Современное искусство. 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цель и задачи:

  • Углубить эстетическое познания о народном и декоративно-прикладном искусстве.
  • Развивать графическое умения, связанные с приемами цветовой росписи, дать сведения о композиции.
  • Познакомить учащихся с современным декоративным искусством, показать тенденции современного декоративного искусства и его отличие от традиционных народных промыслов.
  • Воспитывать уважение к творчеству народных мастеров и интерес к народным художественным промыслам России.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор.

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Формирование новых знаний
  3. Практическая работа.
  4. 3акрепление материала
  5. Домашние задание.

Творчеству во все века и годы
Человек учился у природы
Ведь она и мастер, и мудрец,
Для искусства высший образец.
Светлячок под земляникой встарь
Подсказал, как выглядит фонарь.
Ящерка иль змейка как-то летом
Обернулись расписным браслетом,
Как роса, как капельки её, кружево
Под женскою рукой
В виде пены стелется морской
Или образует с давних пор
Из снежинок искристый убор,
Бусы, что наряды украшают,
И особенному чувству красоты
Учат нас прекрасные цветы.
В синей Гжели, в Хохломе златой
Ищем встречу с этой красотой.

– Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.

Декоративное искусство не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые формы, материалы, средство выразительности. Мастер-прикладник экспериментирует с материалом, создавая совершенно новое.

(Выступление детей с сообщением о материалах, которые используются в декоративно-прикладном искусстве).

  • Художественное стекло.
  • Изделия из металла.
  • Керамика.

Художественное стекло

Художественное стекло, изделия из неорганического стекла, как монументальные (витражи и мозаика, архитектурные детали, мебель).

В горячем состоянии стекло можно мять, гнуть, тянуть, лепить, резать. Часто в стеклянных изделиях применяют алмазную огранку. Алмазную огранку применяют, в изделиях из хрусталя и там идет на поверхности игра света.

В основном используется силикатное стекло, но распространены и другие виды, например, фосфатное, с помощью которого имитируют дорогое богемское стекло. Стекло удивительный материал, он одновременно и хрупкий и прочный, прозрачный и насыщенный цветом.

Работа художника стекольщика сложна. Она требует высокого мастерства и чувства материала.

Художник сам выдувает стекло, вращая расплавленную пышущую жаром каплю, предавая ей форму. Выдувая стекло получаемое ручным способом называют – гнутое стекло.

Изделия из металла

Валерий Лукашевич одаренный человек. Долго искал он самого себя, свой почерк, свой материал в искусстве. Путь к мастерству был труден. Вначале учился в художественно – промышленном училище. Оставил его. Стал строителем. Это его не удовлетворяло. Случай изменил все. Командировка на завод. Передним открылась чудесная панорама: пылающая в огне электросварки и солнечных лучах радуга. Это решило его судьбу.

Его фантазия рисовало мозаические панно. Объемы и полуобъемы. Металл ожил под руками мастера.

Птицы и звери, пришедшие из сказок, из народного эпоса, нашли своё отражение. Образ рождался воображением, интуицией художника, талантом импровизатора покорившего металл.

Керамика

(греч. keramike – гончарное искусство, от keramos – глина); наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце.

Терракота – разновидность грубой керамики. Она известна с эпохи неолита, т.е. более 5 тыс. лет до н.э. Слово терракота итальянское. Его дословный перевод означает обожженная земля, черная неглазурованная керамическая посуда.

К керамике относятся гончарные изделия, майолика, фаянс, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием.

Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Просвечивающий, обладающий стекловидным спекшимся черепком и в основе белый, настоящий фарфор получают из специальных сортов глины.

Изготовление гончарных изделий – древнее искусство. Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. Фарфор появился в Китае уже в 6-7 веке, тогда как первый фарфоровый завод в Европе открылся только в 1710 году. Китайский фарфор не был изобретен за один день, а постепенно развился на базе керамики.

Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо негромких мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.

Учитель: Ребята, почему в стихотворении Гжель называется васильковой и незабудковой?

Ученик: Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.

Такая посуда, наверно есть и у вас в доме – это настоящее чудо на белом фоне.

Ромашки, купавки, колокольчики, розы, ягодки земляники, малины, тонкие травинки, завитки. Сюжеты брали из жизни, рисовали петухов, цапель, цветы, пейзажи.

«Гжель – это высшее достижения народного искусства ».

Гжель – один из древних традиционных народных керамических центров России, представляет собой район Подмосковья, где издавна сложились условия для развития гончарного, майоликового и фарфорового ремесла.

В наше время художественные традиции старинного промысла успешно развиваются.

Учитель: Скажите, ребята, какие виды керамики были освоены гжельскими мастерами?

Ученик: Майолика, фарфор.

Учитель: Майолика от итал. Maiolica — Мальорка — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури.

В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы. Фарфор — тонкокерамическое изделие с плотным, спекшимся, блестящим в изломе черепком белого цвета с голубоватым оттенком. Его подразделяют на два вида: твердый и мягкий. Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.

Учитель: За что гжель нравится всем? Чем она отличается от других видов керамики?

Ученик: Иногда роспись изображена крупно, широкими мазками, а иногда написана тоненькой кисточкой. Мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности или изображены только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

Физмннутка

Вверх руки подняли и покачали,
Руки сомкнули назад,
Встали, встряхнулись,
Всем улыбнулись
И сели работать опять.

Практическая работа над росписью.

Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы посмотрели, пофантазируйте, придумайте свои узоры росписи любого предмета кухонной утвари, опираясь на основные принципы использования стилизованных цветов, растений и т. п.

Задание. Нарисовать по памяти воображаемый предмет быта (кувшин, квасник, блюдо) и расписать его под «гжель».

Задание на дом: подготовить сообщение о современном декоративно-прикладном искусстве (роспись по ткани, моделирование одежды).