Урок окружающего мира по теме "Где живут слоны?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • Формировать представление о разнообразии природы Земли.
  • Познакомить с тёплыми районами земли, с животным миром.
  • Расширить знания детей о слоне. Изготовить предка слона – мамонтёнка.

Оборудование: карточки со словами и иллюстрации, карточки с вопросами, конверты с буквами (на парте), Презентация, игрушка-слон, трафареты слона, клей. Рекомендации: роль учителя и слона в диалоге обыгрывает сам учитель.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

– Сгруппируйте по общему признаку:

сентябрь февраль

(У белого медведя обнаруживается письмо с загадками.)

– Отгадайте загадки:

  • Любят очень есть бананы, это точно….
  • Птица большая, большая трусиха
    Голову прячет в песок …. 
  • На носу зверь носит рог и зовётся….
  • Какая маленькая киска!
    Подходят дети к клетке близко.
    К ней тянут руки осмелев,
    Но осторожно – это ….
обезьяны

страусиха
носорог


лев

 
О

С
Н


Л

 

– А теперь поиграем в “пазлы”. Соберите слово. Что получилось? (СЛОН) Фото № 1

– Как вы думаете, почему белый медведь прислал именно это слово? (Предположения детей.)

III. Формулирование темы урока.

– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Предположения детей.)

(Учитель достаёт игрушку-слона.)

IV. Открытие нового.

– Задайте слону вопрос, который будет начинаться со слов:

ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? ГДЕ?

– Как вы думаете, кто лучше всех знает ответы на все эти вопросы? (Сам слон.)
– Давайте ему их и зададим.

Учитель: (Слайд 1) Перед нами животное – гора. Оно очень тяжёлое. У него огромные, похожие на стволы деревьев, ноги. Огромное тело, огромные уши, огромные бивни и длинный хобот.

Слон: Это самое, самое большое наземное животное.

Учитель: А почему ты сказал, что слон самый большой из наземных?

Слон: А потому, что есть животные и крупнее слона – киты, например. Но они живут в воде – в океане.

Учитель: (Слайд 2) Слон! А давай поиграем! Ты же всё знаешь про слонов. Давай, я тебе буду задавать вопросы как в сказке про красную шапочку: Бабушка, бабушка! А почему у тебя такие большие глазки? Чтобы лучше видеть тебя, моя деточка. Помнишь? Ну что, попробуем?

(Слайд 3) Слон, а слон! А почему у тебя такие большие ноги?

Слон: Чтобы удобнее было ходить и бегать по саванне. Чтобы удерживать моё большое туловище, и, чтобы, отбиваться от врагов.

Учитель: (Слайд 4) Слон, а, слон! А зачем тебе такие большие уши?

Слон: Чтобы не перегреваться на жарком солнышке. Ушами я могу обмахиваться, как веером. Я слон индийский – родом из Азии и у меня ещё не такие большие уши, как у моего родственника – Африканского слона.

Учитель: (Слайд 5) Слон, а слон! А почему у тебя спереди торчат два таких больших зуба?

Слон: Эти зубы называются – бивни. Они служат мне для защиты от хищников, например – львов. (слайд 6)Бивни – моё оружие в поединке с другими слонами. Но, вообще-то, я ими пользуюсь не часто. (Слайд 7) Зато люди очень ценят мои бивни, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени много охотились на слонов.

Учитель: (Слайд 8) Слон, а слон! А зачем тебе такой большой нос?

Слон: О-о-о! Мой нос называется – хобот. Хобот – мой главный помощник. (Слайд 9) Чего я только им не делаю: могу еду достать, ветки, фрукты. (Слайд 10) Могу утолить жажду: засосать хоботом воду и (Слайд 11) потом фонтаном отправить себе в рот. (Слайд 12) А ещё хоботом я могу трубить (звуки слона).

Учитель: Ой, как громко! Представляю, если вас соберётся 10 или 100. Ка-а-акзатрубят! (Слайд 13) Ка-а-ак побегут! (Звук бегущего стада.)

Слон: Да уж, на пути у бегущего стада слонов лучше не становиться.

Учитель: Слон, а слон! А где ты живёшь?

Слон: Я житель самых жарких мест. (Слайд 14) Меня можно встретить и в саванне (Слайд 15). Саванны – это обширные равнины, покрытые травой. Там очень жарко и почти нет тени.

V. Физкультминутка.

По саванне ходит слон:
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает
Будто в гости приглашает.

Слон: (Слайд 16) Живут слоны и в тропических лесах Азии – это лесные заросли. А можно я ребятам загадаю загадку?

Учитель: Конечно, загадывай.

Слон: Мой вопрос довольно прост: бивни, хобот, уши, хвост. Догадайся, кто же он. Ну конечно это … (Слайд 17) слон.

VI. Первичное закрепление. Работа с учебником.

Стр. 10

– сравните Африканского слона и Индийского слона. В чём разница?

(Различаются размером ушей.)

– Почему у Африканского слона уши такие большие? (Чтобы спасаться от жаркого солнца.)
– Прочитайте, кто ещё обитает в саванне и в тропическом лесу.
– Слонов любят и взрослые и дети. Недаром их изображают в виде игрушек, они становятся героями мультфильмов. (Слайд 18) Посмотрите на этих забавных малышей и попробуйте назвать того, кто очень отличается от других.
– Это мамонтёнок. Как предполагают учёные, он является далёким предком современных слонов.
– А вам нравится мамонтёнок? Так давайте сделаем себе такого мамонтёнка.

VII. Коллективная работа.

Изготовление мамонтёнка. Приложение 1.

VIII. Рефлексия урока.

– Если вам понравился урок – приклейте мяч слону на хобот, а если вам было не интересно – приклейте мяч к ноге. Фото № 2. Спасибо за урок.