of their patrons’ punishment, they became deceivers and charlatans.

Учитель химии: Много раз «золото», алхимиков оказывалось обманом – латунью или бронзой. Еще Аристотель в IV веке до н. э. упоминал, что из меди при сплавлении ее с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Следовательно, уже в древности было известно, что «не все то золото, что блестит». Были также умельцы, которые получали «серебро» в виде серебристо-белого сплава добавлением к медному расплаву мышьяка: так, слишком упрощенно понималось «искусство превращения» металлов: достаточно было, чтобы неблагородный металл приобрел лишь окраску желаемого благородного металла. В других случаях требовалась только ловкость фокусника, чтобы незаметно подбросить в расплав кусок благородного металла. Способ осуществления этого зависел от фантазии умельца. Некоторые алхимики предпочитали пользоваться «для перемешивания» расплава полой палочкой, внутри которой прятали несколько зерен золота, а отверстие закупоривали воском. Если палочка была деревянная, то нижняя, полая ее часть полностью сгорала в расплаве. Таким изящным способом быстро уничтожалось вещественное доказательство раньше, чем у кого-нибудь могло возникнуть, подозрение и желание рассмотреть «волшебную палочку поближе. В своих экспериментах «золотых дел мастера» обнаруживали необычайную изворотливость. Они использовали сосуды с двойным дном, из которых при накаливании выливалось золото или угли с запаянным внутри золотом. Иногда успеху способствовала золотая пыль: ее вдували в расплав вместе с воздухом, накачиваемым воздуходувкой.

Средневековые алхимики одурачивали императоров, королей и князей. Позднее они также находили своих жертв в высших, кругах общества. Но рано или поздно фокусы алхимиков были раскрыты, и многие из них поплатились жизнями за обман.

Однако за долгие годы работы алхимики накопили большой фактический материал, получили, изучили и описали много новых веществ, разработали различные экспериментальные методы работы, которыми химики пользуются и сегодня. Поэтому, рассматривая деятельность алхимиков, следует исходить из того, что нового они внесли в сокровищницу знания по сравнению со своими предшественниками.

Основными реформаторами алхимии выступили Парацельс и Агрикола. «Цель химии состоит не в изготовлении золота и серебра, а в изготовлении лекарств», – писал Парацельс. Он считал, что все живое состоит из трех начал, находящихся в разных соотношениях: тела, души и духа. Болезни проистекают от недостатка в организме одного из этих «элементов». Следовательно, лечить болезни нужно, вводя в организм недостающий «элемент». Успешность ряда предложенных Парацельсом новых методов лечения на основе использования минеральных соединений побудила многих врачей примкнуть к его школе и заинтересоваться химией. Тем самым химия получила мощный толчок к дальнейшему развитию, так как нашла широкое практическое применение.

Учитель английского языка: Agricola worked in the field of mining and metallurgy. In the extensive composition «About metals» he collected and made into a whole all the knowledge he had collected, having added to it his own researches and studies. His book had been the basic management on mining and metallurgy more than 200 years, and some of the methods of definition of ores described in it are used and nowadays.

Ведущий: You have heard a lot of interesting   and now let’ have some fun. We’ll  see how well you have learned new English words.

Учащимся раздаются карточки со словами:

Alchemy
An alchemist
A decree
A manuscript
Artificial
Gold
Silver
A research
Definition
Ores
A deceiver
A charlatan
To extract
Immortal .

Write the translation of these words and we’ll see who knows them best of all!

Учитель собирает карточки, проверяет их и дает свою оценку (образец карточки – Приложение 4).

Учитель химии: До сих пор еще ни разу не удалось получить золото из неблагородных металлов, хотя этому твердо верили в Средние века, столь отличавшиеся верой в чудесное. Но как бы ни была наивна преследуемая алхимиками цель, своими опытами, кропотливой работой, подробными описаниями химических веществ, многочисленными открытиями, алхимики принесли химии существеннейшую пользу, а именно положили начало этой науке.