А.В. Кольцов и его эпоха в стихотворении "Песня пахаря" (Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Тип урока: внеклассное чтение.

Технология: проектно-исследовательская; в процессе подготовки к уроку создаются группы учащихся по интересам и склонностям: “биографы”, “лингвисты”, “историки”, “краеведы”, “искусствоведы”, “фольклористы”, “актеры”, “читатели”, “компьютерщики”.

Цель урока: “проникнуть” в эпоху Кольцова с помощью изучения жизни писателя и анализа его стихотворения “Песня пахаря”.

Задачи урока:

  • с помощью анализа стихотворения “Песня Пахаря” подчеркнуть святость и особую значимость труда хлебопашца;
  • постараться постичь глубокий смысл, явленный в слове поэта;
  • показать связь творчества Кольцова с фольклором;
  • учить учащихся работать со справочной и художественной литературой.

Оборудование: презентация к уроку (см. диск), В.И.Даль “Толковый словарь живого великорусского языка” (в 4томах); С.И.Ожегов “Словарь русского языка”; запись на доске (тема, эпиграф к уроку), сборники стихотворений А.В.Кольцова на партах учащихся; репродукция картины Н.Рериха “Микула Селянинович”, рисунок П.Бореля “Литературный вечер у П.А.Плетнева”; выставка книг о жизни и творчестве Кольцова.

Предварительные задания для групп учащихся

Группа “лингвисты”

Задание: поработать с языковыми толковыми словарями для подготовки к уроку в качестве консультантов.

Группа “биографы”

Задание: изучить статьи из книг Скатова, Белинского, “Родные поэты” (см. литературу в конце конспекта), отобрать и заучит цитаты.

Группа “краеведы”

Задание: подбор краеведческого материала по теме урока и для презентации.

Группа “литературоведы”

Задание: подбор цитат к теме урока из статьи Белинского, писем (высказывания современников Кольцова, цитаты Кольцова).

Группа “историки”

Задание: беседа с учителем истории, составление кратких исторических справок об эпохе Кольцова.

Группа “искусствоведы””

Задание: подбор тематических репродукций к презентации по темам “Страда”, “Пахарь”, “Конь”; работа с рисунком П.Бореля “Литературный вечер у П.А.Плетнева” и репродукцией картины Н.Рериха “Микула Селянинович”.

Группа “актеры”

Задание: подготовка инсценировки диалога из книги Н.Н.Скатова “Кольцов”.

Группа “фольклористы”

Задание: изучить следующие главы из книги Аполлона Коринфского “Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа”: “Мать Сыра Земля”, “Хлеб насущный”, “Конь-пахарь”. Подготовить краткие сообщения по данным темам и выписать пословицы, поговорки.

Группа “читатели”

Задание: внимательно прочитать “Песню пахаря”, отметить изобразительно-выразительные средства языка, подготовить выставки к уроку (см. “Оборудование”)

Группа “компьютерщики” Задание: систематизировать весь материал, собранный учащимися каждой группы; под руководством учителя создать презентацию и демонстрировать слайды по ходу занятия.

Ход урока

I. Мотивация. (Учитель цитирует эпиграф к уроку, объявляет тему, цель, задачи). [Слайд 1]

    Пишу не для мгновенной славы –
    Для развлеченья, для забавы.
    Для милых, искренних друзей,
    Для памяти минувших дней.

    А.В.Кольцов

II. Встреча с А.В.Кольцовым. Выступление учащихся группы “Биографы”. [Слайд 2]

1-й учащийся – “биограф”: “Мое знакомство с поэтом Кольцовым началось с книги “Родные поэты”. В ней я прочла, что Алексей Васильевич Кольцов родился в Воронеже. Отец его был прасол – торговал скотом. Учиться в школе Кольцову почти не пришлось. Отец взял его из второго класса – решил приучать к торговле.

А Кольцов очень хотел учиться; он любил читать, но и книг для чтения в доме Кольцовых не было. В школе подружился Кольцов с мальчиком, у которого был целый сундук с книгами. Мальчики читали и мечтали поскорей вырасти и стать такими же славными и могучими богатырями, как Илья Муромец.

С десяти лет Кольцов стал помогать отцу: вел счетные книги, ездил по степным селам и хуторам покупать и продавать скот. Очень он любил степь: горячие летние дни, темные ночи с яркими звездами, ковыль-траву, разговоры с прохожим у костра.

