Общешкольное мероприятие "Судьбы, опаленные войной"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Работа с родителями


Цель: формирование у учащихся патриотических качеств.

Задачи:

  • воспитание любви к Родине,
  • воспитание ответственности, сопричастности, уважения к ветеранам.

Предварительная подготовка: сбор информации об участниках Великой Отечественной войны, работа в семейных архивах.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация (удалена из приложения, т.к. объем превышает допустимый).

Оформление зала: на сцене плакат «Воину-победителю», каски, палатки, оружие времён Великой Отечественной войны, выставка рисунков учащихся школы, ордена и медали из личных семейных архивов, цветы, шары.

Кадры из документального фильма «Начало войны» на фоне музыки.

Ведущий 1.22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. К этому времени пламя второй войны, начавшейся 1 сентября 1939 года агрессией гитлеровцев против Польши, полыхало на территории многих стран. Под фашистским игом оказалась почти вся Европа.

Чтецы.
1. Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что 20 лет и 30 лет
Живым не верится, что живы.
(К. Симонов)

2. 1418 дней! Столько продолжалась Великая Отечественная война. Советские воины прошагали тысячи километров, освобождая нашу страну и страны Европы от фашистов.

3. 27-ми миллионам павших, не вернувшихся с кровавых полей войны, посвящается.....

4. Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается......

5. Вам, ныне живущим, и тем, кого нет, вам, не посрамившим славы российского оружия, посвящается.....

Ведущий 2.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой победы пройти.

Ведущий 3.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс,
Конечно, мы смотрим иными глазами,
Такими же полными слёз.

Ведущий 1.
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
И в них набаты жестоких битв
И созиданий даты, и в праздники,
Чья ширь и даль светла.

Ведущий 2.
И позабытый,  вновь встаёт  рассвет.
И кто-то в травы падает сражённый,
От дыма чёрен и от пепла сед.

Ведущий 3.
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намёк, подсказка, предостереженье.
Кто помнит, тот не знает пораженья.
Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Ведущий 1. Почтим минутой молчания память погибших и безвременно ушедших защитников Отечества.

Кадр вечного огня. Метроном. Минута молчания.

Ведущий 2. Всё дальше от нас годы, опалённые войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!

Ведущий 3. Это голоса, которым  никогда не умолкнуть, как бы далеко не  отодвинулось время.

Ведущий 1. Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.

Ведущий 2. Это написанная кровью храбрых история войны. Она обходится без карт и схем, без сводок и больших чисел. И своеобразие её в том, что проходит она через сердце человека.

Ведущий 3. Это история, написанная бойцами в окопах и землянках. Она символ и залог будущей победы, которую надо ещё добыть ценою жертв и длительной борьбы, однако победа эта уже прочитывается в сердце героя, в его твёрдости и непобедимости.

Ведущий 1.  В каждом письме с фронта нет не только печати обречённости, нет и тени этого, почти неизбежного перед лицом близкой смерти, душевного состояния.

На сцене маленький столик. На столике свеча, фотография в рамке. На сцену выходят поочерёдно ученики, зажигают свечу на столе. Звучит музыка. Ученики открывают тетрадь, каждый читает про своих близких.

1. «Дневник моего прадедушки, Крайного М.Ф.
Я служил в артиллерийском полку, когда началась война. Наш полк прибыл на фронт 2 июля 1941 года прямо с учений из Казахстана.К 14 июля 1941 года наш полк полностью разбомбили. Тех, кто выжил, отправили в другие части. Я оказался в мотопехоте. 4 августа 1941 года под Ельней получил ранение в ногу. Раненых спасать было некому, все спасали снаряды. Я решил пробираться к своим. Днём отдыхал, полз ночью. Ел колоски, съедобные корешки. Но хуже было без воды. Я жевал росистую траву, широкие листья. Часто терял сознание. Благодаря размышлению, выдержке я спас свою жизнь. Другого пути не было – надо было решать самому и не ошибиться. До медсанбата добрался 8 августа».

