Тема урока: "Длина". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Цели и урока:

  • Познакомить с величиной длина, единицами измерения длины.
  • Научить практически, измерять отрезки.
  • Уточнить и обобщить знания по изученной теме.
  • Развивать логическое мышление.

Оборудование: карточки

Ход урока

1. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!

2. Устный счет

Слайд 1. Игра " Улитка"

Улитка хочет домой, но не может добраться до домика, она не умеет считать. Давайте поможем улитке.

  • 9 - 2 = 7
  • 7 - 3 = 4
  • 4 - 2 = 2
  • 2 + 3 = 5
  • 5 + 3 = 8
  • 8 - 7 = 1
  • 1 + 9 = 9

Задачи в стихах.

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди.

Расставил Андрюша в два ряда игрушки:
Рядом с мартышкой - плюшевый мишка,
Вместе с лисой - зайка косой,
Следом за ними - еж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка?

Рыбак Корней
Поймал 3 окуней
Рыбак Евсей 4 карасей
Сколько рыб рыбаки
Наловили из реки? ( 7)

3. Постановка цели урока

Слайд 3, 4. Учитель. У зайчика Ушастика на даче выросло много моркови. Он захотел поделиться морковкой со своим другом козликом. Зайчик решил отправить посылку. Для этого ему нужен ящик . Ушастик измерил морковку длина ее 4 хвостика. И заказал ящик ежику. Ящик получился хороший, но морковка в него не поместилась. Почему? (Разные по длине хвостики.)

Значит, чтобы измерить длину нужно выбрать мерку (единицу измерения) и узнать, сколько она содержится в измеряемой величине.

Историческая справка

Слайд 5. В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.

Одной из самых распространенных единиц длины была ЛОКОТЬ.

  • Локоть - расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца
  • Наряду с локтем была распространена другая мера длины ПЯДЬ.
  • Пядь - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев.

Было даже такое выражение, как "семь пядей во лбу", так говорили про умного человека

А также существовали и другие меры длины: САЖЕНЬ, КОСАЯ САЖЕНЬ.

  • Косая сажень - расстояние от подошвы левой ноги до конца большого пальца вытянутой вверх правой руки.
  • Сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук .

Было такое выражение "Косая сажень в плечах". Так говорили про сильного человека.

Также были такие меры длины АРШИН.

Учитель. Удобно пользоваться старинными мерами длины? Нет, получаются разные результаты, так как человек имеет индивидуальное строение тела. Значит чтобы измерять длину надо выбрать единицу измерения . Сегодня на уроке мы познакомимся с единицей измерения - сантиметр, научимся измерять длины в сантиметрах, сравнивать складывать, и вычитать величины выраженные в сантиметрах.

4. Физминутка.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.

5. Работа по теме урока. Слайд 6

1 см - краткая запись.

Линейка и рулетка это приборы, с помощью которых измеряют длины отрезков. Измерения надо производит от нуля.

Практическая работа. Слайд 7

У вас на партах карточки, на одной нарисована морковка которую Ушастик хочет отправить козлику. Давайте измерим ее длину с помощью линейки.

  1. Приложите линейку к морковке.
  2. Совместите один конец морковки с нулем на шкале линейки.
  3. Найдите на линейке число, соответствующее второму концу морковки.
  4. Назовите ответ. (Длина морковки 9см)

Самостоятельная работа. Слайд 8

- А теперь, возьмите другую карточку, где нарисован ящик, который сделал ежик, и самостоятельно измерьте его длину. (Длина ящика 5см)

6. Физкультминутка

Потрудились - отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Слайд 9. Давайте сравним наши измерения:

Длина морковки 9см, длина ящика 5см.

9см * 5см

- Какой знак поставим больше, меньше или равно? (больше)

- Насколько одно измерение больше другого? (на 4см)

Значит ящик меньше морковки, поэтому она не поместилась в него.

- Сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.

7. Закрепление изученного материала

а) вычисли:
4см +2см 8см - 3см +4см
7см - 5см 2см + 6см - 4см
б) сравни:
7см * 5см 5 см - 1см * 5см +1см
3см * 8см 3см + 3см * 9см - 7см

8. Итог. С какой единицей измерения мы познакомились?

  • Что интересного узнали?
  • С помощью чего можно измерять длину?
  • Какой длины ящик нужен Ушастику?