Любовь к чтению и книгам росла у Кольцова с годами. Он всеми силами всю жизнь старался пополнить свои знания. Но больше всего полюбил поэзию”.

2-й учащийся – “биограф”: “ В шестнадцать лет Кольцов написал свои первые, не совсем складные, стихи, которые он назвал “пьесами”. Писал он очень много, постепенно стихи становились лучше и лучше. Они напоминали русские народные песни – вольные, широкие, звонкие. В них Кольцов описывал родную природу, тяжелую долю крестьянина, его труд в поле:

Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!

Стихи Кольцова стали печатать в газетах и журналах. В Москве, куда он ездил по делам отца, поэт познакомился с великим русским критиком Белинским и со многими известными писателями. Кольцов, который обычно трудно сходился с людьми, всем сердцем привязался к Белинскому, о котором говорил: “Я обязан ему всем: он меня поставил на настоящую дорогу”. [Слайд 3]

3-й учащийся – “биограф”: “В 1835 году вышла первая книга Кольцова, в следующем году он был в Петербурге, познакомился с Пушкиным, читал ему свои новые стихи.

Горе Кольцова было безгранично, когда в Воронеж пришло известие о смерти Пушкина. Алексей Васильевич посвятил Пушкину одно из лучших своих стихотворений – “Лес”.

Жить в Воронеже Кольцову было очень тяжело. Родные не понимали его. Отец считал, что надо “дело делать” – торговать, а не стихи писать, которые никаких доходов не приносят. Кольцов хотел уйти из дому, бросить торговлю, зажить по-новому. Но тяжелая болезнь и ранняя смерть помешали осуществиться его мечтам”.

Учитель: Спасибо нашим “биографам” за сообщения. Есть ли какая-нибудь дополнительная информация у представителей других рабочих групп?

III. Выступление группы “краеведов”.

1-й учащийся – “краевед”: “В 1830 году Кольцов сближается с Андреем Серебрянским, сыном сельского священника, студентом Воронежской семинарии, поэтом, талантливым исполнителем своих и чужих стихов. Серебрянский относится к другу серьезно, помогает ему словом и делом. Он же прививает Кольцову вкус к самообразованию, знакомит с профессорами семинарии”.

2-й учащийся – “краевед”: “Я бы хотел к выступлениям “биографов” добавить вот что: однажды Кольцов познакомился с сыном богатого воронежского помещика Станкевичем, который прочитал стихотворения начинающего поэта, одобрил их. А в 1835 году издал за свой счет маленькую книжечку из 18 стихотворений Кольцова, которая доставила Алексею Васильевичу большую известность в литературном мире”.

3-й учащийся – “краевед”: “Летом 1837 года Кольцова навещает в Воронеже Жуковский. Этот визит возвышает поэта в глазах отца, который к литературным трудам сына относится прохладно, однако ценит связи с высокопоставленными людьми, рекомендуя использовать их для продвижения торговых предприятий и успешного решения судебных дел”.

IV. Выступление “искусствоведа” [Слайд 4]

1-й учащийся – “искусствовед”: “Как вы поняли из предшествующих выступлений, Кольцов был очень скромным человеком. Он был вхож в литературный круг. В Петербурге познакомился с князем Одоевским, с Пушкиным, Жуковским и князем Вяземским, Плетневым, был хорошо ими принят.

Обратимся к рисунку П.Бореля “Литературный вечер у П.А.Плетнева” (Плетнев – поэт и критик). Художник очень точно схватил положение Кольцова в плетневской гостиной. Его неловкая фигура (на втором плане) в какой-то просительной позе. Поэт как будто боится выделиться. По свидетельствам современников, художникам не удавалось передать тонкого и умного выражения глаз Кольцова. Но писатели, в том числе и Тургенев, свидетельствовали: “Одетый в длиннополый двубортный сюртук, короткий жилет с голубой бисерной часовой цепочкой и шейный платочек с бантом, он сидел в уголку, скромно подобрав ноги, и изредка покашливал, торопливо поднося руку к губам. Человек этот поглядывал кругом не без застенчивости, прислушивался внимательно; в глазах его светился ум необыкновенный, но лицо его было самое простое, русское – вроде тех лиц, которые часто встречаются у образованных самоучек из дворовых мещан… эти лица почти всегда носят отпечаток робкой мягкости и грустного раздумия”. А Кольцов думал и говорил: “У этих людей есть чему поучиться”.

