Авторская программа элективного курса "Яйский район на карте Кемеровской области"

Разделы: География


Пояснительная записка

Актуальность введения курса "Яйский район на карте Кемеровской области" в учебные планы связана с тем, что понимание взаимодействия окружающей среды и общества необходимо начинать с территории, на которой ты проживаешь. Таким образом, последовательно будет осуществляться переход от изучения природно-ресурсного потенциала, национальных проблем, влияния природных факторов при организации жизни и производственной деятельности населения на локальном уровне до регионального и в дальнейшем глобального уровней. Изучение природного и культурного наследия родного края также способствует целостному развитию всех сфер сознания личности.

Изучение хозяйственного комплекса Яйского района поможет лучше понять специфику структуры хозяйства, важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства, о типичных предприятиях основных отраслей экономики района, о проблемах и перспективах развития хозяйственного комплекса, научит пользоваться полученными знаниями.

Достаточно большие и профориентационные возможности данного элективного курса, так как предметом его изучения будут являться население, хозяйство, инфраструктура. Профориентационная деятельность будет осуществляться не только на уроках, но и в процессе экскурсий, выполнения исследовательских заданий.

Спецификой содержания курса является то, что программа ориентирована на конкретную территорию: территорию Яйского района.

Цель курса: формирование знаний об особенностях хозяйства Яйского района на основе физических и социально-экономических закономерностей.

Задачи курса:

  • углубить знания обучающихся о природном, хозяйственном и культурном наследии родного края;
  • ознакомить с основными профессиями Яйского района;
  • определить перспективы развития хозяйства Яйского района;
  • ознакомить с методами организации познавательно-исследовательской деятельности по изучению родного края.

Курс рассчитан на 17 часов учебного мира, большая часть из которых предполагает выполнение разного рода практических, самостоятельных и творческих работ обучающихся.

Формы урока: лекции, семинары, практикумы, экскурсии, защита проектов.

Формы контроля:

  • текущий: собеседование по изучаемым вопросам, проверка заданий, выступления на семинарах, участие в проектной деятельности;
  • итоговый: защита самостоятельно подготовленного проекта или экскурсии по достопримечательным местам Яйского района, или на любое предприятие.

Содержание программы курса

Тема 1. Экономико-географическое положение Яйского района (1 час)

Административно-территориальное деление Кемеровской области. Яйский район на карте Кемеровской области. Положение по отношению к: Кемеровской области, экономическому району, транспортным путям, энергетическим базам, сырьевым базам. Значение ЭГП района для развития хозяйства

Тема 2. Возникновение и развитие Яйского района (1 час)

Изменение во времени территории и площади района. Хроника событий.

Тема 3. Население (2 часа).

Численность населения и причины, ее определяющие. Естественное и механическое движение населения. Структура занятости населения. Особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы сельских поселений. Проблемы безработицы и пути ее решения.

Практические работы.

1. Построение половозрастной пирамиды.

2. Определение естественного прироста и сальдо миграции. Сравнение статистических показателей, характеризующих население Яйского района с соответствующими показателями г. Анжеро-Судженска (Кемеровской области).

Тема 4. Природно-ресурсный потенциал Яйского района (3 часа).

Основные формы рельефа Яйского района, влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Установление зависимости между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых на территории района.

Климатообразующие факторы и особенности климата. Наблюдения за элементами погоды, фиксирование необходимых данных и объяснение причин изменения погоды. Зависимость распределения тепла и влаги на территории района от притока солнечного тепла и движения воздушных масс.

Водные ресурсы, их размещение и хозяйственное значение.

Особенности и распространение растительного и животного мира, восстановление и охрана растений и животных. Биологические и агроклиматические ресурсы. Земельные ресурсы.

Практические работы.

1. Ознакомление с минеральными ресурсами своей местности.

2. Обозначение на контурной карте рек и озер.

3. Составление схемы рекреационных ресурсов своей местности.

4. Ознакомление с антропогенными рекреационными ресурсами.

5. Составление круговой диаграммы " Структура земельных ресурсов своей местности".

Тема 5. Хозяйство Яйского района ( 3 часа).

Структура хозяйства на первых этапах существования района. Современная отраслевая структура хозяйственного комплекса Яйского района. Специализация промышленности и сельскохозяйственного производства. АПК Яйского района. Перспективы развития Яйского района. Основные профессии, условия труда работников. Учебные заведения района.

  • Экскурсия на ООО "Яйский пивзавод" (3 часа)
  • Экскурсия в профессионально-техническое училище (2 часа0

Тема 6. Экологические проблемы Яйского района (2 часа)

Объяснение влияния различных видов хозяйственной деятельности человека на природу и влияние природы на хозяйственную деятельность, и быт людей в Яйском районе. Формы природоохранной деятельности населения на территории района.

Учебно-тематический план курса "Яйский район на карте Кемеровской области"

№ п/п Тема курса Теория Практика Формы проведения Формы контроля
1. Экономико-географическое положение Яйского района 1   Лекция с элементами беседы, практикума (работа с картами атласа), конспектирование Фронтальный устный опрос по вопросам темы
2. Возникновение и развитие Яйского района 1   Лекция с элементами беседы, практикума (работа по картам), конспектирование Фронтальный устный опрос по вопросам темы
3. Население.

