Кислород. Оксиды. Горение

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Цели:

  • обобщить знания по рассматриваемой теме;
  • гуманитаризация естественно-научных и технических знаний при помощи литературных произведений;
  • установление межпредметных связей.

Задачи:

  • Образовательные:
    • продолжить формирование первоначальных химических понятий, атомно-молекулярного учения;
    • совершенствование умения пользоваться химическим языком;
    • формирование представления о взаимосвязи состава, свойств, применения веществ.
  • Развивающие:
    • развивать умение мыслить логически;
    • развивать  знания о причинно-следственных связях.
  • Воспитательные:
    • экологическое воспитание.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения:

  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный.

Межпредметные связи:

  • биология (экология, физиология);
  • физика  (тепловые, световые, физические явления);
  • история (история открытия химических элементов);
  • литература (литературные произведения).

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

1. Мотивация учебной деятельности

– Сегодня на обобщающем уроке «Кислород. Оксиды. Горение» перед нами стоит цель обобщить и систематизировать знания с помощью художественной литературы.

Вас окружаю я везде,
Вам всюду нужен я,
Не может жить никто нигде
Когда там нет меня.

2. Сообщение  темы, задач урока.

II. Подготовительный этап

1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

– 1771 год. Шведский ученый Шееле впервые получил кислород. Давайте остановимся на способах получения кислорода.

Ж.Верн «Опыт доктора Окса»

… Доктор Окс попросту разлагал воду с помощью изобретенной им батареи.
… Электрический ток проходил сквозь большие чаны, наполненные водой, которая и разлагалась на составные элементы водород и кослород…

Задание:  Составить соответствующее уравнение реакции.

            Эл. ток
2H2O     =    2Н2 + О2

2. Демонстрация получения кислорода при разложении перманганата калия.

2KMnO4 = O2 + MnO2 + K2MnO4

– Каковы же физические свойства кислорода? Кислород – жизненно необходимый газ, получаемый в результате реакций разложения

III. Основной этап

1. Повторение и анализ основных фактов и явлений.

  • Нахождение кислорода в природе.

Ж.Верн «Опыт доктора Окса»

(из разговора доктора Окса со своим ассистентом)
… 79 частей азота, 21 часть кислорода, углекислый газ и водяные пары в переменных количествах…

– Какие вещества, кроме перечисленных в отрывке, входят в состав атмосферного воздуха?

  • Инертные газы.

В 1868 году англичанин Локьер  и француз Жансен открыли гелий.
Ж.Верн не допустил ошибки, не указав в своем произведении благородные газы: он просто не знал о их существовании, потому что первый представитель – гелий – был открыт спустя 25 лет после выхода в свет его творения.

2. Демонстрация опыта по составу воздуха.

Вывод: в воздухе содержится одна пятая часть кислорода по объему.

– Каковы химические свойства кислорода?

3. Демонстрация опытов горения серы, железных опилок, алюминиевой стружки в атмосфере кислорода:

S + O2 = SO2
4Fe + 3O2 = 2 Fe2O3
4Al + 3O2 = 2 Al2O3
С6Н10О5 + 6О2  =  6СО2 + 5Н2О

– Кислород выступает в роли окислителя (кроме взаимодействия с фтором).

«Дефлогистированный воздух» называли этот газ
Иначе звали чистый воздух, легко узнать его сейчас.
Известно, что горят отлично в нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний, энергично сгорает даже водород.

Вывод: в процессе горения простых и сложных веществ образуются оксиды.

– Каковы же условия горения?

Ж.Верн «Таинственный остров»

… Сайрес Смит воспользовался двумя выпуклыми стеклами от карманных часов. Налив в стекла воды, он сложил их  и слепил края глиной, поймав в его фокус пучок солнечных лучей он направил их на горстку мха и мох воспламенился…

Линза помогает достигать температуры воспламенения.

Задание: объясните действия героини романа М.Митчелл «Унесенные ветром» с точки зрения условий прекращения горения

…Скарлетт сунула ковер в бадью с водой и, набрав побольше воздуха в легкие, ринулась снова в темную от дыма кухню, плотно захлопнув за собою дверь. Целую, как ей показалось вечность она, кашляя, задыхаясь, кружилась по кухне. Била и била мокрым ковром по струйкам огня, змеившимся вокруг нее…

Вывод: для прекращения горения необходимо устранить одну из его причин: понизить температуру или прекратить доступ кислорода (воздуха).

IV. Заключительный этап

1. Повторение, обобщение, систематизация понятий

2. Программированный контроль знаний

3. Домашнее задание

4. Значение кислорода

Там какой-то аптекарь…
Пред топлою ученье проводит:
Что, мол, нету души, а одна только плоть,
И что если и впрямь существует господь
То он только есть вид кислорода …

А.К.Толстой

4. Итоги урока, рефлексия

– В фантастической повести И.Ефремова «Сердце змеи» рассказывается о встрече землян с представителями другого мира, не кислородного, а фторного. Может, и есть иные миры во Вселенной, нашу же колыбель – кислородный мир – мы должны любить и беречь.