Курс по выбору "Физика и моя будущая профессия"

Разделы: Физика


В настоящее время актуальной для педагогов является проблема создания условий для овладения школьниками ключевыми и исследовательскими компетенциями на доступном для каждого уровне. Мне удалось решить данную проблему в рамках предпрофильной подготовки на занятиях созданного мной курса по выбору.

Данный курс рассчитан на 17 часов и предназначен для учащихся 8-9 классов.

Программа курса по выбору для учащихся 8-9 классов «Физика и моя будущая профессия»:

Задачи курса:
  • создать условия для овладения учащимися информационно-коммуникативными, рефлексивными и познавательными компетенциями;
  • помочь учащимся в осознании своих возможностей в сферах профессиональной деятельности;
  • дать ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;
  • создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий;
  • уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне;
  • сформировать у учащихся компетенции, необходимые для решения практически важных задач (наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия, систематизация, проектная исследовательская деятельность),
  • познакомить учащихся с многообразием применения физики в различных областях профессиональной деятельности;
  • поддерживать мотивацию ученика к углубленному изучению физики.

Курс по выбору предполагает следующие виды деятельности:

    • самостоятельные исследования;
    • работа над созданием электронной презентации;
    • работа со справочной литературой, с архивными данными и с другими документами, поиск информации в сети Интернет;
    • устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.

Ученик получает зачёт при условии выполнения творческой или исследовательской работы, выступлении с её результатами с применением электронной презентации на заключительном занятии.

Принципы построения курса по выбору:
  • Индивидуальность
  • Доступность
  • Преемственность
  • Результативность

Занятия 1-2.
«У меня растут года, скоро мне 17…»

Цели: мотивация учащихся к углублению и расширению знаний в интересующей их сфере профессиональной деятельности.

Учитель беседует с учащимися о будущей профессии, предлагает им, пожеланию, пройти тесты на профессию, создать несколько слайдов электронной презентации на тему: «У меня растут года, скоро мне 17..», оказывает помощь учащимся при необходимости.

На втором занятии, в соответствии с профессиональными предпочтениями учащихся, учитель помогает им в выборе тем и формулировании проблемы для исследовательской или творческой работы с учётом интересов школьников и их профессиональной ориентации. Тема должна быть такой, чтобы ребёнок мог высказать свою позицию, было достаточно материала для проведения исследования, чтобы она учитывала возрастные и личностные особенности учащегося. Название темы предполагает отражение цели исследовательской или творческой работы и пути её достижения. На данном занятии учащиеся выбирают формы работы: индивидуальную, парную, групповую. В случае выбора групповой формы учитель помогает учащимся распределить обязанности.

Учащиеся знакомятся с основными требованиями к оформлению списка литературы, ссылок.

Приложение 1

Занятие 3.
Дискуссия об актуальности выбранных проблем, формулирование гипотезы, задач, выбор методов исследования.

Цели: создание условий для овладения учащимися исследовательскими компетенциями.

В ходе дискуссии школьники учатся доказывать актуальность выбранной проблемы, обосновывать важность её рассмотрения для самого учащегося; для места, где он живёт для его предполагаемой в будущем профессиональной деятельности. Учитель помогает учащимся сформулировать гипотезу, определить объект и предмет, цели и задачи исследования, рекомендует методы.

Гипотеза, например, представляется в виде предположения, которое автору работы следует доказать или опровергнуть. Методы, которые рекомендует учащимся учитель, предполагают совокупность тех возможных методов теоретического и эмпирического уровней познания (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция и др. ), которые наиболее рационально применить в конкретном исследовании.

Учитель при необходимости помогает учащимся на протяжении всего учебного занятия.

Занятие 4.
Знакомство с возможностями компьютерных программ.

Цели: создание условий для овладения учащихся элементами компьютерной грамотности, необходимыми для создания презентаций.

Учитель демонстрирует учащимся возможности компьютерных программ, с помощью которых можно создавать рисунки, тексты, презентации, проводить исследования. Рассказывает об образовательных сайтах, на которых учащиеся при необходимости могут получить нужную им информацию. Далее учащиеся создают свои первые слайды, страницы работы. Учитель обсуждает с учащимися технологию оформления проекта: необходимость и возможность использования музыкального сопровождения, видеофрагментов, анимации, фотографий, красочного графического оформления и т.п. После этого учитель обращает внимание учащихся на организацию простой и удобной работы пользователей с готовой электронной презентацией, например, создание кнопок, гиперссылок.

Занятие 5.
Освоение ИКТ, необходимых для создания электронного продукта.

Цели: создание условий для освоения учащимися необходимых инструментальных возможностей создания презентаций.

Учащиеся старших классов или учитель демонстрирует учащимся презентации и тезисы исследовательских работ, созданные школьниками, посещавшими ранее занятия курса по выбору.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Занятия 6-8.
Освоение различных методов работы с информацией.

Цели: создание условий для овладения учащимися информационно-коммуникативными компетенциями.

Учитель предоставляет учащимся возможность познакомиться с различными литературными источниками, архивными материалами, информацией по выбранным проблемам в сети Интернет, помогает им учиться выделять главное, классифицировать, анализировать, систематизировать, обобщать, представлять данные в виде графиков, таблиц, схем. В заключение организуется дискуссия по обсуждению наиболее интересной информации. Также учитель предлагает учащимся сопоставить полученную в ходе теоретического исследования информацию с имеющимися ранее представлениями.

Занятие 9-11.
Освоение методов эмпирического и теоретического уровней познания.

Цели: создание условий для овладения учащимися методами эмпирического исследования или исследования на основе компьютерной модели.

Учитель предоставляет учащимся возможность экспериментального исследования или исследования на основе компьютерной модели, помогает им фиксировать эмпирические данные (с учётом погрешностей) в виде графиков, таблиц, диаграмм, проводить эксперименты, позволяющие выявить новые характеристики явлений и процессов, постоянно следит за соблюдением правил техники безопасности, предлагает учащимся проанализировать факторы, влияющие на характер и результаты исследования.

Занятие 12-14.
Освоение методов эмпирического и теоретического уровней познания.

Цели: создание условий для овладения учащимися умениями делать выводы, оформлять результаты исследования.

Учитель предлагает учащимся сопоставить результаты собственных исследований с результатами, описанными в литературных источниках (если такие имеются), знакомит учащимися с основными требованиями, предъявляемыми к оформлению исследовательской и реферативной работам. Помогает учащимся оформить теоретическую и экспериментальную части работы, приложения, сделать собственные выводы.

Занятие 15-16.
Овладение умением представлять результаты работы перед аудиторией.

Цели: создание условий для овладения учащимися культурой выступления перед аудиторией.

Учитель помогает учащимся в составлении тезисов работы, организует прослушивание выступлений, помогает им в выборе приемов эмоционального воздействия на слушателей, наглядного материала, темпа речи, соблюдении регламента выступления. Поощряет способность слушателей понять смысл изложенного, извлечь из выступления пользу для себя, задать конкретный вопрос выступающему.

Занятие 17.
Овладение умением представлять результаты работы перед аудиторией.

Цели: создание условий для овладения учащимися умением обосновывать свою точку зрения, представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации.

Учитель организует защиту исследовательских и творческих проектов учащихся.