"Словообразование и орфография". Повторение изученного

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать изученное по теме   «Словообразование и орфография»;
  • совершенствовать орфографические умения и  навыки учащихся, развивать аналитические способности и лингвистическое мышление;
  • помочь учащимся осмыслить практическую пользу знаний, полученных на уроке.

Оборудование:  учебник, тетради,  раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Формулирование темы урока

– Ребята, прочитайте фразу, написанную на доске:

У стены сарая стояла кабарга

– Что такое кабарга? Лопата, дерево? Не ясно?! Допишем продолжение этой фразы: а рядом с ней маленький кабаржонок.
– Ответьте на поставленный вопрос, составив текст-рассуждение. (Кабарга – это животное, потому что кабаржонок – название детеныша.  А раз кабаржонок – детеныш, то кабарга его мама.)
– Какой раздел науки о языке помог вам ответить на вопрос? (Словообразование.)
– Объясните орфограммы в слове кабарга.
– Как называется раздел науки о языке, в котором  изучаются правила написания  слов? (Орфография.)
– Сформулируйте тему урока. (Словообразование и орфография.)

3. Объявление целей урока

– Ребята, сегодня мы должны обобщить, систематизировать изученное по названной теме. Прежде чем мы начнем работу, поставьте на полях тетради ту оценку,  которая, как вам кажется, соответствует вашим знаниям по этой теме. Я желаю вам удачи.

4. Комплексный анализ текста

а) Прочитайте текст.

Р…машки по форме (с, з)хожи с зонтиками и, по л…генде, в давние времена были зонтиками у маленьких ст…пных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик спрячет свой розоватый носик, укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, подн…мая цветок над головой. Дождь стучит(1)по ромашковому зонтику(2)струйками ст…кает с него(3) а гномик остается совершенно сухим. А еще ромашки похожи на уд…вленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно пр(и,е)слушаться, то можно услышать тихий ш…рох, – это ш…рох белых ромашковых ресниц. Уд…вленные глаза ромашки целых семь месяцев – с апреля по сентябрь – бе(с,з)хитростно смотрят на небо, стараясь понять движение обл…ков, звезд и планет. (С.Красиков.)

– Каким человеком вам представляется автор текста? Почему? (Добрым, наблюдательным, влюбленным в окружающий мир. Только такой человек может сравнить ромашку с удивленными глазами человека, а белые лепестки – с ресницами.)
– Автор использует прямое сравнение или скрытое? (Скрытое.)
– Как называется это средство выразительности? (Метафора.)
– Автору удалось создать замечательный  живой образ не только благодаря  метафоре, но  и олицетворению. Что такое олицетворение?
– Какие звуки в тексте повторяются многократно? Почему? ([с], [ш], [ц], [х]. Эти глухие звуки сначала помогают услышать шум дождя, а потом «шорох ромашковых ресниц».)
– Как называется этот прием? (Аллитерация.)
– А теперь попытайтесь сформулировать основную мысль текста. Озаглавьте его. (Все вокруг нас живое, имеет свои тайны. Нам, людям, стоит только задуматься, прислушаться, чтобы понять, что удивительное рядом.)
– Удивительное рядом… Эти слова станут девизом нашего урока. Ведь есть много удивительных явлений, много тайн и в русском языке, но понять и разгадать их может только внимательный человек.

б) Синтаксическая пятиминутка.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в выделенном предложении должны стоять запятые? Обоснуйте свой выбор:   1) 1,2      2) 1,3      3) 2,3.
в) Выпишите слова с пропущенными орфограммами в корне, распределив их по группам(?).
– Почему в конце второго задания стоит вопросительный знак? (Нужно определить количество групп.)

Работа по схеме у доски:

Безударные гласные в корне слова

/                                          /                                      /

проверяемые

степных (степь)
стекает (истек)
удивленные (диво)

непроверяемые

ромашки
легенда
облаков

чередующиеся

поднимая

– Объясните условие выбора орфограммы в корне слова шорох.
– Обратитесь к этимологии слов «хризантема», «рябина», «зорянка». Запишите эти слова, распределив их по указанным ранее группам. (По происхождению слово хризантема греческое и означает «золотой цветок». В Японии и Китае есть легенда, что хризантема произошла от солнца. В Японии ее так и называют – «цветок солнца». Изображение золотой хризантемы стало государственным гербом этой страны.
Круглый год украшают рябины наши леса, села и города. В парках Москвы красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по-другому. Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения – белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-желтые, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые», – говорили в народе. По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра.
Зорянка. Это имя очень подходит птичке, которая песней встречает утренние и вечерние зори, когда солнце уже село или еще не взошло. Слово-исключение: заря – зорянка.)

Дополнительное задание №1.

Вариант 1 (уровень  А-В).

В каких словах написание гласной в корне проверяется ударением?

а) прик…снуться;
б) р…сток;
в) заг…раться;
г) г…ристый;
д) р…скошный.

Работа комментируется учащимися.

Вариант 2 (уровень С).

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква «а»? Обоснуйте свой выбор.

а) пл…вец, покл…ниться, тв…рить;
б) ск…чу, отр…сль, ср…внять;
в) р…внина, изл…гать, обм…кнуть.