2-й учащийся – “искусствовед”: [Слайды 5, 6]

“О жизни замечательного русского поэта Алексея Кольцова, о 30-х годах XIX века рассказывают художественные фильмы “На заре туманной юности” и “Песнь о Кольцове”, посмотреть которые и обсудить нам предстоит в старших классах.

А еще я хотел бы отметить, что к  песням Кольцова обращались многие композиторы, сочинившие свыше семисот музыкальных произведений. Среди этих композиторов М. И. Глинка, А. А. Алябьев, А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргскии, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов”.

Учащийся – “краевед”: [Слайды 7, 8, 9]

“А.В. Кольцов – визитная карточка Воронежа, в котором есть Кольцовская улица, драматический театр им. А.В. Кольцова, гимназия им. А.В. Кольцова, установлено два памятника Кольцову (один в Кольцовском сквере, другой – на Советской площади). Сохранилась могила Кольцова в литературном некрополе (на пересечении улиц Моисеева и 20летия Октября). Даже в быту мы используем имя нашего поэта. Есть кафе “Кольцовское” и конфеты “Песни Кольцова”.

V. Выступление группы “актеры”: Инсценировка диалога из книги Н.Н.Скатова “Кольцов”.

VI. Беседа с классом, выступление учащихся – “историков” и “литературоведов”.

Учитель: – Итак, наше сегодняшнее открытие – Алексей Васильевич Кольцов.

– Назовите факты биографии поэта, которые вас больше всего поразили.

– Каким предстает перед нами Кольцов в диалоге с Аскоченским?

– Почему Аскоченский сравнивает Кольцова с Ломоносовым?

– Что такое эпоха?

1-й ученик-“лингвист”: “Читаю в словаре Ожегова: эпоха – длительный период времени, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям. Например, эпоха феодализма, эпоха Кольцова.

Учитель: Какой вы представляете эпоху Кольцова по рассказам “биографов”, выступлению “артистов”? А теперь краткая историческая справка от наших “историков”.

Ученик – “историк”: “Эпоху, в которую Кольцов созревал, как гражданин и художник, принято именовать безвременьем. Это был мрачный период русской истории. Император Николай, воцарившийся с помощью пушек (восставших декабристов расстреливали в упор картечью), создал в стране атмосферу полицейского произвола. Те, кто выражал недовольство николаевскому режиму, ссылались в Сибирь или попадали в крепости-тюрьмы. Скрытый общественный протест несли литературные кружки, объединения. Поэты и писатели понимали: мысль свободна, на нее нельзя наложить запрет. Кольцов понимал свое предназначение, говоря “Пишу… Для памяти минувших дней” (обращение учащихся к эпиграфу урока)”.

1-й ученик – “литературовед”: “Кольцов открыл отечественной литературе ее настоящего героя – скромного мужичка, на плечах которого держалась вся Россия. Крепостные крестьяне показаны Кольцовым не как холопы, а как индивидуальности. Русские люди, говорит своими стихами Кольцов, – это люди широкой, вольной натуры. Трудиться – так до мозолей на ладонях и ломоты в костях, биться с врагом – так до победы или погибели, а любить – так до гробовой доски!”

2-й ученик – “литературовед”: “Кольцов вырос в среде, близкой к простому люду, поэтому усвоил привычки, обычаи и даже суеверия, свойственные крестьянам. Критик Белинский писал: “В его песни смело вошли и лапти, и рваные кафтаны, и всклокоченные бороды, и старые онучи, и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото поэзии”.

VII. Чтение учителем стихотворения “Песня пахаря”, или прослушивание записи из фонохрестоматии (учащиеся следят по тексту), или прослушивание романса на музыку Бороздина “Песня пахаря”. [Слайд 10]

Учитель: – Сейчас, ребята, мы попытаемся вместе с пахарем выйти в поле и разделить вместе с ним его путь, трудный, тяжелый. Но давайте постараемся быть при этом не праздными, а сосредоточенными, умелыми наблюдателями. Как и кольцовский землепашец, мы будем бережно и внимательно постигать глубокий смысл слов поэта.

VIII. Анализ “Песни пахаря”

Учитель: – Вас удивило стихотворение Кольцова? Чем? [Слайд 11]

1-й ученик – “фольклорист”: Труд человека, работающего на земле, безусловно, тяжел, и не случайно время уборки урожая называется страда: страдает отдающий все силы земле крестьянин, страдает и сама земля-кормилица, у которой просили прощения за причиненную ей боль работающие на ней, обращаясь к Матери-земле с такими словами:

Ты прости меня, земля-матушка,
Что рвала я твою грудушку
Сохой острою, разрывчатой…
Не урядливым гребешком чесывала,
Рвала грудушку боронушкой,
Со железными зубьями ржавыми.

