Коллективное исполнительство как одна из форм развития музыкального творчества учащихся

Разделы: Музыка


Коллективное исполнительство на русских музыкальных инструментах предполагает занятия с учащимися в различных по составу и количеству ансамблях.

Ансамбль (фр. ensemble, букв, – вместе. В музыкальном словаре А.Н. Должанского даются следующие определения ансамбля:

  1. Группа из двух и более музыкантов-певцов или инструменталистов, совместно исполняющих музыкальное произведение. По количеству музыкантов ансамбли разделяются на дуэты, трио (терцеты), квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты, дециметы. К ансамблям относятся также хоры и оркестры.
  2. Пьеса, предназначенная для исполнения несколькими участниками.
  3. Совместное исполнение пьесы несколькими участниками. Выражение “хороший ансамбль” означает стройное, сливающееся в единое целое звучание участвующих в ансамбле голосов или инструментов.

Ансамбль имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания учащегося, поэтому в учебный план школ искусств в дополнение к дисциплине “Специальный музыкальный инструмент. Баян, аккордеон” был введён предмет “Ансамбль аккордеонистов, баянистов”, “ансамбль балалаечников, домристов и оркестр русских народных инструментов”. Как показала практика, занятия в различных ансамблях нравятся всем учащимся без исключения.

Известно, что ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнёра, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало, заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижения исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

К основным ансамблевым навыкам можно отнести “чувство партнёра”, умение слушать солиста или группу солистов, и помогать им в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приёмов звукоизвлечения — именно эти требования являются важнейшими для совместной игры. Игра в ансамбле требует от учащихся так же умения передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения в музыкальной школе или школе искусств. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. В начале — это ансамбль ученика и педагога, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партиями меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки “солирования”, когда нужно ярче выявить свою партию и “ аккомпанирования” -умение отойти на второй план ради единого целого. Репертуар для таких ансамблей педагог может найти почти в каждом нотном сборнике. На наш взгляд наиболее подходят такие произведения, как русские народные песни “Солнышко”, “Заинька”, “Выйди, радуга-дуга”, “Как у наших у ворот”

Следующая группа произведений, где ученик сопровождает игру учителя: “Ерёма оглянулся”, “Радуга-дуга” и т.п. В дальнейшем ансамбли формируются из учащихся.

Любой учебный детский коллектив ДМШ и ДШИ является исполнительским коллективом, объединённым и организованным творческими целями и задачами. На занятиях ансамблем овладевают и совершенствуют, наряду с занятиями музыкальным инструментом, исполнительскую технику и навыки игры на баяне, аккордеоне, балалайке, домре. Кроме того, у учащихся развивается музыкально-эстетический вкус и эстетическое отношение к музыкальному искусству. Любой учебный детский коллектив музыкальной школы и детской школы искусств является исполнительским коллективом, объединённым и организованным творческими целями и задачами. Поэтому итогом проделанной работы могут быть выступления на классном, учебном, школьном концерте. Очень важно, что коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.

Приступая к работе над ансамблем, педагог должен, прежде всего, рассказать об исполняемом произведении, дать учащимся общее представление о характере его музыкального содержания, форме, о значении и функции каждой партии, познакомить с автором.

В начале, с каждым участником ансамбля нужно пройти его партию. При работе над ансамблевым исполнением, педагогу необходимо обратить внимание на то, чтобы ясно прослушивалась основная мелодическая линия, чтобы фактура не заглушала мелодию, а бас служил хорошей метроритмической основой. Очень важно определить правильный темп ансамблевого произведения, тщательно отработать все указанные в тексте замедления и ускорения темпа. Как правило, всеми отклонениями темпа “руководит” ученик или группа учеников, исполняющих первую партию.

Все известные сборники пьес для ансамблей адресованы учащимся уже обладающими всеми необходимыми умениями и навыками, о которых говорилось выше. Но практика показала, что учить играть вдвоём нужно начинать с самых первых шагов обучения игре на том или ином инструменте. Поэтому на уроках мы исполняем произведения, предназначенные дуэту учитель-ученик, а на занятиях музицирования — произведения для учеников.

Для первоклассников, не обладающих необходимыми исполнительскими навыками, проводятся занятия в игровой форме, где оба ребёнка или группа детей вместе, должны выполнять задания, затем ритмические упражнения, например, проговаривая слова песенки, прохлопать ритм; проговаривая слова, прошагать; шагать и хлопать ритм. Такие задания можно варьировать: кто-то шагает, кто-то прохлопывает слова песенки и т.п.

