Сотрудничество ДОУ с семьей

Разделы: Работа с родителями


У каждого человека есть один большой дом – наша планета Земля, а есть и малый дом – его семья. И в привычном понимании этого слова «семья» – это мама, папа, ребенок (дети). Подобное же представление вобрали в себя пословицы русского народа, немало настрадавшегося за свою тысячелетнюю историю: «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Проблемы физического, психического и личностного развития ребенка решаются более эффективно, если ведется целенаправленное взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, создаются условия для повышения педагогической культуры родителей. В сообществе «Дети – педагоги – родители», родители – активные участники всей деятельности внутри нашего детского сада.

В нашем дошкольном учреждении мы используем разнообразные формы сотрудничества с родителями:

  1. Сотрудничество в период адаптации детей к условиям ДОУ.
  2. Сотрудничество в рамках клуба молодой семьи «Гармония».
  3. Сотрудничество в рамках проведения досугов.
  4. Сотрудничество в рамках проведения конкурсов.
  5. Сотрудничество в рамках театрального кружка «Калейдоскоп».
  6. Сотрудничество в рамках музейной педагогики.
  7. «Познавательное сотрудничество» (консультации, собрания, и т. д.).
  8. «Аналитическое сотрудничество» (дни открытых дверей, выпуск газет, мониторинговые исследования).

Сотрудничество в период адаптации детей к условиям ДОУ включает в себя работу с родителями, анкетирование, а также мы предлагаем ознакомиться с памяткой для родителей.

Первую встречу с родителями воспитатели проводят совместно с заведующей. Они ставят перед собой следующие цели:

  • в индивидуальных беседах с родителями выяснить условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки,
  • особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи и т. п.;
  • помочь родителям осознать важность не раннего обучения и развития ребенка, а необходимость его социализации в среде незнакомых взрослых и сверстников;
  • познакомить с сотрудниками ДОУ, которые будут работать с детьми;
  • рассказать о режиме дня и расписании занятий в группе;
  • предложить заполнить "Родительский договор".

Вторую встречу с родителями воспитатели проводят самостоятельно. Разъясняют значение режима дня, ритмов сна, активного бодрствования, прогулок. Уточняют пожелания родителей по вопросам питания ребенка, формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков и т.д.

С некоторыми родителями, которые опасаются оставлять своих детей в группе, хотя малыши уже бывают готовы к этому, воспитатели проводят индивидуальные консультации.

На первом родительском собрании проходит обсуждение итогов первых двух месяцев пребывания детей в детском саду. Воспитатели и психолог делятся своим мнением по поводу прошедшего периода и выслушивают впечатления родителей об изменениях в поведении детей, а также их пожелания.

Чтобы на начальном этапе знакомства с ребенком воспитатели могли лучше узнать о его предпочтениях, родителям предлагается заполнить анкету.

Мы рады видеть Вас и Вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся! Нам было бы интересно получить Ваши ответы на следующие вопросы.

  1. Сведения о родителях:
    • Ф.И.О. мамы
    • Образование, место работы, должность, рабочий телефон
    • Ф.И.О. папы
      Образование, место работы, должность, рабочий телефон
  2. Состав семьи
  3. Домашний адрес, телефон
  4. Сведения о ребенке:
    • Фамилия, имя
    • Дата рождения
    • Какое имя предпочитает (любимое имя)
    • Легко ли рассмешить ребенка
    • Испытывает ли ребенок трудности в общении: с детьми с взрослыми
    • Любимая игра (игрушка)
    • Любимая пища
    • Нелюбимая пища
    • Как ребенок просыпается утром: активен, в хорошем настроении, с капризами, лучше чувствует себя к 11-12 часам
    • В играх с детьми: активен, лидер, легко присоединяется к играющим, испытывает трудности
    • Любимое занятие, интересы: лепка, рисование, конструирование, подвижные игры, физическая активность, книги, познавательные игры

Известно, что чем спокойней и дружелюбней атмосфера в семье, тем легче для ребенка проходит период адаптации в детском саду. В связи с этим в памятке для родителей воспитатели и психолог детского сада дают некоторые рекомендации, чтобы малыш вступил в новую жизнь радостным и общительным.

Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.

  • Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
  • Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
  • Будьте терпеливы.
  • Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
  • Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
  • Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
  • Спрашивайте у ребенка: "Что ты делаешь?" На вопрос "Почему ты это делаешь?" он ответит, когда подрастет.
  • Каждый день читайте ребенку.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления: ведь лето - прекрасная пора для открытий!
  • Занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...
  • Поощряйте любопытство.
  • Не скупитесь на похвалу. Радуйтесь Вашему малышу!

Сотрудничество в рамках клуба молодой семьи.

