Урок окружающего мира "Охрана растений"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель:

  • создать условия для расширения и углубления знаний детей о растениях занесенных в Красную книгу;
  • создать условия для организации самостоятельной работы младших школьников в малых группах;
  • воспитывать в детях бережное отношение к природе; познакомить со способами сохранения растений на Земле;
  • способствовать воспитанию качеств творчески думающей личности, воспитанию коммуникативной культуры;
  • экологическое воспитание учащихся на уроке окружающего мира.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением растений, Красная книга РФ,
  • Красная книга Алтайского края, кроссворд,
  • иллюстрация с изображением губительного воздействия человека на природу, магнитофон, фонограмма песни "Беловежская пуща", справочная литература.

План урока.

  1. Организация класса.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Выявление причин губительно действующих на растения.
  4. работа по группам
  5. Обсуждение вопроса "Как помочь растениям?"
    1. сообщение по теме
    2. фонограмма "Беловежская пуща"
    3. творческая работа: экологические знаки
  6. Итог урока:
    1. разгадывание кроссворда
    2. чтение стихов

I. Организационный момент. (3 мин)

1. Приветствие.

- Посмотрите, друг другу в глаза, пожелайте удачи на уроке.

- Сегодня на лесной опушке с утра стоит шум.

- Интересно, кто же это там шумит?

/ Учитель загадывает загадки, дети отгадывают, находят картинки с растениями и рассказывают о них/

1.

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке
В белом сарафане. (слайд № 2)

2.

Никто не пугает
А она дрожит. (слайд № 2)

3.

Кудри в речку опустила
И о чем - то загрустила
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (слайд № 2)

4.

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год. (слайд № 2)

5.

Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей
Много-много желудей. (слайд № 2)

6.

Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной. (слайд № 2)

- Кто же это поднял шум?

- Растения

- Как вы думаете, что произошло?

- Растения просят о помощи

- Растения погибают.

- Нужно бережно относиться к ним

II. Сообщение темы и цели урока: (1 мин)

- Оказывается, стряслась беда. Гибнут растения, некоторые из них просто исчезают.

- Почему же так происходит?

- Люди губят растения, уничтожают их

- Как помочь растениям?

- Нужно бережно относиться к ним

- Вот на эти вопросы мы постараемся ответить.

III. Выявление причин губительно действующих на растения. (8 мин)

/Работа с иллюстрацией учебника, с. 56./

- Посмотрите на иллюстрацию, скажите что происходит?

- Посовещайтесь в группах и сделайте вывод.

/Дети рассказывают, что губительно действует на растения, приводят примеры/

1 группа:

- Хозяйственная деятельность человека приводит к истощению почвы, обмелению рек, загрязнению воды и воздуха, это ухудшает среду обитания растений и отрицательно влияет на их развитие и жизнь.

2 группа:

- Бесконтрольное использование растений человеком в пищу, в хозяйственной деятельности и в медицине. Растения истребляются, но мер по их восстановлению проводится недостаточно.

3 группа.

- От бескультурья человека, от невыполнения правил посещения зон отдыха, водоемов, лесов - растения гибнут.

/Ответы детей/

- Нужно охранять растения

- Не надо рвать

IV. Обсуждение вопроса "Как помочь растениям?" (22 мин )

- Да, ребята, растения нужно беречь и охранять.

Вероятно, каждый из вас слышал о Красной книге, и многие наверно знают её историю.

(Слайд № 3)

/Сообщение учеников/

- В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло (недалеко от Парижа) на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. - МСОП.

Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на гране исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составляла мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

- Почему же она красная, а не синяя, желтая?

1 ученик:

- "Красная книга"

Почему она красная?

Красный цвет предупреждает нас: "Стой! Остановись! Ещё один неосторожный шаг и может быть поздно!"

(Звучит фонограмма: "Беловежская пуща")

- Ребята, Красная книга - не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

2 ученик:

На Земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

3 ученик:

- Сейчас на Земле в опасности

25 тысяч видов растений.

