Контрольно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Пищеварение"

Разделы: Биология


Цель: обобщить и систематизировать знания об органах пищеварения, их строении и функциях, о предупреждении желудочно-кишечных заболеваний.

Ход урока

Класс делим на 2 команды.

1. Для того чтобы выбрать кто имеет право из команд первым открыть вопрос, должен угадать по видеосюжету что в кадре? (Показ отрывка видеофильма: переваривание в желудке.)

2. Для выбора капитана команды необходимо разгадать загадку первым:

Чем мог угощать Половецкий хан князя Игоря:

А) Шоколадными конфетами.

Б) Изюмом.

В) Ананасами.

Г) Подсолнечными семечками.

3. Объяснить условия игры.

4. Задаем вопросы.

На доске таблица: игра «Крестики и нолики». Напечатанные на листах названия того, что находится в содержании вопросов.

1. Пища смерть. (2 балла) 2. Слюнно-солевой рефлекс. (4 балла) 7. Третий лишний. (1 балл)
4. Вопрос «Не курить!» – сказала печень... (3 балла) 5. Блиц-опрос. (3 балла) 8. Коренные жители. Темного королевства. (1 балл)
3. Секретный код пищеварения. (5 баллов) 6. Книга – лучший друг человека? (1 балл) 9. Чревоугодие – матерь всех пороков. (2 балла)

Учащиеся выбирают вопросы для отгадывания по-очереди, баллы фиксируются на доске для 2 команд.

1. Пища смерть. (2 балла)

Вопрос общий для 2 команд: по очереди отвечают на заданный вопрос.

Почему пища, молоко или куриный бульон, введенная шприцом в кровь вызывает смерть человека? А пройдя через пищеварительный тракт, становится безопасной и усваивается клеткам. Что происходит с пищей в пищеварительной системе?

2. Слюнно-солевой рефлекс. (4 балла)

Почему и как происходит выделение у человека слюны при попадании в рот соли. 2 ученика из каждой команды готовят ответ на обратной стороне доски. Затем сверяем по рисунку (см. Приложение) презентации.

Вопрос 2. Считаем баллы:

1 ошибка – 3 балла.

2 ошибки – 2 балла.

3 ошибки – 1 балл.

3. Секретный код пищеварения. (5 баллов)

Вопрос общий для всех.

Каковы функции 4 органов пищеварения, названных в 1-ой колонке? Зашифруйте ответы последовательно 4-мя группами цифр. (Например: 1.10.5.) Показываю в презентации данную запись:

  1. Ротовая полость.
  2. Желудок.
  3. 12-ти перстная кишка.
  4. Тонкая кишка.
  5. Кишечный сок.
  6. Поджелудочный сок.
  7. Слюна.
  8. Желудочный сок.
  9. Неполное расщепление питательных веществ.
  10. Полное расщепление питательных веществ.
  11. Расщепление белка.
  12. Расщепление крахмала.

Ответы к 3 вопросу: 1.7.12 2.8.11 Проект: 3.6.9 4.5.10.

Вопрос 3. Считаем баллы. Самооценка: каждый ученик у себя выставляет баллы.

1 ошибка – 5 баллов.

2 ошибки – 4 балла.

3 ошибки – 3 балла.

4 ошибки – 2 балла.

5 ошибок – 1 балла.

Развивающий воспитательный материал: Процессы пищеварения и всасывания в кишечнике тщательно были исследованы русским учёным Сергеем Петровичем Боткиным. Боткин выдвинул гипотезу об инфекционной желтухе (болезнь Боткина) и основал важнейшее направление медицины – предупреждение болезней. Основным правилом, которое выдвигал Боткин звучит так: «Любую болезнь легче предупредить, чем лечить». Он организовал первую в России клинику, в которой оценивалась полная картина болезни, первую лабораторию, которой руководил его ученик И.П. Павлов, открыл бесплатную Александровскую городскую больницу – один из лучших в Европе центров по борьбе с инфекционными болезнями. Его сын Евгений принял мученический венец вместе с царскими мучениками в Екатеринбурге. О его семье Герцен говорил, что «никогда не встречал такого круга людей столь талантливых, развитых, многосторонних и чистых».

Вопрос 4. «Не курить!» – сказала печень … (3 балла) баллы на полях все.

Ответы к 4 вопросу. Сверяем по презентации, если большинство названо за каждый вопрос – 1 балл. Итого: 3 балла.

  1. Результат курения и алкоголя. (Кариес, гастрит, отсутствие аппетита, язва, цирроз печени.)
  2. Источник – недоваренное, недожаренное мясо. (Глистные заболевания.)
  3. Источник – грязные руки, вода, пища, посуда. (Дизентерия, холера, сальмонеллез, глистные заболевания, тиф.)

Вопрос 5. Блиц опрос команды. (3 балла) Баллы на полях по 1 человеку (если затрудняются право на ответ другой команде).

Что является результатом нарушения режима дня и питания? (Ожирение, гастрит, язва желудка.)

Результат плохой сервировки стола. (Плохой аппетит.)

Что является результатом нарушения гигиены ротовой полости? (Кариес.)

Вопрос 6. Книга лучший друг человека? (1 балл) Почему нельзя читать во время принятия пищи? (Зрительное восприятие не будет способствовать возбуждению зрительной зоны КБП и вкусовой зоны, а в конечном итоге слюноотделению, желудочного сока.)

Вопрос 7. Узнай в понятиях лишнее слово. (1 балл) Сверяем по презентации, на полях результаты.

  • Трипсин.
  • Глюкоза.
  • Лактоза.

Вопрос 8. Коренные жители Темного королевства. (1 балл) Баллы на полях по 1 человеку.

Сколько насчитывается коренных зубов? Каково их строение?

Вопрос 9. Матерь всех пороков Чревоугодие! (2 балла)

В чем с точки зрения строения пищеварительной системы состоит страсть чревоугодия. (Человек потребляет большое количество пищи, отсюда полный желудок подает сигналы о насыщении, а он кушает далее, как следствие - ожирение. Вкусная сладкая пища – повышает уровень сахара в крови, у человека, не употребляющего бульонов не выделяется длительно желудочный сок.)

Скажите, что вы полезного узнали для себя и нового, изучив эту тему? Отвечают.

Подводим общие итоги. Выставление оценок.

От 13 баллов и выше – «5»

От 11 до 12 баллов – «4»

От 9 до 10 баллов – «3»

От 8 и менее баллов – «2»

Домашнее задание.

Заполнить таблицу:

Правила гигиены питания

Правила Физиологическое обоснование правил
   

Подведение итогов.