В прошлом году педагогами нашего детского сада было принято решение открыть клуб молодой семьи. Мы определили задачи клуба, придумали девиз, название, набросали примерные правила поведения в группе. Первое заседание было открытием клуба «Гармония» и прошло в торжественной обстановке. Дети показали небольшой концерт, родители приветствовали друг друга, вместе с воспитателями пели гимн клуба, общались, пили чай. Совместно был разработан план заседаний клуба, учитывались пожелания родителей по интересующим их вопросам. Членами клуба являются педагоги, родители и дети.

Задачи:

  • преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
  • повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей;
  • пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
  • сплотить родительский коллектив.

В рамках клуба в период с мая по август прошел трудовой десант «Пусть земля наша будет ярче и краше». В мероприятиях по обустройству территории детского сада участвовали не только члены клуба, но и были привлечены другие родители.

На одном из заседаний клуба была открыта творческая мастерская под названием «Волшебный мир мозаики». Цель, которую преследуют педагоги при работе с детьми по созданию мозаичных картин - эторазвитие творческих проявлений личности ребенка посредством изобразительного искусства, применяя нетрадиционные методики изобразительной деятельности.

Так как заготовка пластинок для мозаики – процесс довольно длительный, к нему мы привлекаем родителей. Доступность создания мозаики в домашних условиях и экономическая практичность, являются основными факторами преемственности с семьёй. Кроме этого, у детей развивается забота о ближних, уважение к взрослым, т.к. некоторые темы нацелены на изготовление подарков для близких людей.

Коврики руками родителей. Массажные коврики, как атрибут оздоровительной среды, сегодня очень популярны в детских садах. Кто может сделать для малыша коврик лучше, чем мама или бабушка? Коврики расшиваются пуговицами, оснащаются губками и шершавыми материалами, набиваются горохом, мелкими камушками. Но главное – они создаются с любовью. А родительская любовь – главное лекарство от всех болезней.

Сотрудничество в рамках проведения досугов.

Как известно, ни один праздник в детском саду не обходится без участия родителей. Разучивание стихов с детьми, шитье костюмов, помощь в оформлении зала – все это работа родителей. В день дошкольного работника они выпускают стенгазеты, пишут поздравления на открытках и просто благодарят сотрудников детского сада за заботу о детях.

А педагоги и дети, в свою очередь, поздравляют родителей. Мы давно отошли от традиционных утренников в детском саду, нас уже не устраивают просто концерты. Мы хотим, чтобы каждый раз по окончанию праздника у взрослых и детей еще долго оставались счастливыми лица. Вот и в этом году в День Матери, мамы и бабушки были не просто зрителями, а еще и соревновались в угадывании детских песен, которые с удовольствием и улыбкой на лице хором исполняли.

Ни один карнавальный вечер не проходит без участия родителей. Дед Мороз, Новогодние часы, Леший, баба Яга – вот лишь немногие герои волшебных сказок, которых с удовольствием играют мамы и папы воспитанников нашего детского сада.

В праздничном КВНе, который был посвящен 8 марта, приняли участие команды мам и детей. Конкурсанты соревновались в исполнении детских песен, в инсценировке русских народных сказок, демонстрировали умение танцевать. Члены жюри, подведя итоги всех конкурсов, объявили команду победителей. Ей стала команда детей. Все участники КВНа были награждены дипломами и подарками.

Работа с семьей начинается с формирования у детей уважения к старшему поколению. Задача педагогов нашего детского сада показать своим воспитанникам, что их бабушки – не «просто бабушки», жизнь которых ограничена домашними заботами, а самая старшая в доме, с ней советуются, с ее мнением считаются, вместе с ней никогда не скучно. Так в канун 8 марта был проведен конкурс «Супер бабушка».

Каждый год в конце весны мы провожаем в школу своих подросших воспитанников. «Выпускной вечер», «Прощальный бал», «Праздник будущего первоклассника» – у церемонии расставания могут быть разные названия, но воспитатели и родители, как правило, из года в год переживают одни и те же чувства – гордость и радость за своих детей, перемешанные с грустью.

Первого сентября со своими родителями они снова соберутся в детском саду, чтобы услышать слова заведующей и родных воспитателей: «Будьте молодцами! Любите школу, как любили детский сад. И – не забывайте нас!»

Сотрудничество в рамках проведения конкурсов.

Самый первый конкурс детского сада, в котором приняли участие родители, был проведен в 2005 году и назывался «Береза – символ России». Русская красавица предстала перед зрителями в различных аппликациях, вышивке, на картине из бересты и многих других вариантах. И елочка волшебница, в новогоднем конкурсе, нисколько не уступала березке.

В канун Нового года родителям было предложено немного пофантазировать и изготовить вместе с детьми елочные украшения из яичной скорлупы. Родители, как и в предыдущих конкурсах, проявили большую активность и выдумку, а так же приняли участие в защите своих изделий. На Новогоднем утреннике необычные игрушки украшали общую елку.