2. «Из воспоминаний Афанасьева Константина Сергеевича (1915–1993г.г.)

Я был призван в ряды Красной армии в 1940 году и проходил службу в Днепропетровске. В первый день войны командир части, в которой я служил, вскрыл секретный пакет, который хранился у него и содержал приказ Главнокомандующего. Полк следовало отправить на Дальний Восток для охраны рубежей нашей страны от японских интервентов. Благодаря этому неожиданному приказу , я остался жив. Участвовал в боях с японцами, был награждён медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией».

Ведущий 2. В 1943 шли тяжёлые бои на Кавказе. Немцы рвались к нефтяным месторождениям. Войска Красной армии надёжно преградили им путь, и фашистская армия двинулась к Сталинграду...

На сцену выходит ученик. На фоне фотографии своего дедушки рассказывает о нём.

«Мой дедушка, Жибров Александр Васильевич, воевал на Степном фронте, защищал Сталинград. Из его воспоминаний. «Служил в 51 артполку разведчиком. Полковая разведка – глаза и уши командования. От наших сведений зависели жизни многих тысяч солдат и успех боевых операций. Бывало и опасно, и страшно, и жутко. Приходилось не только «языков» брать, но и часовых «снимать», и с боем прорываться. Не жалели ни себя, ни врагов.

Однажды после выполнения задания возвращались через линию фронта, попали под обстрел. Я был тяжело ранен и контужен. Товарищи тащили меня несколько километров на себе, доставили в санчасть. А потом эвакогоспиталь № 3999 в Челябинске, затем в Куйбышеве.  Врачи хотели отнять ногу, но я не дал. С 9 декабря 1943 года по ноябрь 1944 находился на лечении. Ногу мне военврачи спасли, отправили домой. Потом было ещё 17 лет госпиталей. Но я всё-таки остался жить!»

Ведущий 3.  Другим повезло меньше.

Перекличка.
«Пропал без вести...»
«Пал смертью храбрых...»
«Ваш сын.....»
«Ваш муж...»
«Ваш отец...»

Ведущий 1.
Когда я вижу, как убитый
Сосед мой падает в бою,
Не помню я его обиды,
Я помню про его семью.
Мне представляется невольно
Его обманутый уют...
Он мёртв уже. Ему не больно,
А их ещё письмом убьют.

Ведущий 2. Бесконечной вереницей шли с фронта «похоронки». Они обжигали сердца, одевали женщин в траур, сиротили детей.

Звук метронома. На сцену выходит ученик, садится за столик, зажигает свечу. Звучит музыка. Читает.

Почтовая карточка, которую получила моя прабабушка зимой 1943 года.

«Здравствуйте, многоуважаемая Анастасия Ерофеевна! Пишет Вам друг Вашего мужа Ивана Павловича лейтенант Дьяченко. 26 ноября в 3 часа ночи Ваш муж Иван Павлович был тяжело ранен. Одна пуля – в грудь, две – в живот. Я ему быстро оказал первую помощь. После ранения он ещё жил минут сорок, в это время он попросил меня сообщить по Вашему адресу, что он умер. Да, жаль такого товарища. Честь и слава Вашему мужу! Жив останусь – заеду после войны, всё подробно расскажу. А сейчас я ранен и нахожусь в госпитале». Лейтенант Дьяченко не смог приехать к моей прабабушке.....

Звучит песня «Постарела мать за тридцать лет».

Ведущий 3. А дома бойцов ждали их родные. Они надеялись и верили в то, что их сыновья, братья и отцы вернутся живыми, что пули пощадят их. Любовь близких согревала солдатские сердца, давала силы выстоять в бою.

