Урок математики по теме "Умножение десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Цели урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний, а именно: умножению десятичных дробей; способствовать развитию у учащихся математической речи, умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; развивать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий; воспитывать усидчивость, трудолюбие; прививать чувство коллективизма, умение выслушивать друг друга.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Оборудование: мультимедийный проектор (презентация на тему умножение десятичных дробей), компьютер, экран, дидактические карточки. Презентация, приложение 1, приложение 2.

Ход урока

Организационный момент.

Ребята, 12 апреля 1961 года был совершен первый полет человека в Космос. Космонавтом, совершившим этот полет стал Ю. А. Гагарин. В этом году исполнится 50 лет со дня первого полета в Космос. Сегодня на уроке мы совершим “Путешествие в Космос”. Слайд 1, 2.

Путешествие будет проходить через семь планет-станций нашей Солнечной системы. На каждой планете вас ожидает масса интересных заданий, вам необходимо будет повторить ранее изученный материал и научиться умножать десятичные дроби, вы должны будете сегодня на славу потрудиться.

Мы с вами живем на планете Земля. Слайд 3. Наша Земля – небесное тело, обращающееся вокруг Солнца. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.

Земля – наш родной дом, а Солнечная система – родной город, в котором находится этот дом. Чтобы отправиться в путешествие, прошу проверить все ли готово к уроку?

Итак, все готовы, и мы отправляемся в полет на космическом корабле.

Занимайте свои места на корабле, полетели.

Планета Марс – Станция “Вычисляй-ка”.

Мы подлетаем к планете Марс. Слайд 4. Ребята, давайте послушаем сообщение о планете Марс. (Сообщение учащихся). Планета Марс, а станция “Вычисляй-ка”. На этой станции нам необходимо выполнить задания, которые помогут продолжить наше путешествие. Задания выполняем устно. Слайд 5.

1. Прочитайте числа в таблице:

0,6

20,2

0,4

24,8

2,16

0,74

5,06

1,002

2. Сравните: а) 7,186 и 7,2; б) 0,35 и 0,329; в) 24,26 и 25,98.

3. Округлите до: а) 2,06 до десятых; б) 7,358 до сотых; в) 19,89 до единиц. Слайд 6.

4. Вычислите: а) 3,7 + 0,24; б) 2,04 х 8; в) 1,6 х 3; г) 2,7 – 0,6; д) 0,69 +0; е) 7,1 – 0.

5. Выразите: 5 см в дм; 27 дм2 в м2.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

Планета Юпитер – Станция “Изучай-ка”.

Мы продолжаем наш полет. И следующая планета Юпитер. Слайд 7.

Ребята, давайте послушаем сообщение о планете Юпитер. (Сообщение учащихся) Планета Юпитер, а станция “Изучай-ка”. На этой станции нам необходимо изучить новый материал. Слайд 8. Запишите тему урока: “Умножение десятичных дробей”. Давайте вспомним правило умножения десятичной дроби на натуральное число. Слайд 9. (Учащиеся повторяют алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число.) А теперь проведем сравнение и аналогию и выведем алгоритм умножения десятичных дробей.

Мы с вами знаем алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей, умножения десятичной дроби на натуральное число, который только что повторили. Первый шаг алгоритмов одинаков. Как вы думаете, в новом алгоритме, который мы сейчас выводим, первое действие изменится или останется без изменений? (Без изменений.)

А где же теперь в полученном результате поставить запятую? Ведь теперь у нас и в первом множителе, и во втором есть запятая.

(Учащиеся выводят правило (алгоритм) умножения десятичных дробей.)

Правило. Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:

  1. Выполнить умножение, не обращая внимание на запятые;
  2. Отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.

Если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить запятой, то впереди пишут нуль или несколько нулей.

Ребята, откройте учебник на странице 296 и прочитайте правило.

Молодцы! Вы справились с заданием. Продолжаем наш полет.

Планета Сатурн – Станция “Решай-ка”.

Слайд 10.

Мы прилетели на самую эффектную планету Солнечной системы – Сатурн. Ребята, давайте послушаем сообщение о планете Сатурн. (Сообщение учащихся). Итак, станция “Решай-ка”. Слайд 11.

6. Устно: Сколько цифр после запятой должно стоять в произведении чисел?

8,6 и 0,95

24,5793 и 6,401

0,81 и 2,309

0,37 и 102

7. Работа в парах: Слайд 12.