Научившимся извлекать звуки, предлагаются задания-игры в унисон, вопрос-ответ и т.д., что может придумать педагог для интересного и увлекательного хода урока. Так как для таких маленьких учащихся нет необходимого репертуара, поможет умение педагога переложить любое произведение на ансамбль. Материал можно брать из сборников по сольфеджио, пособия для подготовительных отделений ДМШ “Мои первые нотки” Марианны Крыловой. Ведь именно на начальном этапе ставится задача добиться заинтересованности, восприимчивости, творческой активности, вовремя и правильно развивать музыкальные задатки ребёнка

Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своими товарищами, делают класс ансамбля увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

Всё выше сказанное в данной работе, касающееся исполнительства в ансамблях, относится к учащимся ДМШ и ДШИ уже сознательно определившимся в выборе музыкального инструмента, да и вообще, решившими посвятить себя занятиям музыкой. Но ансамбли и оркестры народных инструментов имеют огромный потенциал, способный привлечь к музыке детей дошкольного и младшего школьного возраста ещё не определившихся в своих пристрастиях.

К сожалению, в настоящее время доступность музыки не означает, что она имеет высокую художественную ценность. Ситуация усугубляется ещё и тем, что не получив необходимого музыкального образования, ребёнок ограничивает себя в познании музыкальной культуры и становится заложником уровня своего развития.

Поэтому как никогда остро встаёт проблема поиска активных форм музыкального воспитания, особенно на начальном этапе.

Одним из активных средств, приобщения детей к музыкальной деятельности, являются народные инструменты. Музыкальные занятия с использованием народных инструментов проходят, как правило, на высоком творческом, эмоциональном и познавательном уровне. Игра на народных инструментах выступает как эффективное средство личностного раскрытия ребёнка, проявления и самовыражения его в творчестве. В то же время, народные инструменты, являющиеся носителями духовных ценностей и творческого потенциала народа, помогают в решении задач воспитания, бережного отношения к культуре своего народа.

Педагоги активно используют игру детей в оркестрах народных инструментов очень различных по своим звуковым характеристикам. Искристо-звонкие коробочки, трескучие рубели, эффективные трещетки, красочно расписные весёлые ложки и другие ударные инструменты оркестра являются ярким художественно-выразительным средством на начальном этапе музыкального воспитания детей, а так же подготавливают их к освоению более сложных народных (духовых, струнных) и других музыкальных инструментов.

Все инструменты изготавливаются с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также красочно декорированы (роспись, резьба, выжигание), что является не только стимулом к освоению этих инструментов, но и приносит детям радость от общения с красотой, воплощающей искусство русского народа.

С самых первых занятий ребёнок включается в активную музыкальную деятельность, получает мощный творческий импульс, направленный на его эмоционально-эстетическое и музыкальное развитие. Доступность народных инструментов, быстрота их освоения и универсальность в применении, эффективное воздействие на развитие детей в процессе музыкального воспитания, лёгкость организации ансамблевого исполнительства на этих инструментах приносит детям состояние радости, создают предпосылки для дальнейшего занятия музыкой.

В процессе исполнительства на народных инструментах создаётся благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию детских индивидуальных и коллективных качеств, учитываются природные особенности детей разного возраста, создаётся механизм обратной связи между детьми и педагогом, образовывается развивающая среда для проявления творческой активности детей.

Знакомство с народными инструментами, погружающих детей в волшебную страну звуков, способствует формированию у ребёнка музыкального вкуса и действительных эстетических переживаний от музыки. Народные музыкальные инструменты помогают детям новыми глазами посмотреть на окружающий мир, ощутить удивительную гармонию. Рождается нежное и трепетное отношение к истории, традициям своего края и народа. Постепенно ребёнок подготавливается к осмысленному восприятию музыки самых различных направлений и стилей. Народные музыкальные инструменты помогают образовывать через исполнительские формы связь традиционности и современного восприятия действительности. Ребёнок идёт по пути постижения прекрасного, создавая красоту своим творчеством, несущим позитивную энергию, поэтому можно быть уверенным, что и в будущем он выберет для себя путь созидательной деятельности и активной жизненной позиции.

Литература:

  1. Должанский А.Н. Краткий музыкальный словаръ-СПБ, 2000 г.
  2. Имханитский М.Ц. У истоков русской народной оркестровой культуры-М., 1984 г.
  3. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика-Ростов-на-Дону “Феникс”, 2002 г.
  4. Крылова М.П. Мои первые нотки-СПБ “Композитор”, 2006.