Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. расширить и углубить представление о разновидностях описания;
  2. дать общее понятие об особенностях построения и отбора языковых средств текстов-описаний разных видов;
  3. учить использовать соответствующие композиционные и языковые средства в процессе создания описания;
  4. создание условий самореализации личности на уроке.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, таблички с терминами, презентация к уроку.

Ход урока

1. Постановка целей, задач урока. Запись темы урока.

(Смена слайда.)

На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим разговор о таком типе речи, как описание.

2. Актуализация знаний.

Беседа:

  1. Как отличить описание от других типов речи?
    Текст-описание позволяет составить представление о каком-либо предмете или явлении: в нём указываются те признаки одного или нескольких предметов (явлений), которые автор считает нужным отметить в соответствии со своим замыслом (описать внешние признаки предмета, его назначение и т. п.). Обычно в таком тексте сначала передаётся общее впечатление о предмете (явлении), а затем раскрываются его признаки, даётся его детальное описание.
  2. Слова каких частей речи чаще всего используются при описании?
    (Используются слова со значением признака (прилагательные, наречия), яркая глагольная лексика.
  3. Какой вопрос мы можем поставить к тексту-описанию?
    (К тексту-описанию мы можем поставить вопрос какой?)
  4. Назовите известные вам виды описания.

Сегодня мы работаем в группах, что позволит нам поговорить о разных видах описания: человека, животного, предмета, состояния природы, места, интерьера. Их, конечно, больше, но мы остановимся пока на этих трех.

3. Работа в группах.

(Смена слайда.)

Итак, первая группа работала дома с текстом описания человека (отрывок из рассказа И.С.Тургенева “Однодворец Овсяников”) и выявляла те особенности описания, которые присущи человеку. Помимо этого было дано индивидуальное задание – описать маму. Давайте заслушаем эти работы и подумаем, какие же особенности мы можем найти при описании человека.

(Чтение работ.)

Итак, по проведенным исследованиям текстов мастеров художественного слова и вашим работам: что мы можем сказать об особенностях описания человека? На что следует обратить внимание?

запись:

 

 

внешний облик, одежда,
особенности телосложения,
лицо, выражение лица,
особенности речи,
характер. и др.
(Смена табличек)

Вторая группа работала над описанием природы. Вы также работали в группе и выявляли особенности описания пейзажа (отрывок из произведения Н.В.Гоголя “Страшная месть”). Индивидуально было дано задание написать сочинение-описание “Красота осеннего леса”.

(Чтение работ.)

Итак, теперь по результатам исследования текста попробуйте назвать особенности описания пейзажа.

запись:

 

 

элементы пейзажа,
погода,
настроение,
краски природы.
впечатления
(Смена табличек)

Вопрос: Какие средства художественной выразительности используются при описании?

(Ответы детей.)

эпитет. Что это такое?

(Смена слайда.)

  • Эпитет (греч. “приложение”) – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.

Какими словарями мы должны пользоваться при текстах-описаниях? (Словарями эпитетов.)

Откройте их.

(Идет устная работа – ознакомление со словарями эпитетов.)

– Что еще используется при описании ? (Сравнение, олицетворение, метафора и др.)

Третья группа работала над описанием места. Индивидуально было дано задание написать сочинение-описание “Моя комната”, все остальные работали над текстом (упр. 262) – отрывком из книги Н.Н.Носова “Незнайка в солнечном городе”, где представлено описание автобуса. Итак, теперь по результатам исследования текста назовите особенности описания места:

запись:


 

назначение места,
размер,
внутреннее оборудование,
элементы интерьера,
(Смена табличек)

4. Работа с текстом.

(Смена слайда.)

В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно рассказать, как в … листиках травы накапливается роса и покоится в них … каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус … свежести. Можно написать, как… след остается, если пройти по …лугу, и как красив… в лучах солнца хвощ, и многое, многое другое.

– Можно ли сказать, что это текст-описание ? (Нет.).

Почему? (Отсутствуют прилагательные.)

Итак, ваша задача – преобразовать данный текст в текст-описание, пользуясь словарем эпитетов.

(Смена слайда.)

А теперь обратите внимание на авторский вариант.

В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы.(…) Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку, слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них , светлыми и холодными, огромными округлыми упругими каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. Можно написать, как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое.
(В.Солоухин.)

Беседа:

– Теперь можно сказать, что это текст-описание?
– Какова его основная тема? (Описание раннего летнего утра.)
– Какова его основная мысль? (Красота, необыкновенность этого утра.)
– Как автор подчеркивает эту красоту? (При помощи эпитетов.)
– Каким стилем написан этот текст? (Художественным.)

5. Физкультминутка.

Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Топаем ногами (топаем),
Хлопаем руками (хлопаем),
Качаем головой (наклоны головы),
Мы руки поднимаем (руки вверх),
Мы руки опускаем (руки вниз),
Мы руки разведем (руки в стороны),
И побежим кругом (бег на месте).

6. Синтаксический разбор предложения. (Индивидуально на доске и в тетрадях.)

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А. Плещеев.)

– Что означает выражение “злых метелей”?
– Какими членами предложения являются прилагательные, образные выражения? (Определениями, сказуемыми.)

7. Индивидуальное задание.

Проанализировать отрывок из сочинения шестиклассника и найти нарушения стиля.

(Художественный стиль перемешивается с научным.)

– Можно это допускать ?

(Если мы описываем что-то или кого-то в одном стиле, то лучше этого стиля и придерживаться до конца.)

8. Основные требования к содержанию текста.

(Смена слайда.)

– чтение и комментирование.

  1. Соответствие текста теме и основной мысли.
  2. Полнота раскрытия темы.
  3. Последовательность изложения (развертывание по плану).
  4. Правильность выделения абзацев.
  5. Достоверность фактического материала.

– Что можно добавить ? (Придерживаться соответствия стиля и типа речи.)

9. Домашнее задание.

Вы должны по этимологическому словарю установить происхождение слова “ циркуль” и написать текст-описание данного предмета, при этом использовать памятку “Основные требования к содержанию текста”, а также памятку “Качества хорошей речи”.

(Памятки раздать.)

10 Рефлексия.

Итоги урока. Сообщение оценок.