Чтецы.
Знаю, в сердце у тебя тревога –
Нелегко быть матерью солдата.
Знаю, всё ты смотришь, на дорогу,
По которой я ушёл когда-то.
Знаю я морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи...
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
До сих пор грохочет канонада,
Снова в бой, на линию огня!
Если не вернусь, не плачь, не надо,
Втихомолку вспоминай меня.
Говори, за честь родного края
Мой любимый сын погиб в бою.
Он погиб, Отечество спасая,
Ради жизни жизнь отдал свою.

Музыка «Тёмная ночь».

Ведущий 1. А письма на фронт? Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца.

Ведущий 2.
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звёзды видны.
Ты напиши мне письмо, дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты  пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься, вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвётся такая любовь.

Ведущий 3. В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жён, любимых….

Перекличка.
«Сынок, будь осторожнее!...»
«Береги себя, любимый!....»
«Дорогой папа! Я очень по тебе скучаю. Когда ты вернёшься домой?»
«Любимый, жду!...»
«Сынок, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая  война? Я жду тебя. Вернись….»

Ведущий 1. Наверное каждый фронтовик получал письма с подобными словами. Он знал, что дома его ждут и любят.

Первоклассники читают стихотворение под музыку.

Милый папа!
Всё не кончится война.
Всё, что можно,
Из нас выжала она.
Очень страшно было,
Папа, тяжело.
Наше вчетверо
Уменьшилось село.
Милый папа!
Приходи скорей домой.
Очень мама
Заждалась тебя, родной.
Плачет часто,
Но не явно, а тайком.
Всё рубашку твою
Гладит утюгом.
Папа, милый!
Возвращайся поскорей.
Коль работать ты не можешь –
Не жалей!
Мы же сами уж давно
Не детвора,
Обучила нас 
Военная пора.
Мы и пашем, мы и сеем.
Мы и жнём.
За бригаду мы
Работаем вдвоём.
Я стирать могу, готовить,
Мыть и шить,
Братик может всё,
Что хочешь починить.
Возвращайся, милый папа,
Дорогой!
Пусть измученный, уставший,
Но живой!
(О. Козлова)

Ведущий 2. В ответ фронтовик писал не столько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких, писал о вере в победу, писал о любви….

Ученик.
На дне окопного оврага
Добыл я гильзу из стены.
А в ней истлевшая бумага,
Письмо, пришедшее с войны.
Должно быть, кто – то перед боем
Смочил графит карандаша
И с перемазанной губою
Писал, как думал, не спеша.
Вручал слова бумаге бренной,
Писал, склоняясь к фитилю.
И вот слова сожрало время,
И лишь одно сквозит: «люблю».
Одно осталось….Но упрямо
Горит сквозь всё, что в жизни есть!
Что любит он?...Отчизну? Маму?
Иль ту, которую….. Бог весть….
Любил, и всё. Не по приказу.
А по приказу он в тот раз,
Наверно, встал и умер сразу.
И вот воскрес
Во сне, сейчас.

Танец «Синий платочек».

Чтецы.
Как будто от имени всех погибших звучат эти стихи А. Твардовского, обращённые к нам:

И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
И она – спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам – всё это живые,
Нам – отрада одна,
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать,
Пусть не слышен наш голос –
Вы должны это знать.

Ведущий 3. Погибшие завещали нам беречь мир. В героическом прошлом Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в своё время сделали всё, что смогли, для защиты и процветания России.

Я очень мало знаю о войне,
По фильмам и рассказам ветеранов,
Но этого хватает мне вполне,
Чтоб ненавидеть палачей – тиранов.
Они пытали женщин, стариков,
Считали себя главными на свете.
Но наш народ не стал носить оков!
Все на защиту встали, даже дети.
За то, чтоб мы могли спокойно спать,
Шли в бой солдаты, несмотря на раны.
И я от нас, детей, хочу сказать:
«Спасибо, вам, седые ветераны!».

Ведущий 1. С праздником Победы!

Песня «День Победы». Учащиеся раздают цветы ветеранам и гостям.

Использованная литература:

  1. http://www.prazdnik.by
  2. http://www.pedsovet.su