Вычислите:

1) 4,3 х 3,7;

2) 0,255 х 0,06;

3) 0,89 х 3,9;

4) 2,9 х 0,32;

5) 2,35 х 0,28;

6) 2,7 х 53;

7) 4,6 х 0,009;

8) 6,7 х 8,4

(После окончания работы в парах проводится устная проверка.)

Давайте повторим правило умножения десятичных дробей.

(Учащиеся повторяют правило.)

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Продолжаем наш полет.

Планета Уран – Станция “Отдыхай-ка”. Слайд 13.

Ребята, давайте послушаем сообщение о планете Уран. (Сообщение учащихся). Нас встречает станция “Отдыхай-ка”.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни.
И вновь глазами по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь веди горизонтально,
И в центре ты остановись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!

Продолжаем наше путешествие по планетам.

Планета Нептун – Станция “ Закрепляй-ка”.

На окраине планетной системы медленно обращается вокруг Солнца восьмая планета — Нептун. Ребята, давайте послушаем сообщение о планете Нептун. (Сообщение учащихся). Слайд 14.

Станция “ Закрепляй-ка”.

1. Решить упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях. № 1370 (а, е, з, м).

2. Решить задачу.

Слайд 15.

Стороны одного прямоугольника 2,4 см и 4,6 см. Площадь второго прямоугольника в 1,5 раза больше площади первого. Найдите ширину второго прямоугольника, если его длина 6 см.

(Учащиеся выполняют краткую запись условия и решения задачи.)

Решение.

  1. 2,4 *4,6 = 11,04 (см2) - S1
  2. 11,04 * 1,5 = 16,56 (см2) - S2
  3. 16,56 : 6 = 2,76 (см) - b2

Ответ: 2,76 см.

3. Найти значение выражения:

1) 4(1,3а + 0,6) + 30а + 2 при а = 0,05;

2) 0,3752х + 0,6248х – 0,1 при х = 5,7.

Слайд 16.

Какими правилами пользовались при вычислениях? (Учащиеся повторяют правила.)

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Продолжаем наш полет.

Планета Плутон – Станция “Соображай-ка”. Слайд 17.

Плутон - самая далекая от Солнца планета. Ребята, давайте послушаем сообщение о планете Плутон. (Сообщение учащихся). Станция “Соображай-ка”. На этой станции нас ждет самостоятельная работа.

(Даются карточки-ракеты с примерами.)

Выполните умножение:

а) 2,5 х 5,326;

б) 3,8 х 4,05;

в) 6,02 х 500;

г) 0,125 х 0,8;

д) 2,5 х 0,4;

е) 125 х 2,4;

ж) 23,4 х 0,01;

з) 0,08 х 1,04.

Взаимопроверка. Слайд 18.

(Учащиеся меняются тетрадями и проверяют задания.)

Критерии:

“5” - все верно;

“4” - 1 ошибка;

“3” - 2 ошибки;

“2” - 3-4 ошибки.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Пришло время возвращаться домой.

Возвращение домой. Подведение итогов. Слайд 19.

А вот и наша планета Земля. Мы все благополучно вернулись домой. И теперь давайте подведем итоги нашего путешествия.

Чему мы научились на уроке?

Как вы думаете, мы полностью научились умножать десятичные дроби? Конечно, нет. Нас с вами ждет еще не одно путешествие в удивительный мир десятичных дробей.

Оценки за урок.

Домашнее задание. Слайд 20.

П.36 №1405; №1412

Рефлексия.

Слайд 21.

2 – неуверенность;

5 – радость;

7 – удовлетворение;

9 – безразличие.

(Учащиеся на листах бумаги пишут цифру, соответствующую их ощущениям на конец урока и показывают учителю.)

Литература

1. Виленкин Н.Я. и др. Учебник математики для 5 класса средней школы. – М., Просвещение, 2005.

2. Я иду на урок математики 5 класс - Москва “Первое сентября”, 2001.

3. Пособие для учащихся 5-6 классов. “За страницами учебника математики”. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. Москва “Просвещение”, 1989 год.

4. Учебно-методические газеты “Математика”. Издательский дом “Первое сентября”:

а) № 19 2003 год;

б) № 8 2004 год.

5. “Земля и небо” А. Волков.

6. Все обо всем ГЕОГРАФИЯ, Издательство “Астрель.

7. Использованы материалы с сайта <Фестиваль Педагогических идей> https://urok.1sept.ru.