Воспитание экологической культуры лицеистов через организацию внеурочной деятельности

Разделы: Химия, Экология


Решение экологических проблем требует, прежде всего, перестройки сознания мышления людей, что невозможно без развития экологической культуры. Экологическая культура-это не просто понимание проблемы, это внутреннее состояние человеческой души.

С чего начинается экологическая культура?

Со всех сторон ученые мира, СМИ, да и все кому не лень трубят об экологическом кризисе, потихоньку приходя к выводу, что причина его кроется в отсутствии у людей экологической культуры.

По определению экологическая культура человека «есть специфический способ обеспечения, организации и совершенствования его экологической деятельности, направленной на гармонизацию отношений с природой, воплощенной в содержании, средствах и продуктах экологической деятельности».

А с чего же тогда начинает свое формирование экологическая культура человека?

Возможно, с осознания важности проблемы предотвращения экологического кризиса, с уверенности в необходимости экологизации всех сфер человеческой деятельности.

Тогда с какого возраста целесообразно начинать экологическое воспитание?

Ведь такое осознание экологических проблем возможно только у вполне сформировавшейся личности.

Значит экологическая культура начинается не с этого…

Написано огромное количество статей, разработано значительное число методик, издаются сборники докладов, организуются конференции на эту тему, а уровень экологической культуры населения продолжает оставаться катастрофически низким.

Экологическая культура – это не просто глубокое понимание проблемы, это внутреннее состояние человеческой души. Да именно с души, а не с могучего разума начинается подлинное экологическое воспитание.

Здесь стоит вспомнить о совести, которая тоже не всегда согласуется с разумом. Она – внутренней самоконтроль, не позволяющий сделать плохое, даже, казалось бы, совершенно оправданное логичными доводами.

Человек – часть природы, наделенная активным сознанием. В нем изначально заложена возможность регулировать свою жизнедеятельность в согласии с природными процессами. Это естественно для всех биологических существ, и мы не исключение. Но выращенные в техногенном мире «дети цивилизации» уже не в состоянии отличить «хорошо» от «плохо». А плохо – это то, что нецелесообразно, не оправдано с точки зрения функционирования биосферы.

Значит, экологическая культура должна быть основана на естественном стремлении человеческого существа к правильному взаимодействию с ландшафтом. А начинать её формирование надо с самого раннего возраста.

Когда ребенок появляется на свет, он находится в гармонии с миром. Процесс взросления сопровождается его социализацией и постепенным обособлением от естественной среды, особенно в условиях города. Природа теряет свою самоценность и перестает выступать мировоззренческим аспектом. Создается иллюзия, что ее законы перестают действовать в социальном обществе, а сама она воспринимается как средство удовлетворения потребностей. Причем потребности могут быть не только физиологическими и материальными, но и эстетическими (потребность в красивом ландшафте, в естественном звуковом фоне).

Природа больше не выступает составляющей нашей души, она обособляется, а зачастую и противопоставляется социальной жизни. Мы не можем заботиться о том, что не является элементом нашей внутренней сущности. И вполне закономерно, что на данном этапе чтобы хоть как-то решить экологические проблемы, нужно хорошенько напугать общество грядущими катастрофами.

И как бы не бились светлые умы над проблемой повышения уровня экологической культуры, результаты пока не впечатляют.

Можно говорить о том, что государство не уделяет достаточного внимания проблеме, и как обычно, выпуская законы, мало что делает по контролю за их исполнением; а делом повышения экологической культуры занимается кучка энтузиастов, причем зачастую на свои средства.

Но вопрос сейчас в том, что можем сделать мы? С чего же начать?

В нашем лицее, лицее № 1525 «Воробьевы горы», мы начали с анализа.

Изучив разнообразную литературу, проведя много часов в интернете, мы пришли к следующим выводам: даже послушно выбрасывая мусор, мы все равно вредим природе. Делаем мы это разными способами.

1. Покупаем воду в пластиковой упаковке.

Даже если одна среднестатистическая московская семья покупает всего одну бутылку воды в день, то за год она выбрасывает в мусоропровод почти четыре сотни бутылок. Сюда же нужно добавить одноразовые стаканчики, тарелки, вилки-ложки и контейнеры, в которые нам раскладывают готовую еду в супермаркетах, то получится весь пластиковый хлам, который не будучи отсортированным, отправляется на пригородные свалки. Там его банально сжигают. То, что умудряется сгореть, выделяет в атмосферу много токсичных веществ. А то, что не сгорело, будет гнить на свалке тысячу лет - именно такой период распада у, казалось бы, безобидной пластиковой бутылки.

ВЫХОД: Выбрасывать бутылки не в мусоропровод, а доносить до специального автомата, принимающего такую тару. Они сейчас стоят у каждой станции метро.

2. Пользуемся бесплатными пакетами в супермаркетах

Купив пару пакетов молока, помидоры и хлеб, мы умудряемся поместить все это в пять бесплатных пакетиков. Потом они оказываются на свалке. Если их не сжечь, то гнить они будут по времени столько же, сколько и пластиковые бутылки. Пищевая пленка также стоит в одном ряду с бутылками и пакетами.

ВЫХОД: Не жадничать, утрамбовывать покупки в минимальное количество пакетов. По возможности выбирать бумажную упаковку.

3. Читаем ненужную информацию.

В почтовых ящиках - тонны рекламных листовок и газет, в супермаркетах - красочные буклеты зачастую с абсолютно ненужной вам информацией, и вся эта многокрасочная полиграфия каким-то образом оказывается у нас дома, а затем отправляется в мусор, или на дачу.

