Стратегия активного обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


Проблема эффективности обучения в данное время очень актуальна. Изменяется позиция учителя по отношению к ученику, к себе самому. Учитель становится не только носителем предметных знаний, но и помощником в становлении и развитии личности ученика, уважающий эту личность независимо от его знания или незнания . Изменяется характер воздействия на ученика. Позиция учителя становится более активной. Меняется и позиция ученика, для которого главным становится не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем и другими учениками с целью получения знаний. Ведь знание (если оно представлено в духе современного информатизированного общества – как системное, междисциплинарное, обобщенное) в наше время дает возможность человеку занять место в современной культуре и цивилизации.

Какие же современные образовательные технологии применяются мною для более эффективного внедрения “Стратегии активного обучения”? Это:

  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • исследовательские методы;
  • технология коллективного обучения;
  • проектные методы;
  • игровые технологии.
  • технология обучения в сотрудничестве (командная и групповая работа).
  • информационно-коммуникационные технологии.

Хочу немного остановиться на некоторых из них. Широко использую в своей работе проблемное обучение.

Учебные занятия с применением данной технологии организуются таким образом: создается проблемная ситуация, которая предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания. Это и сопоставительный анализ (например, видеофрагмента фильма Э.Рязанова “Жестокий романс” с текстом пьесы Островского “Бесприданница”), и урок-исследование (например, “Художественное мастерство Гончарова в романе “Обломов”), и литературные встречи, которые организуются на разных этапах обучения.

Часто используется мною и технология коллективного обучения, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала с позиции ученика, затем с позиции учителя. Чаще всего я использую технологию взаимообмена заданиями: теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить или повторить в самостоятельной работе (прием “самозапуска”). Затем каждый выбирает партнера и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнера. При этом ведется экран учета работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Информационно-коммуникационные технологии. Компьютерные средства обучения называют также интерактивными, они обладают способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “вступать” с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Информатизация обучения требует от учителя компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. Компьютер используется мною на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, контроле, во внеурочной деятельности – это и профориентационные тесты, и досуговая среда, которая организуется с помощью игровых программ, компьютерных игр по сети, компьютерного видео.

Сравнительно недавно я начала вводить проектные методы с использованием информационно-коммуникационных технологий. Примерами могут служить проекты учащихся 10 Б класса по творчеству Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского.

Но, пожалуй, самые любимые и детьми, и учителем, это игровые технологии.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Несомненна методическая аксиома: в процессе игры любой учебный материал усваивается значительно эффективней.

Предлагаю Вашему вниманию фрагмент игры “Знаете ли вы символы своего государства”. Цели данной игры:

  • расширять кругозор ребёнка о государственной символике России,
  • способствовать принятию нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);
  • воспитывать уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа;

Правила игры:

  • в игре принимают участие команды по 4–5 человек
  • вопросы задает ведущий игры;
  • группа обсуждает вопрос, вписывает ответ в бланк;
  • время обсуждения вопроса – 1 минута;
  • ведущий объявляет правильный ответ. Если команда ответила правильно, то в бланк напротив правильного ответа ставится печать, выигрывает та команда, которая набрала большее количество печатей.

Ход игры

Вопрос 1. Происходит от нем. Erbe — наследство, условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Такие эмблемы и символы известны уже в древнем Шумере, Египте, Греции и Риме. Символом шумерских городов был орел с львиной головой, Египта — змея (кобра), Персии и Рима — орел. Уже в гомеровских “Илиаде” и “Одиссее” говорится о личных эмблемах героев. На современном этапе является официальной эмблемой государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.п. Что это? (ОБСУЖДЕНИЕ 1 МИНУТА)

Ответ: герб.

В Московском государстве герб появился после избавления от монголо-татарского ига и принятия Иваном III титула “Государя Всея Руси”. Изображение двуглавого орла на государственной печати впервые появляется в 1497 на одной стороне известной печати.