Учитель:  Как Кольцов поведал о том, что пахарю действительно тяжело и трудно? Возврат к [Слайду 10]

Учащиеся – “читатели” отмечают неоднократное обращение к лошади: “Ну! Тащися, сивка!” Именно “тащися”, так как путь долог и труден. Видимо, доброму товарищу и помощнику хлебопашца очень тяжело, ведь он часто останавливается, чтобы передохнуть.

Важная деталь: просьба к коню звучит не через равные промежутки времени (не в начале каждой строфы, например, и каждой второй). Это говорит о том, что поле распахивается с большими усилиями. Возможно, попадаются наиболее легкие для пахоты участки и такие, для вспахивания которых требуются большие усилия. А однажды сивке и его хозяину было так тяжело, что пахарю даже пришлось прервать свою речь повторной просьбой:

Выйдет в поле травка –
Ну! Тащися, сивка!
Выйдет в поле травка –
Вырастет и колос…

Учитель: Каковы отношения крестьянина и того, кто разделяет вместе с земледельцем его труд, к кому обращены ласковые и тихие слова, чье прозвище так просто – сивка?

Ученики – “читатели”: “Обращение пахаря к сивке – не приказ, не грубое понукание. Это ласковая просьба, произносимая с пониманием того, как ему трудно: с сочувствием, с состраданием к животному, которое безропотно и кротко служит человеку. Мы видим обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: не заря, а зорька, не солнце, а солнышко, пашенька, зернышко, травка”.

2-й ученик-“фольклорист”: После окончания работы пахарь обещает коню накормить его досыта, напоить “водою, водой ключевой” – чистая ключевая вода (вода – стихия живоносная, чистая) придаст ему бодрости и возвратит ему утраченные силы. Но это не просто “расчет” по окончании работы, всегда неукоснительно соблюдалось правило: как бы ни был голоден сам, в первую очередь накорми коня. Сивка для пахаря – не “орудие труда”, которое хороший хозяин всегда содержит в порядке. Нет:

Я сам-друг с тобою,
Слуга и хозяин.

“Слуга”, а потом уж “хозяин”. Без коня невозможна жизнь крестьянского семейства, поэтому его необходимо беречь, жалеть, о нем нужно заботиться и за него нужно отвечать. “Служить” коню – это значит убирать за ним, кормить, мудро им распоряжаться. А с другом можно сердечно говорить и вместе совершать ответственное дело:

Выбелим железо
О сырую землю…
Зернышку сготовим
Колыбель святую.

Учитель: – Как вы понимаете слова “Выбелим железо о сырую землю”?

3-й ученик – “фольклорист”: “Белый цвет – цвет, содержащий сияние божественной чистоты. Можно подумать, что земля может испачкать железо плуга, и при плохом уходе оно заржавеет. В книге Апполона Коринфского “Народная Русь” есть глава “Мать Сыра Земля”, в которой я прочла, что земля в представлении наших предков “настолько чиста и свята, что не держит в себе ничего нечистого” Железо не оскверняется в земле, а, наоборот, выбеливается. А “зернышко”, бережно положенное в святую колыбель” Матери-земли, будет ею взращено, вскормлено и возвращено тому, кто “сготовил” эту колыбель, “спелым колосом” обильного урожая.

Учитель: Почему в стихах Кольцова мы не слышим привычных рифм?

– Почему же оно так напевно?

– “Песня пахаря”: оправдано ли это заглавие?

– Как стихотворение становится песней? (Стихотворение-песня – излюбленная форма крестьянской поэзии. Своеобразие ее поэтики: обращения, лексические и звуковые повторы, метафоры, мелодичность).

– Что услышали и увидели в ней? (Светлая печаль, радостное мировосприятие)

– Почему грусть все-таки отступает?

Ученик – “читатель”: Готовясь к изнурительной работе, пахарь “весело” ладит соху и борону, “весело” глядит “на гумно, на скирды”, на сердце пахаря “весело”).

Ученики – “читатели”: “Ну! Тащися, сивка! – звучат первые слова пахаря, обращенные к своему помощнику, и перед нами открывается восхитительная картина утра, радостно встречающего вышедших в поле:

Красавица зорька
В небе загорелась.
Из большого леса
Солнышко выходит.