ВЫХОД: Сдавать макулатуру. Адреса пунктов есть в интернете.

4. Не задумываясь, выбрасываем битое стекло.

Что мы делаем со сломанной тарелкой? А с пустой стеклянной бутылкой? Выбрасываем. Та же участь постигает и перегоревшую лампочку. А битое стекло можно сдавать. Битое переработанное стекло идет на изготовление стройматериалов.

ВЫХОД: Не выбрасывать бутылки, а сдавать их в пункт приема стеклотары. Многие такие пункты принимают и битое стекло.

5. Выбрасываем электронные товары.

Батарейки, а также электронные товары - один из самых опасных видов мусора. Батарейки нельзя выбрасывать в обычный мусор. Вытекая, одна батарейка отравляет 20 квадратных метров земли. Лет пятьдесят на нем не вырастет ничего!!! Есть ошибочное мнение, что алкалиновые, они же щелочные, батарейки с маркировкой LR менее вредны, чем солевые, с маркировкой L. Ежегодно на свалках оказывается более 15 миллионов батареек. В России нет заводов, которые бы их перерабатывали.

Наличие в семье техники требует 20-30 батареек в год. Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей! Содержащиеся в батарейках щёлочи, свинец, кадмий, цинк и другие опасные для здоровья вещества сначала попадают в почву, грунтовые воды и реки, затем в растения и животных, и, в конце концов, могут попасть и в организм человека.

ВЫХОД: Найти способ грамотной утилизации опасных видов мусора.

Для решения этих серьезных проблем в нашем лицее разработана программа, цель которой повысить экологическую культуру молодежи.

Программа состоит из трех основных направлений:

  1. Создание сети молодежных групп.
  2. Развитие системы неформального экологического воспитания молодежи.
  3. Апробирование культурных методов экологического просвещения молодежи.

Так как же мы учимся не вредить природе?

Конечно же, конкретными делами!

Каждый год в нашем лицее разрабатываются проектные работы, которые направлены на поиски и претворение в жизнь различных путей развития экологической культуры. Так в 2009 году был разработан проект «Мусор – панацея или дорога на эшафот?», а в 2010 году проект «Дорога в чистый мир».

Что могут сделать конкретного лицеисты?

В 2010 году лицеисты выпустили экологическую газету «Живая планета», тираж которой составил 500 экземпляров. В подготовке газеты участвовали практически все факультеты лицея, лицеисты сами подготовили интересные рубрики: «Экологические сказки», «Экологические экспедиции», «Внимание- опасность». В рубрике «Экологические сказки» лицеистами подняты злободневные проблемы, которые в необычной форме отразились в сказках: «Мусор бессмертный», «Охотник и лось», «Сказка о капельке», «Путешествие на воздушном шаре», «Сказка о диоксинах, ученых, патриотизме и любви», «Грустная сказка». Лицеисты рассказали о экологических бедах, подняли общие экологические проблемы, написали о уникальном веществе нашей планеты- воде, о опасности отравления всего живого диоксинами , о экологических проблемах атмосферы и Мирового океана.

В рубрике « Экологические экспедиции» ребята представили статьи- отчеты о летних экспедициях. Разговор шел об экспедиции в Беловежскую Пущу, Звенигородскую обсерваторию, которая является научной базой Института астрономии Российской академии наук, и в Воронежский государственный природный биосферный заповедник. Эти экспедиции - одно из важных направлений в нашей экологической программе, которые помогают понять проблемы реально, а не теоретически. Такая работа ведется у нас давно, в течение пяти лет ребята принимают участие в выездных экологических экспедициях, цель которых поднять экологическую культуру, внести свой вклад в спасение Планеты.

В течение трех лет в нашем лицее проводится акция «Чистая Земля» с целью привлечения лицеистов к селективному сбору ТБО и поднятия интереса к этой проблеме. Акция проходит под девизом: «Сдай батарейку - помоги Земле!» Она заключается в сборе батареек, как самого опасного вида мусора с последующей грамотной утилизацией через Биологический музей им. Тимирязева.

Для привлечения участия молодежи в акции « Чистая Земля» лицеисты выпустили своими силами плакат. За основу взяли плакат 1927 года, лицеисты 10 класса физико-математического направления выступили в роли фотомодели, сами осуществили фотосъемку и стилизовали его. Именно использование плаката помогло привлечь учащихся других школ юго-западного округа к участию в акции.

C:\Documents and Settings\Ляля\Рабочий стол\ярмарка2009\постер\knigi.jpg 
Рисунок 1.

C:\Documents and Settings\Ляля\Рабочий стол\ярмарка2009\газета  проверенная\батарейки1.jpg
Рисунок 2.

Администрация лицея поддерживает экологические проекты, принимает активное участие во всех мероприятиях, в том числе в акции «Чистая Земля». Победителей акции каждый год ждут дорогие подарки.

Для ребят дошкольного возраста лицеисты подготовили выпуск альбома-раскраски экологической тематики, т.к. в магазинах не нашли подобной продукции, а воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста.

C:\Users\123\Desktop\РАСКРАСКА\коллаж2.jpg
Рисунок 3.

Работа, проводимая в нашем лицее, направлена на воспитание экологической культуры лицеистов. Ведь от внутренних убеждений маленького человека, уровня сознательности и ответственности, а главное, от развития его духовной культуры, зависит реальность завтрашнего дня.

19.01.2011