Анализ типичных ошибок при решении КИМов ГИА-2010 по физике

Разделы: Физика


Второй год в области и, в том числе в г. Прокопьевске, проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-ых классов по физике в новой форме.

Результаты ГИА по физике в области:

Кол-во уч-ся

Сред.
балл

Сред. отметка

Кол-во
«2» (в %)

Кол-во
«3» (в %)

Кол-во
«4» (в %)

Кол-во
«5» (в %)

2813

18,87

3,7

5,58

38,36

40,42

15,64

По количеству «4» и «5» имеем качественную успеваемость - 56,06 %.

В г. Прокопьевске ГИА сдавало 240 учащихся (меньше всего выпускников основных школ). Средний балл по городу составил 20,86 , что выше среднего областного балла. Прокопьевск занимает 4 место среди городов области по показателю среднего балла за ГИА по физике. Впереди нас 3 города: Осинники (средний балл - 22,78), Киселевск (21,41) и Белово (21,2).

В отличие от ЕГЭ в экзамен за курс основной школы введено экспериментальное задание, выполняемое на реальном оборудовании. В прошлом учебном году в нашем городе ГИА сдавало 115 обучающихся в двух ППЭ. Оборудование собирали из многих школ по всему городу. В этом 2010 году сдавало 240 учащихся. Они были распределены по 4 ППЭ, что существенно облегчило процесс комплектования оборудования. Наверное, это является секретом полишинеля, но «Полный перечень комплектов оборудования», необходимый для выполнения экспериментальных заданий, указываемый в Приложении к спецификации экзаменационной работы, реально существует лишь в отдельно взятых школах.

Организаторы экзамена смогли обеспечить оборудование, поэтому обучающиеся имели возможность в полной мере продемонстрировать свои экспериментальные умения. Надо сказать, что с лабораторными работами выпускники справились удачно.

Каждый вариант экзаменационной работы состоял из трех частей и включал 26 заданий, различающихся по форме и уровню сложности: базовый, повышенный и высокий уровень сложности. Задания базового уровня включены в первую часть работы (14 заданий с выбором ответа) и во вторую часть (задания № 19, 20). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законов, а также умение работать с информацией физического содержания.

Учащиеся справились с выполнением КИМов ГИА-2010 по физике в г. Прокопьевске со следующими результатами:

Оценка

Число обучающихся

% от общего числа

5

64

27

4

90

37

3

80

33

2

6

2,5

Подтвердили свои оценки: 45%

Повысили: 27%

Понизили: 28%

Среди заданий базового уровня с выбором ответа затруднения вызвали вопросы, проверяющие знания по следующим темам:
- Закон сохранения импульса; Закон сохранения энергии;
- Механические явления;
- Электризация тел. Постоянный ток;
Обучающиеся лучше всего справились с заданиями части А (средний процент выполнения - 65), часть В – 37% и часть С – 45%.

Выполнение заданий КИМов ГИА-2010 по физике г.Прокопьевск

Задания, вызывающие затруднения.

Задача №3.


На рисунке представлен график зависимости скорости велосипедиста от времени. За первые 2 с движения модуль импульса велосипедиста увеличился

 

1) в 2 раза

2) в 3 раза

3) в 4 раза

4) в 9 раз

Анализ задания: Учащиеся допустили ошибку в данном задании возможно из-за того что не учли начальную скорость.

Задача №3.

Искусственный спутник Земли, масса которого равна m, равномерно движется по круговой орбите радиусом R. Работа, совершаемая силой тяжести за время, равное периоду обращения, равна

1) mgR

2) π mgR

3) 2 π mgR

4) 0

Анализ задания: Механически применили формулу работы.

Задача №6.

Одно из колен U-образного манометра соединили с сосудом, наполненным газом (см. рис.). Чему равно давление газа в сосуде, если атмосферное давление составляет 760 мм.рт.ст.? (В качестве жидкости в манометре используется ртуть.)

  1. 100 мм.рт.ст.
  2. 660 мм.рт.ст.
  3. 760 мм.рт.ст.
  4. 860 мм.рт.ст.

Анализ задания: Учащиеся формально определили давление столба жидкости.

Задача №6.

Два шара одинакового объема, алюминиевый (1) и медный (2), бросают с поверхности земли вертикально вверх с одинаковой скоростью. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. Сравните максимальные высоты (h1 и h2), на которые поднимутся шары, и значения потенциальной энергии (Е1 и Е2) шаров на этих высотах. Потенциальная энергия шаров отсчитывается от поверхности земли.