В 2008 году мы объявили конкурс среди родителей, предложив дать пенькам, полешкам, чурочкам вторую жизнь. Родители вместе со своими детьми проявили столько выдумки, творчества, мастерства в изготовлении экспонатов, что выставка получилась необычайно интересная. 

Что такое шкафчик? Конечно место для хранения одежды. Но не только. В нашем детском саду это многофункциональное пособие. Так, например, на шкафчиках детей младшей группы прикреплены пособия для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка, а на шкафчиках подготовительной группы нарисованы большие буквы и соответствующие им картинки.

Сегодня почти в каждой семье есть старые зонты, которые «скучают» в укромном уголке. При помощи фантазии и умелых рук родителей, зонты превращались в дидактические пособия, на удивление разные и оригинальные.

Вы думаете только девочки могут носить бантики? В своем детском саду 1-го апреля в день смеха мы нарушили эту традицию и предложили родителям украсить одежду детей, в том числе и мальчиков, разноцветными бантиками. Веселью детей не было предела! А завершился праздник различными конкурсами с использованием бантиков.

Новый конкурс вдохновил нас на углубленную работу, посвященную экологическому воспитанию детей. В детском саду прошло шоу-дефиле костюмов из бросового материала под названием «Да здравствует мусор!» С большим энтузиазмом родители и дети всех групп создавали творения из пластиковых бутылок, упаковочной бумаги, фантиков и коробок.

В начале октября этого года был объявлен конкурс-выставка «Композиция из сухих листьев». Особое впечатление на членов жюри произвел щенок «Фунтик». Впрочем, другие работы так же по-своему были интересны.

Сотрудничество в рамках театрального кружка «Калейдоскоп».

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в тот или иной образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.Бондаренко Анна Владимировна – мама двух наших воспитанниц Ксюши и Иры – организовала на базе детского сада театральный кружок «Калейдоскоп». Множество спектаклей было поставлено ей и сыграно нашими детьми. Репетиции с детьми, изготовление костюмов, подборка музыки, оформление зала – все это Анна Владимировна делала сама.

Сотрудничество в рамках музейной педагогики.

Ни для кого не секрет, как велика образовательная функция музейного дела. А для детей дошкольного возраста это особенно актуально, потому что именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству их родителей. В нашем детском саду создан музей времени. Экспонаты пополняются
благодаря родителям.

«Познавательное сотрудничество».

Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями.

В нашем детском саду собрания проходят в нетрадиционной форме. КВН, дискуссии, практикумы для родителей, круглые столы, спортивные праздники – вот лишь немногие формы работы с родителями. Общие родительские собрания проходят с показом презентаций. В последние годы стало традицией на родительских собраниях проводить конкурсы среди детей. В состав жюри, как правило, входят родители и педагоги.

2009г.- воспитанники подготовительной группы (под руководством воспитателя Жуйковой А.В.) Лизнева Виктория и Михель Данил, в рамках проекта «Шаг в будущее», подготовили и выступили с докладами перед детьми и коллективом детского сада «Чебурашка» на темы: ««Животные Якутии. Соболь» и «Растения Якутии. Брусника» (дипломы).

В этом же году Лизнёва Виктория приняла участие в 1 улусной научно-практической конференции «Константиновские педагогические чтения», где в секции юных исследователей выступила с докладом «Животные Якутии. Соболь» (сертификат).

2010 – воспитанники подготовительной группы Прокопьева Калерия, Тарасенко Ирина, Тарасенко Ксения, в рамках проекта «Шаг в будущее», подготовили и выступили с докладами перед детьми и коллективом детского сада «Чебурашка» на темы: «Чарон», «Лиса» и «Заяц» (дипломы).

Все материалы были подобраны и разучены с детьми родителями. А вот оформление работ взяли на себя педагоги.

Аналитическое сотрудничество.

Каждый год в нашем ДОУ проходит день открытых дверей. Любой из родителей может посетить занятия в детском саду, увидеть режимные моменты, побеседовать с заведующей, логопедом, психологом, воспитателями. Так же родители могут получить любую консультацию, выслушать рекомендации по интересующим их вопросам. Очень много консультаций мы размещаем в уголках для родителей, которые не забываем менять.

В начале и в конце учебного года в каждой группе детского сада проходят мониторинговые исследования. С результатами диагностики детей педагоги обязательно знакомят родителей.

У порога детского сада ребенок расстается с мамой или папой. Большая часть его дневной жизни пройдет вне семьи. В этом нет ничего страшного: ему уже больше трех лет, и он способен вести жизнь, отдельную от родителей. А вечером он обязательно поделится с близкими впечатлениями от событий дня.