Методическая разработка урока музыки в 4-м классе "Что за прелесть эти сказки"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Проблема:

Музыкальная живопись оперы.
В каком регистре звучит инструмент?

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Урок-путешествие.

Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.

Задачи:

  1. Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”
  2. Расширить понятие регистр.
  3. Вызвать интерес к классической музыке.
  4. Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.

Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, звукозаписи музыки.

Музыкальный материал:

Н.А. Римский-Корсаков опера “Сказка о царе Салтане” (фрагменты).

Презентация.

Ход урока

На доске афиша. (Слайд №1)

Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались по афише, будем смотреть и слушать “Сказку о царе Салтане”. И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки. Ребята, а может быть вы знаете – кто сочинил “Сказку о царе Салтане”?

Дети. А. С. Пушкин. (Слайд №2)

Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы! Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

Дети. Волшебством.

Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался – как зовут композитора?

Дети. Римский – Корсаков. (Слайд №3)

Учитель. Правильно ребята. “Что за прелесть эти сказки!” – воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

(Слайд №4)

“ В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут…”

Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы. (Слайд №5)

Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

Дети. Со вступления.

Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы “Сказка о царе Салтане” и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Слушание.

Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

Дети. Помогла.

Учитель. А каким образом?

Дети. Звучали разные инструменты. (Слайд № 6)

Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.

Что такое регистр? (Слайд №7)

Дети. ?????

Учитель. Вы много раз видели это слово (на лепестке цветка, изображенного на стене), но не знаете что это такое.

(Слайд № 8)

Регистр – это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.

А что такое тембр?

Дети. Тембр – это окраска звука. (Слайд №9)

Учитель. Молодцы ребята. Откройте, пожалуйста, словарики и запишите это. (Регистр…) (Слайд № 8)

(Дети записывают определение регистр)

И так, мы находимся в театре.

Есть в “Сказке о царе Салтане” три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда – своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

Дети. Белка.

(Слайд № 10)

Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

(Дети рассказывают)

Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Белка поет в высоком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?

Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).

Учитель. А в каком регистре звучала тема белки?

Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.

Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?

(Дети называют инструменты симфонического оркестра)

Учитель. Ребята давайте попробуем разучить хор из оперы “Сказка о царе Салтане”

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) (Слайд № 11)

Проговорим слова

“Не в саду, не в огороде,
А в Кремле при всем народе
Белка песенки поет
Да орешки все грызет…”

Поем. Добиваемся чистоты пения. Молодцы ребята!

А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. Но немного переделанная.

Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)

Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (Слайд №12)

“В чешуе как жар горя 33 богатыря…”

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

(Звучит фрагмент)

Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш – торжественный, величественный.

В каком регистре звучал марш?

Дети. Марш звучал в низком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт.

Сейчас будет звучать музыка, и вы можете свободно передвигаться по залу. Девочки будут изображать белочек, а мальчики богатырей. Подумайте пожалуйста как вы исполните свою роль. (Дети прекрасно справляются с заданием).

Учитель. В каком регистре звучала музыка белочек и богатырей?

Дети отвечают.

Учитель. Спасибо вам ребята. Молодцы!

Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к “Сказке о царе Салтане”.

Показ картины Врубеля “царевна – Лебедь” (Слайд № 13)

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну – Лебедя при помощи красок. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Дети предполагают. (Слайд № 14)

Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский-Корсаков

Звучит фрагмент.

Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?

(У многих детей совпало)

Учитель. Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.

Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.

Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Дети. Мы сегодня познакомились с оперой “Сказка о царе Салтане”

Учитель. Кто написал эту оперу? (Слайд № 15)

Дети. Николай Андреевич Римский – Корсаков.

Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы “Сказка о царе Салтане”. Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).

А при помощи чего изображались в опере герои?

Дети. При помощи инструментов.

Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.

Дети называют.

Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?

Дети отвечают.

Учитель. Сейчас мы разделимся на 2 группы. И вы получите 2 конверта. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они сегодня звучали.

Дети выполняют задание.

Учитель. Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)

Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете желтый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи оранжевого цвета.

(Дети прикрепляют орехи).

Учитель. Спасибо вам ребята за работу на уроке.

Задание на дом: изобразить впечатление от урока на листе бумаги.

Учитель выставляет оценки.

Приложение