Урок русского языка "Упражнение в правописании слов с парными согласными". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • учить различать на слух звонкие и глухие согласные; закреплять умение проверять правописание парного и глухого согласного;
  • развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции; работать над культурой речи, учить правильно выражать свои мысли; совершенствовать навык самостоятельной работы;
  • воспитывать положительную мотивацию к учению, умение работать в парах, коллективе; воспитывать чувства взаимопомощи, дружеские отношения друг к другу

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки с индивидуальными и коллективными заданиями.

Ход урока

І. Организационный момент

Учитель: Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чье имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чье имя начинается с согласного твердого звука, затем – с согласного мягкого звука.

Слайд 2, см. Приложение 1

– Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по просторам страны Знаний. Путешествовать мы будем на паровозике. Но прежде, чем отправиться путешествовать, давайте повторим кое – какие правила.

Слайд 3

– Сейчас мы разгадаем и прочитаем три слова: прочтите только буквы русского алфавита. Что получилось? Среди набора букв найдите слово. Уберите буквы, которые обозначают только твердые согласные звуки и прочтите слово.

– Что получилось?

– Как вы думаете, почему я слова поставила именно в такой последовательности?

(Дети, когда спорят, часто начинают ссориться, а ссора переходит в драку.)

– Вся эта ситуация называется конфликт.

– Как вы думаете, на каком этапе конфликта нужно остановиться, чтобы не произошла драка? ( Когда возник спор)

– Представьте, что вы вступили в спор, что вы для себя выберите: топанье ногами, спокойный тон, кулаки, крик, доброжелательность?

– А может лучше выбрать крик, топанье ногами? Вам же нужно доказать свое. (Если кричать и топать, то спор превратится в драку, другому человеку не понравится твое поведение.)

– Хорошо, мы с вами решили, что спор лучше вести спокойно и доброжелательно. Может в споре еще что-то нужно учитывать? (Не махать руками, смотреть человеку в глаза, а когда что-то доказываешь, нужно приводить примеры, чтобы тебе поверили.)

– Молодцы! Все верно. Все, что вы сейчас сказали – это и есть правила спора, которые должен соблюдать каждый воспитанный человек, чтобы спор не превратился в драку. И мне хочется, чтобы на нашем уроке царила атмосфера добра, понимания и уважения друг к другу. А если вдруг придется поспорить, то не забывайте о правилах спора. Ну ,что – в путь?

– Послушайте стихотворение и вы подскажете мне тему нашего урока.

Слайд 4.

Эти согласные
Самые опасные!
Ты их быстро проверяй,
Рядом гласный подставляй.

(Дети называют тему урока.)

Слайд 5.

– Первая остановка в городе “Буквоград”. В этом городе живут все буквы алфавита, но нас сегодня встречают не все жители.

Слайд 6.

– Почему эти буквы выстроились в два ряда, у них что парад?

Слайд 7

Мы подъезжаем к поселку “Чистописания”.

Слайд 8, 9.

– Определите, какую букву мы будем писать. Подберите к данным словам антонимы.
– Какие звуки обозначает буква Л?

Слайд 10.

Мы приехали в деревню “Словарных слов”.

Слайд 11.

– Поставьте ударение, выделите орфограммы.

Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы
И заросли роз? (Мороз.)

Я черный, красный, желтый, синий
С начинкой твердой в древесине
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу – изображу. (Карандаш.)

Зимой спит,
Летом – ульи ворошит. (Медведь.)

Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)

То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка
Можешь и нарисовать
Что такое я? (Тетрадь.)

– А теперь, назовите одним словом:

  • Крупный населенный пункт (город)
  • Жители страны (народ)
  • Ботинки, сапоги, кроссовки, туфли (обувь)

– Что объединяет эти слова между собой?
– Какую орфограмму вы заметили во всех словах?
– Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парными согласными?

Слайд 12.

Остановка на полянке “Здоровья”

Слайд 13.

Физминутка для глаз.

Слайд 14

Продолжим наше путешествие. Остановка в городе “Помогай – ка” – здесь живут проверочные слова. Жители этого города предлагают поупражняться в подборе проверочных слов.

“Доскажи словечко” и подбери проверочное.

– Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется… (глаз)
– Все перетрут терпение и... (труд)
– Как прекрасно все вокруг, если рядом лучший... (друг)
– Почему он носорог? У него огромный... (рог)
– Помешаем суп немножко, нам поможет в этом... (ложка)

Взаимопроверка

Групповая работа по рядам (карточки на каждый ряд) (Приложение 2)

Вам предстоит самостоятельная работа по вариантам. У вас на карточках написаны слова. Нужно подобрать к ним антонимы, а к антонимам – проверочные слова.
Поменяйтесь карточками и проверьте, если есть ошибки, докажите как нужно писать, не забывая правила спора.

– На какое правило вы подобрали противоположные слова?

Слайд 15.

– Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова. Выделите основу предложения, определите части речи подлежащего и сказуемого.

Слайд 16.

И последняя остановка в городе “Смекалистых”.

Слайд 17.

– Выбери животных с парными согласными. Запишите, выделите парные согласные.

Слайд 18.

– Наше путешествие подошло к концу. Я рада, что вы сегодня старались выслушивать друг друга, хорошо размышляли.
– Правописание какой орфограммы мы закрепили на уроке?
– Что надо сделать, чтобы правильно написать парную согласную?
– Понравился урок?

Слайд 19.

А сейчас оцените себя. Те ребята, кому на уроке было комфортно, и получили удовлетворение от работы, нарисуйте на полях тетради солнышко, а те, кто чувствовал себя неуверенно – рисуют солнышко с облаком.
– А что нужно для того, чтобы облако не закрывало солнышко?

Слайд 20.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и никогда не забывайте правила спора.

Домашнее задание

Упр. №326, повторить правило.