Воспитание нравственности в курсе предмета "Культура Башкортостана"

Разделы: МХК и ИЗО


Патриотизм, духовность, нравственность, гражданская ответственность по- прежнему являются основными и определяющими критериями личности в XXI веке.

Сегодня задача всех образовательных учреждений – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества.

Воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность, выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. Поэтому перед школой сегодня остро стоит задача формирования нового типа воспитательной системы, отвечающей реалиям нового времени и особенностям социальной, культурной, экономической и политической среды.

Основной задачей курса регионального компонента является:

  • содействие гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
  • формирование здорового этико-эстетического представления школьников, привитие любви к Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть достойным продолжателем славных традиций;
  • способствование возрождению и развитию национальных культур.

На уроках родных языков, культуры и истории Башкортостана учащиеся получают представление о том месте, где родились и выросли. Узнают, что понятие Родины постепенно расширяется от родного порога до необъятной России. И чтобы лучше узнать Родину, необходимо изучить и свою республику, свой край. Именно от подрастающего поколения будет зависеть, какое место займет башкирская культура в культуре российской и мировой. Следовательно, главный принцип воспитания – это принцип патриотизма и гражданственности.

В начальной школе учащиеся получают представление о важнейших событиях истории, жизни и деятельности выдающихся личностей прошлого Башкортостана. Тематическое представление программы обеспечивает цельность и системность урока, дает возможность осуществления межпредметных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки (изобразительного искусства, природоведения).

Материал для старших классов составлен по хронологическому признаку, поблочно.

В блоке по народному творчеству воспитание происходит как через сказку (богатырские сказки), так и через пословицы: «Если страна свободна, то и правителя уважают», «Защита своей страны – слава, захват чужой земли – позор», «Если родина сильна – душа радости полна».

Башкирская народная песня занимает значительное место в культуре башкир. Одной из распространенных тем в историко-песенной поэзии башкирского народа является тема единства племен и защиты родной земли. Она отражена в одной из старинных исторических песен «Урал».

Широкое отражение в башкирском фольклоре нашло крупнейшее в истории России восстание 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева. Большую часть этого фольклора составляют песни и легенды – предания о национальном герое башкирского народа Салавате Юлаеве. Это: «Салават- батыр», «Пугачев», «Салават и Пугачев» и многие другие, где сохранился и яркий образ Пугачева.

Особое место в историко-песенной поэзии башкир занимают песни об Отечественной войне 1812 года, где участвовало 28 башкирских полков. Многие дошли до Парижа. На эту тему можно назвать следующие песни: «Ахмет – Баик», «Вторая армия», «Любизар», «Кутузов» и многие другие.

В блоке по литературе представлены произведения корифеев башкирской литературы и поэзии. Это повести и драмы Мустая Карима, каждое из которых, буквально пронизано, проблемами нравственности. Мустай Карим пишет: « Люди всегда в дороге. Они ищут счастье, удачу в мире, где не щадят их печали и сама смерть. Но пуще всего люди ищут самих себя…». Для другого башкирского писателя и драматурга Даута Юлтыя главным лозунгом было: «Народ должен быть свободным и счастливым». Об этом он писал в своем романе «Кровь», драме «Карагул», в рассказах «Маленький Кутуш» и «Философия Тимеркая».

Девизом первой башкирской писательницы Хадии Давлешиной был: «Жить для народа, творить для народа». Она показала прекрасные образцы осуществления этого девиза в своем творчестве, в покоряющем своей художественной правдой жизни романе «Иргиз».

Исторические романы Степана Злобина «Салават Юлаев», Булата Рафикова «Карасакал», Ахияра Хакимова «Плач Домбры», Яныбая Хамматова «Темное нашествие» и «Северные амуры» играют огромную роль в патриотическом воспитании школьников. Изучая эти произведения, учащиеся получают более полное представление о жизни башкир. Учатся сопереживать героям, приобщаются к гуманистическим ценностям культуры других народов.

Изучение наряду с общешкольной программой таких предметов как культура Башкортостана, литература дает возможность формировать представление о нравственном идеале, о гуманизме и нравственной активности личности.

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт.

Что же обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке? Научность и идейность содержания урока, нравственно-эмоциональный заряд методов и приемов работы учителя, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу и др. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

Башкирские просветители XIX - XX веков Мифтахетдин Акмулла и Мухаметсалим Уметбаев уделяли большое внимание нравственному воспитанию подрастающего поколения. М. Акмулла призывает свой народ к прогрессу, зовет людей воспитать в себе чистые, благородные качества. Он искренне верит, что таким путем можно избавиться от бедности, нищеты, социальной несправедливости и достичь всеобщего равенства людей. В стихотворение «Назиданья» М. Акмулла перечислил черты воспитанного, нравственного, образованного человека.

М. Уметбаев горит желанием видеть и свой народ в числе передовых. Поэтому хочет показать его потенциальные возможности. Художественную литературу просветитель расценивает как источник знаний, как учебник по морально – эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

На любом этапе жизни народа литература играет свою огромную роль – как произведениями, составляющими ее золотой фонд, формирующими сознание многих поколений, так и отвечающими сегодняшним, текущим интересам общества, откликающимися на злобу дня. Творчество Мустая Карима – это школа верности, преданности, школа нравственности. Эта школа воспитала не одно поколение учащихся. Творчество Мустая Карима сопровождает учащихся на протяжении всего курса предмета «Культура Башкортостана». В 5 классе учащиеся знакомятся с повестью «Таганок». В повести имеется рассказ о горе Кирамет. Здесь проблемы человека - защита природы. Нравственное самостановление маленьких героев. В 7 классе трагедия «Салават», в 8 – «Страна Айгуль», в 9 –трагедия «В ночь лунного затмения», в 10 – поэма «Улыбка». Все произведения пронизаны проблемами внутренней свободы человека, глубоко нравственны.

Обращаясь к образу женщины, поэт уверен, что все доброе на земле исходит от женщины. Он показывает не только образ женщины – хранительницы очага, но и ее поэтический мир в образе Зубаржат в трагедии «В ночь лунного затмения». О тяжелой женской доле и ее внутреннем мире глубоко философски рассуждает главная героиня пьесы «Страна Айгуль»: «Мы простые деревенские бабы, солдатские вдовы и белый свет делили на две части: родину и чужбину, любовь – на верность и неверность, людей – на своих и чужих…».

Мустай Карим убежден в том, что только добрые отношения между людьми помогут выйти победителем из критических ситуаций. В этом отношении очень показательна поэма «Улыбка». Она представлена автором восточной сказкой. Нешуточные события разворачиваются в осажденном городе. Защита города деморализована, разбита. Потеряв надежду, воины не обращают внимание на окрики, угрозы, обещания. Тут появляется красавица с улыбкой на лице. Своей улыбкой она смогла зажечь искру надежды в сердцах воинов. Они одержали победу.

Таким образом, талант Мустая Карима продолжает служить людям, помогая им в осознании неповторимости жизни.

Нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, стяжательства, несправедливости. Она должна воспитывать в подрастающем поколении подлинно общественную, активную нравственность, которая требует обязательной наступательной борьбы за совершенствование всей окружающей жизни.

Воспитание школьников предусматривает формирование гармонически развитой личности. Нравственное воспитание благодаря широте влияния на личность является стержнем воспитания.