  1. h1 = h2 , ; Е1 = Е2 
  2. h1 = h2 , ; Е1 < Е2
  3. h1 < h2 , ; Е1 = Е2
  4. h1 < h2 , ; Е1 < Е2

Анализ задания: Учащиеся не смогли применить закон сохранения энергии и знания о потенциальной энергии.

Задача №9.

К двум заряженным шарикам, подвешенным на изолирующих нитях, подносят положительно заряженную стеклянную палочку. В результате положение шариков изменяется так, как показано на рисунке (пунктирными линиями указано первоначальное положение нитей).

Это означает, что

  1. оба шарика заряжены положительно
  2. оба шарика заряжены отрицательно
  3. первый шарик заряжен положительно, а второй - отрицательно
  4. первый шарик заряжен отрицательно, а второй - положительно

Анализ задания: Необычная форма задания поставила в тупик учащихся.

Задача №9.

К незаряженному электрометру поднесли отрицательно заряженную палочку. Какой заряд приобретут шар и стрелка электрометра?

1) Шар и стрелка будут заряжены отрицательно
2) Шар и стрелка будут заряжены положительно
3) На шаре будет избыточный положительный заряд, на стрелке – избыточный отрицательный заряд
4) На шаре будет избыточный отрицательный заряд, на стрелке - избыточный положительный заряд

Анализ задания: Учащиеся не рассмотрели внутреннее строение проводников и поведение, в них, заряженных частиц.

Независимо от проверяемого элемента знаний низкие результаты были продемонстрированы при решении качественных задач, которые представляют собой описание явления или процесса из окружающей жизни. В практике преподавания предмета такие задачи обычно решаются на уроке устно. При этом достаточно сложно добиться от учащихся не только правильного ответа, но и, в особенности, выстроенной логики рассуждений.

Задача № 21.

На рисунке представлен график зависимости модуля скорости от времени для тела, имеющего массу 2 кг и движущегося прямолинейно. Чему равен модуль максимальной равнодействующей силы, действующей на тело в течение первых 9 с движения?

Ответ: 4 Н.

Анализ задания: В этом задании выявлено неумение учащихся работать с графиками и определять характер движения.

Задача № 21.

К источнику постоянного тока подсоединили две лампы (см. рисунок), имеющие одинаковое электрическое сопротивление. Чему равно электрическое сопротивление каждой из ламп, если показания идеального амперметра и вольтметра равны, соответственно, 2 А и 3 В?

Ответ: 3 Ом.

Анализ задания: При определении сопротивления путают последовательное и параллельное соединение

Задача № 19.

Установите соответствие между техническими устройствами (приборами) и физическими явлениями, лежащими в основе их работы.

ПРИБОРЫ

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

А) оптический микроскоп

1) отражение света

Б) зеркальный телескоп

2) преломление света

В) очки

3) поглощение света

 

4) разложение света в спектр

 

5) дисперсия света

Ответ: 212

Анализ задания: Не умеют связать физическое явление с основной частью прибора.

Задача № 19.

Установите соответствие между техническими устройствами (приборами) и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия.

Технические устройства

 

Физические закономерности

А) жидкостный манометр

 

1) зависимость гидростатического давления от высоты столбы жидкости

Б) высотометр

 

2) условие равновесия рычага

В) пружинный динамометр

 

3) зависимость силы упругости от степени деформации тела

 

 

4) объемное расширение жидкостей при нагревании

 

 

5) изменение атмосферного давления с высотой

Ответ: 153

Анализ задания: Не умеют связать физическое явление с основной частью прибора.

Задача № 22.

Под действием силы 40 Н груз массой 4 кг перемещается вверх по наклонной плоскости. Коэффициент полезного действия наклонной плоскости 50%. Чему равна длина наклонной плоскости, если ее высота 1 м? 

Анализ задания: При 2 часах в неделю, которые отводятся на изучение физики, времени на решение задач повышенной сложности не остается.

Особенностью КИМов ГИА является представление заданий в новой форме, существующие задачники и учебники содержат задачи в основном в текстовой форме. Мы считаем необходимым выпуск сборника задач, состоящий из заданий ГИА в новой форме: графиков, таблиц, схем.