Опасности повседневной жизни. Как не стать жертвой преступления

Разделы: ОБЖ


Цели:

  • Учебные:
    • расширить круг форм и методов работы преподавателей – организаторов ОБЖ, дополнить их опытом работы, которые используют преподаватели на местах.
  • Развивающие:
    • совершенствовать умения в работе;
    • развивать навыки проведения аналогичных форм проведения занятий.
  • Воспитательные:
    • развивать гражданские качества педагога: чувство долга и ответственности за обучение и воспитание подрастающего поколения.

Задачи:

  • закрепить и углубить полученные ранее знания и навыки в работе по обеспечению безопасности в повседневной жизни;
  • помочь в работе по формированию безопасного поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях криминального характера.

План:

  1. Краткая характеристика собственного педагогического опыта.
  2. Описание системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии.
  3. Демонстрация приемов, обсуждение их слушателями – экспертами.
  4. Выполнение приемов конструирования собственной модели учебного занятия «учениками – слушателями» в предложенном режиме.
  5. Дискуссия по результатам проведенной работы.

Литература:

  1. Учебные пособия: «Предупреждение и ликвидация  чрезвычайных ситуаций» Ю. Л. Воробьев, Москва, издательская фирма «Крук», 2002г.
  2. НВП, издательство ДОСААФ СССР, 1980 г.
  3. Ежемесячный научно-методический и информационный журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» №5(155), май 2009 г.
  4. Учебник «Основы безопасности жизни», А. Т. Смирнов, Москва, «Просвещение», 2005г.

Материально-техническое обеспечение: компьютер и мультимедийная аппаратура для демонстрации фрагментов учебного занятия, каблук армейский, подворотничок, пилотка, звездочки разные, кокарда, погоны армейские, эмблемы, учебные гранаты Ф-1, РГД-5, компас, линейка офицерская, карта, магазин к АКМ, патроны учебные 7,62 мм, бумага формата А-4, ручки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Объявляю тему занятия, цели и задачи.

–  Из педагогического опыта: Работаю в гимназии преподавателем – организатором ОБЖ семь лет. ОБЖ преподаю в 7-11 кл. Из опыта убедился, что игровые формы проведения занятий и выполнение практических заданий дают наибольший познавательный эффект. Заставляют учеников думать, самим доходить до правильных действий и лучше усваивать материал. В гимназии результаты обучения  предмету ОБЖ стабильно высокие, может быть еще и потому, что основы безопасности жизнедеятельности в большинстве тем интегрированы в другие предметы. И знания, полученные в результате изучения химии, физики, математики, физической культуры и т.д. помогают успешно осваивать предмет ОБЖ. Почти 100% учащихся гимназии становятся ежегодно студентами вузов. Около 40% из них поступает в БГТУ им. Шухова. Проблемным вопросом, как, наверное, и в большинстве учебных заведений, является вопрос материально – технического обеспечения.

Сегодняшнее занятие построим следующим образом:

1. Определение 5 учебных групп.
2. Получение задания для каждой группы.
3. Выполнение заданий группами.
4. Обмен опытом, дополнения.

Слушатели на данном этапе выступают в роли учеников. На следующем этапе они, получив задание, самостоятельно формулируют тему занятия, учебные вопросы и вопросы контроля усвоения знаний.
Тема обеспечения безопасности современной жизни в нашей стране стоит как никогда остро. Если раньше, лет 20-30 назад, защита и спасение детей было делом первостепенным, то на сегодня ситуация изменилась. И далеко не в лучшую сторону. Сегодня дети – самая  уязвимая часть общества. Люди жестокие на слабых направляют свою агрессию. Свидетельством тому является тот факт, что ежегодно в России бесследно исчезает около 30-ти тыс. детей.
Коренным образом изменились ценности современной молодежию. Все это способствует увеличению потенциальных опасностей, основными из которых являются:

1. Опасность от преступников, действующих с целью наживы или прямого убийства.

–  Захват с целью выкупа у богатых родителей.
–  Убийство с целью завладения органами детей.

2. Опасность со стороны психически больных людей. Прежде всего, надо остерегаться маньяков. Необходимо учитывать, что маньяк выглядит совершенно нормальным и даже приятным человеком. Но он хитер и изворотлив. Он точно продумывает свои действия и никогда не оставляет свою жертву в живых. Перед смертью, как правило, жертву ждут жуткие мучения. Маньяк все просчитывает до мелочей, прежде всего потому, что знает: даже небольшой тюремный срок для него означает смерть (сокамерники таких уничтожают). Поэтому маньяк ловко и хитро заметает следы и никогда не оставляет свидетелей.

3. Опасность со стороны хулиганов. Это самая  распространенная и привычная опасность. Убить и искалечить человека специально хулиганы намерения не имеют, но изобьют и ограбят наверняка.

Какие правила существуют, чтобы избежать опасных ситуаций? Их много и зависят они от конкретной обстановки. Все же первое и основное, что следует усвоить – побороть страх. Только в этом случае можно действовать осознанно. Существуют еще незыблемые правила, которые следует соблюдать, если вы оказались в руках захвативших вас преступников:

–  выполняйте все их распоряжения быстро и без споров. Помните: они сильнее, они хозяева положения;
–  ведите себя спокойно, не пытайтесь устраивать истерик, не оскорбляйте похитителей;
–  не грозите им родителями, друзьями или властями – они или посмеются или, наоборот, и, правда, испугаются и могут убить вас от страха, чтобы вы их не «заложили»;
–   на все свои действия спрашивайте разрешения, причем вежливо;
–  как можно больше запоминайте – место, где вас держат, машину, в которой вас везут, как говорят, общаются между собой похитители; 
–  при малейшей возможности бегите. К сожалению, помощь приходит вовремя только в кино, так что особо рассчитывать на нее не стоит.