1. Численность населения и причины ее определяющие

2. Современные социальные проблемы сельских поселений. Причины безработицы и пути ее решения

 

1

 

1

  Лекция с элементами беседы, работа со статистическими данными, выполнение практических работ №1 и №2 Индивидуальный устный опрос, проверка выполнения практических работ

Фронтальный устный опрос по вопросам темы

4. Природно-ресурсный потенциал Яйского района

1. Рельеф и минеральные ресурсы района.

2.Климатообразующие факторы и особенности климата. Водные ресурсы, их размещение и хозяйственное значение

3. Биологические, земельные и агроклиматические ресурсы

1  

1

 

 

1

Практикум, демонстрация

Практикум

(составление климатограмм, розы ветров, обозначение на контурной карте рек и озер)

Лекция с элементами беседы, демонстрация, конспектирование, выполнение практической работы - составление круговой диаграммы "Земельные ресурсы нашей местности"

Фронтальный письменный контроль по вопросам практикума

Фронтальный письменный контроль по вопросам практикума, проверка контурных карт

Фронтальный устный опрос по вопросам темы, проверка выполнения практической работы

5. Хозяйство Яйского района

1. Отраслевая структура хозяйственного комплекса Яйского района

2. Проблемы и перспективы промышленности

3. Проблемы и перспективы сельского хозяйства

4. Экскурсия на ООО "Яйский пивзавод"

5. Экскурсия в ПТУ №71

 

1

 

1

 

1

 

 

 

 

3

2

Лекция с элементами опережающего задания, выполнение практической работы -составление систематизирующей таблицы "Отраслевой состав хозяйства"

Лекция с элементами опережающего задания

Лекция с элементами беседы, практикума (работа со статистическими материалами)

Фронтальный устный опрос по вопросам темы, проверка выполнения практической работы

Фронтальный устный опрос по вопросам темы

Фронтальный устный опрос по вопросам темы, проверка выполнения практической работы

Отчет

Отчет

6. Экологические проблемы Яйского района 1   Лекция с элементами беседы, практикума (работа по картам атласа), опережающее задание Фронтальный устный опрос по вопросам темы, проверка выполнения заданий практикума
7. Итоговый урок. Составление образа Яйского района 1   Урок - обсуждение выполненных творческих заданий (или урок-защита проектов)  
  Итого: 10 7    

Литература для учителя.

1. Атлас Кемеровской области

2. Н.Герасимова, А.Мытарев, Л.Савельева, С.Тивяков География Кузбасса. Кемеровское книжное издательство, 1974. - 111 с.

3. Дронов В.П., Ром В.Я. География. Население и хозяйство. 9 класс.-М.: Дрофа, 2005

4. Севастьянов В.В., Уколова Т.Ф., Голдаева Н.П. Климат Анжеро-Судженска.-Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000.-75 с.

5. Кемеровская область. Часть 1. Природа и население. Коллективная монография под редакцией В.П. Удодова. - Новокузнецк, 2008.-117 с.

6. Кемеровская область. Часть 2. Социально-экономическая характеристика и экология. Коллективная монография под редакцией В.П. Удодова.-Новокузнецк, 2009.-129 с.

7. Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие/Л.И.Соловьев.-Кемерово:ОАО "ИПП "Кузбасс"; ООО "СКИФ", -2006.-384 с.

8. Л.И.Соловьев. География Кемеровской области: Население, хозяйство, города и районы (Региональные образовательные программы) [текст]/: учеб. пособие для 8-9 кл. общеобраз. школ /Л.И.Соловьев. - Кемерово: ОАО "ИПП "Кузбасс"": ООО "СКИФ", 2009. - С.226

Литература для учащихся.

1. Атлас Кемеровской области для школьников.

2. Н.Герасимова, А.Мытарев, Л.Савельева, С.Тивяков География Кузбасса. Кемеровское книжное издательство, 1974. - 111 с.

3. Дронов В.П., Ром В.Я. География. Население и хозяйство. 9 класс.-М.: Дрофа, 2005

4. Рябцева И.В. Методика проектирования элективного курса по географии: Учебноепособие.-Новокузнецк: РИО КузГПА, 2008.-142 с.

5. Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие/Л.И.Соловьев.-Кемерово:ОАО "ИПП "Кузбасс"; ООО "СКИФ", -2006.-384 с.

6. Л.И.Соловьев. География Кемеровской области: Население, хозяйство, города и районы (Региональные образовательные программы) [текст]/: учеб. пособие для 8-9 кл. общеобраз. школ /Л.И.Соловьев. - Кемерово: ОАО "ИПП "Кузбасс"": ООО "СКИФ", 2009. - С.226

7. Л.И. Соловьев.Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области: Творческие задания по географии родного края для учащихся 6-10 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области. - Кемерово: ФГУИПП "Кузбасс", 2003.-184 с.