Появление орла в феодальной России исследователи связывают с царем Иваном III и государством Византией. Брак Ивана III с племянницей Византийского императора Софьей Палеолог был крайне выгоден для России, так как символизировал преемственность власти московских князей от Византии, и ставил Московского Великого князя в один ряд с европейскими государями. Орел олицетворял Россию.

Вопрос 2. А что изображалось на ее лицевой стороне? Известно, что это был богатырь, защитник христианства, освободитель Родины от врагов. Это был символ не столько князя, сколько идеи национального единения. (ОБСУЖДЕНИЕ 1 МИНУТА)

Ответ: Георгий Победоносец Всадник, поражающий копьем змея.

Эта художественная композиция – своеобразная иллюстрация одного из чудес, совершенного Святым Георгием. “Чудо Георгия о змие” содержит рассказ о том, что воин Георгий встретил на берегу озера плачущую девушку. Она поведала ему страшную историю: из озера выходит ужасный змей и требует у жителей ее родного города дань в виде прекрасных молодых женщин. Настала очередь и ее, дочери царя. Святой Георгий усмирил вышедшее из озера чудище, осенив его крестом и прочитав молитву, а затем отрубил ему голову. Святой Георгий совершал и другие чудеса – наказывал мздоимцев, покровительствовал земледельцам и скотоводам, и не случайно снискал любовь не только князей, но и простого народа…

Вопрос 3.

Звучит песня “ Многая лета”.

С греческого это слово переводится как “торжественная песнь”. При Петре I был заведен обычай отмечать воинские победы, встречи коронованных особ исполнением панегерических песен с обязательным исполнением “Многая лета”. За время существования Российского государства неоднократно менялась мелодия и слова подобной торжественной песни.

Звучит гимн Англии.

В XVIII в. и в начале XIX в. исполнялся Te deum (в русском переложении “Тебя, Бога, хвалим”). Использовалась английская мелодия на слова “Боже, храни короля” (она была столь популярна, что с разными вариациями использовался во многих европейских королевствах).

О какой песне идет речь? (ОБСУЖДЕНИЕ 1 МИНУТА)

Ответ: гимн государства. Гимн в переводе с греческого hymnos, обозначает торжественная песнь.

Вопрос 4.

Звучит “Боже, царя храни!”

Появление в Российской империи первого официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 года и прославлением императора Александра 1. Этот гимн насчитывал всего 6 строк и более 20 лет исполнялся на мелодию английского гимна. 11 декабря 1833 года в Большом театре в Москве состоялась премьера нового гимна государства. В афише значилось “Русская народная песня”. Композитором был Алексей Федорович Львов – близкий и преданный императору человек. А вот кто был автором слов гимна? (ОБСУЖДЕНИЕ 1 МИНУТА)

Ответ: ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич, русский поэт, основоположник русского романтизма…

В завершении хочется сказать, что обязательно проводится работа по организации рефлексивной деятельности на каждом этапе урока. Это самооценка учащимися своей мыслительной деятельности и ее результатов. Для этого использую рабочие карты урока или ответы учащихся на свои вопросы. Например, в 5 классе дети оценивают себя, свою деятельность на уроке, рисуя грустную или веселую мордочку; в 6-8 классах дети отвечают на вопросы: “Какого автора ты любишь?”, если это работа в группах: “Почему нравится быть лидером в группе?” и др.; в старших классах вопросы уже носят аналитический характер, на которые дети отвечают после изучения определенной темы: “Согласен ли ты с результатом? Почему учитель поставил тебе ту или иную оценку? Что тебе лично дало изучение поэзии Фета? Тютчева?” Ответы вкладываются в портфолио учащихся. Повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. Ведь главная задача, стоящая перед учителем, чтобы ученик осознал себя. Таким образом, я стараюсь воспитывать аналитические навыки (поиск слов, анализ лексики), что отвечает главной задаче, которая ставится перед школой в данное время: научить учиться, заложить основы, чтобы ребенок мог заниматься самообразованием в информационный век.