А теперь попробуем выполнить задания в группах:

Задание №1:

По возвращении домой вы обнаружили, что дверь вашей квартиры взломана или открыта. Ваши действия.

Предполагаемые действия:

–  не входить в квартиру;
–  позвонить в соседнюю квартиру и вызвать милицию по тлф. 02;
–  позвонить домой и узнать, что там происходит;
–  попросить соседей подежурить у подъезда, чтобы выяснить, на какой машине и куда уедет предполагаемые преступники;
–  наблюдая за квартирой, приготовиться к тому, чтобы запомнить возможных «гостей» (лица, одежду, телосложение);
–  дождаться приезда милицейского наряда, не входя в свою квартиру;
–  действовать в соответствии с распоряжениями сотрудников милиции.

Задание №2:

Вы открываете дверь квартиры, а в вашей квартире посторонние. Ваши действия?

Предполагаемые действия:

–  закрыть дверь на ключ, не вынимая его из замка;
–  обратиться за помощью к соседям;
–  доступным способом вызвать милицию;
–  позвонить домой и узнать, что там происходит;
–  попросить кого-нибудь из соседей дежурить у подъезда, чтобы выяснить на какой машине и куда уедут воры;
–  наблюдая за квартирой, приготовиться к тому, чтобы запомнить «гостей» (лица, одежду, телосложение).

Задание №3:

Звонок в вашу квартиру. Ваши действия?

Предполагаемые действия:

–  посмотреть в глазок;
–  если на пороге незнакомец, попросить его представиться;
–  не торопиться открывать дверь предлагающим  погадать, дешево что-то продать и пр.;
–  если за дверью должностное лицо, то необходимо проверить его по телефону либо договориться о встрече в удобное для вас время;
–  если ответа не последовало, связаться с соседями (тлф., стук в стену, батарею и т. д.), чтобы они помогли вам, не подвергая опасности себя;
–  если соседи отсутствуют, выйти на балкон или открыть окно и убедить находящихся на улице людей оказать вам помощь;
–  если эти действия невозможны, то вызвать милицию по тлф. 02.

Задание №4

Вы слышите шум, крики о помощи в подъезде вашего дома. Ваши действия?

Предполагаемые действия:

–  постараться выяснить причину, не подвергая себя опасности;
–  не вступая в единоборство с преступниками, сообщить о происходящем соседям, людям, входящим в подъезд или прохожим;
–  если конфликт мирным путем разрешить не представляется возможным, то необходимо вызвать наряд милиции.

Задание №5

На вас напали в лифте. Ваши действия?

Предполагаемые действия:

–  забыть о страхе и нерешительности;
–  пустить в ход все подручные средства и приемы самозащиты;
–  помнить, что успех зависит от неожиданности, решительности и напора;
–  помнить, что большинство преступников бояться своей жертвы;
–  во избежание подобных ситуаций не входить в лифт с незнакомыми лицами.

Каждая  группа представляет свой вариант ответа. Остальные дополняют ответ, высказывают свои соображения, идет обмен мнениями. Вырабатывается общий алгоритм действий по каждой из предложенных ситуаций.

Следующее задание на более сложном уровне. Каждая из групп слушателей получает пакет с набором предметов. По содержимому пакетов слушатели должны составить блок вопросов:

  • Исходя из содержания полученного пакета, определить, на какую тему в изучении ОВС можно выйти?
  • Какие вопросы можно рассмотреть по выбранной теме?
  • Какие вопросы можно задать для контроля усвоения знаний?

Содержимое пакетов:

№1 – каблук, пилотка, подворотничок,  шеврон, кокарда.
№2 –  погон, звездочки разные, эмблема.
№3 – учебные гранаты Ф-1, РГД-5.
№4 – компас, часы, карта.
№5 – магазин к АКМ, патроны калибра 7,62 учебные.

Предполагаемыми темами могут быть:

–  по содержимому пакета №1 – «Форма одежды военнослужащих»;
–  по содержимому пакета №2 – «Воинские звания. Составы военнослужащих»;
–  по содержимому пакета №3 – «Ручные осколочные гранаты»;
–  по содержимому пакета №4 – «Ориентирование на местности»;
–  по содержимому пакета №5 – «Современное стрелковое оружие. Назначение, ТТХ, работа основных частей и механизмов АКМ»

Далее каждая группа определяет вопросы к выбранной теме и вопросы для учащихся с целью закрепления материала. К примеру, по теме №2 «Воинские звания. Составы военнослужащих», могут быть предложены для изучения вопросы:

–  Общевойсковые звания.
–  Звания военнослужащих ВМФ.
–  Составы военнослужащих.

Для контроля усвоения знаний можно задать учащимся следующие вопросы:

– Назовите состав военнослужащих «солдаты и сержанты», нарисуйте на доске погоны воинских званий этого состава.
– Какое воинское звание предшествует воинскому званию «майор»?
– К какому воинскому званию приравнено звание  в ВМФ «капитан 1-го ранга»?
– Какое воинское звание может быть присвоено военнослужащему срочной службы за период до увольнения в запас?

После представления вариантов своих заданий каждой группой вырабатывается общий  вариант темы занятий, изучаемых учебных вопросов и вопросов контроля.

В конце занятия по результатам совместной деятельности организуется проведение дискуссии, выявляются слабые и сильные стороны занятия, которые могут быть в последующем использованы слушателями в практике своей работы.