Рано утром, когда вновь народившееся чистое, по-детски невинное солнце выходит в мир и стихии света и тепла набирают силу, начинается работа хлебопашца. По народным поверьям, дело, начатое на восходе солнца, обязательно должно увенчаться успехом. Вспомним народную мудрость: “Кто рано встает, тому Бог подает”. Пахарь выходит в поле еще до первых лучей солнца. Создается впечатление, будто солнце, завидев пахаря, выходит ему навстречу. Таким образом, трудной работе хлебопашца придается торжественный смысл.

Учитель: Каким видит свое назначение пахарь?

Ученик-“читатель”: – О своем труде он говорит скромно, а ведь ему он посвящает всю свою жизнь: “Зернышку сготовим колыбель святую”. Зернышко “вспоит” Мать-земля. Она – кормилица, ее роль представляется пахарю более важной, чем своя.

Ученик – “искусствовед”: “Сопоставляя стихотворение Кольцова “Песня пахаря” и картину Рериха “Микула Селянинович”, я понял, что эти два произведения объединяет радость труда на Матушке-земле пахаря и былинного богатыря. Посмотрите, как художник изобразил сильного, могучего богатыря. Он появляется из глубины картины. Богатырь словно вырастает из-под земли позади лошади и плуга, он будто неотъемлемая часть самой земли. Ветер треплет густые пряди русых кудрей добра молодца. Это настоящая поэма в красках, посвящённая легендарному русскому прошлому, воспевающая трудолюбие, силу и мощь пахаря. (Сам Рерих первоначально называл картину “Великий Пахарь – Микула Селянинович”).

Учитель: Как входит в “Песню пахаря” иное настроение?

Ученик – “читатель”: – Особое настроение входит вместе с молитвой пахаря. Хлебопашец понимает, что на все воля Божья. Он просит: “Уроди мне, Боже, хлеб – мое богатство”.

Ученик – “историк”: “1839 год принес земледельцам много бед – сушь, жара, ни единого дождя. Для Кольцова этот год тоже был “неурожайным”. В письме к Белинскому он прямо связывает одно с другим: нет настроения сочинять, когда “поля, горелые степи наводят на душу уныние и печаль”. Это пример нравственной близости поэта к народу”.

Учитель: [Слайд 12]

Я обращаюсь к группе “фольклористов”: назовите запомнившиеся вам из книги “Народная Русь”, с которой вы работали самостоятельно, пословицы, поговорки, предания, относящиеся к жизни и труду пахаря. Согласны ли вы с тем, что эти народные “жемчужины” характеризуют быт, нравы, обычаи простых людей и эпохи Кольцова”?

4-й ученик-“фольклорист”: “Я поняла, что люди должны относиться к Матери Сырой Земле не потребительски, а почтительно, с любовью. Хлеборобы русских деревень говорили: “От земли взят, землей кормлюсь, в землю пойду!”, “Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!”, “Корми – как земля кормит; учи – как земля учит; люби – как земля любит”.

5-й ученик – “фольклорист”:

“Меня привлекли народные приметы, связанные с конем, ведь человек с ним бок о бок провел многовековую жизнь. От старых людей я слышала: “Ржет конь – к добру, ногою топает – к дороге, закидывает лошадь голову – к долгому ненастью. Конский череп страшен для темной силы – нечисти. Оттого до сих пор в некоторых деревнях можно видеть черепа лошадей, воткнутые на частокол вокруг дворов”. Друг-слуга пахаря-народа, конь-пахарь остается верным ему даже т после своей смерти”.

1-й ученик – “фольклорист”: [Слайд 13]

“В русском народе от мала до велика знают, что Господь повелел от земли кормиться: “Земля мать подает клад”, “Какова земля, таков и хлеб”, “Чего на землю не падет, того земля не подымет”. А как вам загадки о хлебе: “Что без кореньев растет, без костей встает”, “Лежит бугор между гор, пришел Егор, унес бугор (хлеб в печи)”? Таким образом, фольклор нам помогает представить отношение к земле, коню и хлебу оратая былинных времен, пахаря времен Кольцова и современного земледельца”.

Учитель: – Как вы прочитаете “Песню пахаря”?

IX. Итог урока. Чтение наизусть учащимся или учителем стихотворения (или отрывка со слов “Сегодня полтораста песен…” Анатолия Бабенко.

[Слайд 14]

X. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть и ответить на вопрос: “Какое значение придается в стихотворении А.В.Кольцова труду землепашца”?