4 ученик:

- Купавка, василек, дрок, ятрышник, пион узколистый, тюльпан. (слайд № 4)

5 ученик:

Тюльпан - этот цветок появляется одним из первых, сразу из под снега, и поэтому люди срывают его, делают букеты, не понимая, что этих цветов уже мало. (слайд № 4)

6 ученик:

Родился ландыш в майский день
И лес его хранит
Мне кажется, его задень,-
Он тихо зазвенит. (слайд № 4)

/ Сообщения детей о редких и исчезающих растениях/

7 ученик:

- Красивый цветок - ландыш.

У него широкие продолговатые листья, на которых видны прожилки. В листьях прячутся тоненькие стебельки с цветочками нежно - белого цвета, напоминающие бубенчики, у них нежный запах. Когда ландыши отцветают, вместо цветов появляются маленькие красные горошины.

Свежие цветы настаивают и получают ландышевые капли. Из стебельков добывают эфирные масла. Поэтому аромат многих духов похож на запах цветков ландыша. Ландыш живет 21 год, а цветет всего 2 - 3 раза.

Поэтому его надо беречь и зря не рвать.

- О каком ещё растении вы хотели бы рассказать?

8 ученик:

Кубышка. Многие видели это растение. Красивые желтые цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. Листья этого растения крупные, плотные, они плавают на воде.

Цветок кубышки находится на длинной цветоножке, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема.

Обрывание цветов кубышки приносит большой вред, так как через место разрыва внутрь растения попадает вода. А это приводит к загниванию подводной части растения. Так погибает все растение.

Поэтому кубышку рвать нельзя. (слайд № 4)

9 ученик:

Венерин башмачок.

Это растение широко распространено в Европе и Азии. Недавно оно было обнаружено недалеко от Москвы.

Это довольно крупное растение, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем. На стебле 3 -4 листа, цветков 1 -2, редко 3.

Это растение растет на увлажненной почве.

Этот цветок ловушка для насекомых, заставляет их опылять себя.

Жуки, мухи, пчелы залезают внутрь цветка. Оттуда очень трудно выбраться. Насекомое поднимается всё выше и выше по цветку, но тут выход очень узкий и многие насекомые так там и остаются, прилипшими к цветку.

Срывая цветок, мы губим это растение. (слайд № 4)

- Многие растения становятся редкими из - за того, что люди рвут их для букетов. Такие растения уже не дадут семян, плодов, а значит, у них не будет потомства. Нередко, срывая цветок, мы вырываем его с корнем и напрасно губим его.

Запомните!

Что можно составлять букеты только из цветов выращенных человеком.

- Когда вы собираете букеты, помните, что нужно ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения.

- А теперь я предлагаю поработать по группам.

Каждая группа должна нарисовать "экологические знаки", и объяснить, что они обозначают.

/ Учитель вывешивает на доске эти знаки, под девизом "Правила друзей природы"/

V. Итог урока. (11 мин)

- А теперь я попрошу вас разгадать небольшой кроссворд. (слайд № 5)

1. Растение с красивыми желтыми цветами, чуть поднимается над поверхностью воды. (кубышка)

2.

Стоит Алена, платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан. (береза)

3.

Шел я лугом по тропинке
Видел солнце на тропинке
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (ромашка)

4.

Кто ни прикасается
За того цепляется
Привязчивый и колкий
Кругом торчат иголки. (репейник)

5.

Дом зеленый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки
Осенью пришла беда-
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда,
Круглые ребятки. (горох)

6.

Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь
Ярко - синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (василек)

- Что необходимо нам всем знать, когда мы находимся в лесу? (слайд № 6)

- Что нужно беречь природу.

- Нельзя рвать цветы.

- Нужно беречь растения, потому что их становится мало.

- Итогом нашего урока, пусть будут эти строки.

- Дерево, трава, цветок иль птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.

- Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас!

- И чтобы такого не случилось, мы должны помочь природе. (Слайд № 7 - 21)

- Я очень рада за вас. Спасибо вам за урок.

Д\з с. 55 - 56.

Музыкальное приложение.

13.02.2011