Работа выполняется на доске сильным учеником самостоятельно.

Индивидуальное задание

Вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

Выг…рки, поб…рушка, заск..чить на минутку, заск…чу через ск..калку, р…стовщик, пром…кашка, тв…рение, утварь, з…ревать,  пл…вун.

Вариант 3.

Проверьте работу ученика, который неправильно распределил слова по группам. Ему нужно было найти слова с корнями одинакового значения. Посмотрите, что из этого вышло. Поставьте оценку как учитель.

1 группа                            2 группа                            3 группа

горка                                  горевать                             гарь
погорелец                          гореть                                загар
горняк                                загореть                             горе
гористый                           горящий                            пригорюниться

г) Выпишите слова с орфограммами в приставках. Объясните правописание приставок.

Работа по схеме: 

Приставки

/                                                        /                                               /

неизменяемые              изменяемые (на з-, с-)                       приставки пре-, при-
схожи                                бесхитростно                                     прислушаться

– Дополните получившиеся столбики словами расшалиться, пребывать (в горах), здоровье (?), падчерица (?).

(? – проблемная ситуация. Раньше в слове здоровье писалось с-, где с – была приставкой. Приставка эта озвончилась перед  д, и из сдоровья   получилось здоровье. Корень же в этом слове был -доров- (сравните: дерево, дрова), и первоначально слово сдоровый означало «крепкий, высокий , как дерево. Па- – устаревшая приставка. Она указывала на побочность.)

Дополнительное задание №2.

Вариант 1 (уровень А).

Найдите слово с приставкой при-. Проверьте свою работу, обратившись к учебнику (с.71).

а) пр…сутствовать;
б) пр…кратить;
в) пр…образовать;
г) пр…вращаться.

Вариант 2 (уровень В-С). Работа по цепочке.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

а) пр…поднять,пр…клеить, пр…лететь, пр...морский, пр…рвать,пр…добрый;
б) пр…творить мечту в жизнь, пр…ходящее явление, пр…емник  Пушкина, пр…быть в город, пр…клоняться перед талантом, пр..зидент, пр…оритет.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

д) Произведите морфемный и словообразовательные разборы выделенных слов.

Зонтиками (?), розоватый(?), сорвет (приставочный способ образования), прислушаться (приставочно-суффиксальный (постфиксальный) способ).

(? – проблемная ситуация. Зонтик – зонт (обратное словообразование). Розоватый – розовый (гаплология – наложение морфем).)

– Дополните записи словами бабочка, мать-и-мачеха, лисохвост. Обратитесь к этимологии слов и определите способ словообразования. (Сложение целых слов, сложение основ с помощью соединительной гласной. В слове бабочка в настоящее время суффикс -очк не выделяется.)

Мать-и-мачеха – яркий желтый цветок, который появляется весной вместе с подснежниками. А цветет он там, где земля изранена, потревожена. Цветет на откосах, в ямах, весело желтеет на грудах выброшенной земли. Листья мать-и-мачехи с изнанки мягкие, светлые; потрешь о щеку – и станет тепло.
– Это мать, – говорят люди. Зато снаружи листья твердые, скользкие; приложишь к щеке – и почувствуешь холод.
– А это мачеха, – объясняют люди.

Лисохвост – травинка, прямая, крепкая, а на конце ее зеленая круглая щеточка, торчащая вверх. Эта щеточка и напоминает хвост лисенка.)

5. Фронтальный опрос

– Какие способы образования слов вы еще можете назвать? (Бессуффиксный (выход), переход из одной части речи в другую (столовая.)
– Какие соединительные гласные  используются при образовании сложных слов? ( о, е)
– Какие слова называются сложносокращенными? (Сложные слова,  состоящие из сокращенных основ слов (универмаг).
– Как определить род сложносокращенных слов, образованных из названий начальных букв? (По главному слову.)

Дополнительное задание №3.

Каким способом образовано слово тепловозный?

а) приставочным;
б) бессуффиксным;
в) суффиксальным;
г) сложением основ.

Каким способом образовано слово переход?

а) приставочным;
б) переходом одной части речи в другую;
в) суффиксальным;
г) бессуффиксным;

Составьте словообразовательные цепочки.

6. Рефлексия

Стихотворная шарада:

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же дневнике я и в журнале. (Оценка.)

– Совпали ли ваши оценки с оценками, которые выставила я? У кого не совпали?
– Ребята, я надеюсь, что этот урок помог вам не только обобщить и систематизировать изученное, но и сделать полезные выводы. Какие?

7. Домашнее задание

1. Напишите небольшой текст, начав с фразы:

«Тайн у р…машки великое множество, потому она доверчиво скл…няет головку  к ногам человека».
Можете включить  в текст ответ на вопрос: «Что общего у слов капуста и капитан?» Или: «Являются ли родственными слова лопух и лопата?»

2. Тест по теме «Словообразование и орфография». (Рабочая тетрадь под редакцией Г.А.Богдановой (6 класс), с.56-59, вариант № 2.)

Литература:

1. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М.: «Аванта +», 2002.
2. Волина В.В. Русский язык. – Екатеринбург: «АРГО»,1996 (серия «Учимся играя»).