Интегрированный урок (развитие речи + музыка) по теме "Путешествие из города в деревню"

Разделы: Коррекционная педагогика


Задачи:

  • уточнить и закрепить знания детей о насекомых, домашних животных и птицах;
  • развивать устную диалогическую речь;
  • корригировать внимание, мышление, восприятие;
  • воспитывать положительные эмоции личности;
  • развивать певческие навыки.

Оборудование: экологический букварь, картинки насекомых, «зашумленные» картинки, разрезные картинки домашних животных и птиц, мяч, маски гусей, картинки цветов, картинки с силуэтным изображением животных.

Ход урока

1. Организационный момент

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие из города в деревню. На чем поедем?

Мы едем, едем, едем,
В далекие края,
Веселые соседи,
Хорошие друзья,
Тра-та-та (2 р.)
Мы везем с собой ……(дети называют свои имена)

2. Основной этап

– Вот мы и выехали из города. Что вы видите? (экологический букварь: трава, цветы, солнце, насекомые)

рис.1

– Как назвать их одним словом? (насекомые)

– Узнайте, какие насекомые спрятались на картинке? («зашумленная» картинка).

Дети называют: жук, бабочка, пчела.

– Ребята, встаньте те, у кого картинка с летающим насекомым, ползающим, прыгающим.

(Картинки вывешиваются на доску в три столбика)

– Кто скажет, кто из насекомых приносит пользу человеку? А кто жалит и кусает? (пользу человеку приносят пчелы, а комары, осы жалят и кусают)

– Ребята, давайте поиграем в игру «Один-пять» (игра с мячом)

Один комар – пять комаров
Один жук – пять ….
Один муравей – пять ….
Одна пчела – пять ….
Одна бабочка – пять …..

– Молодцы!

– Отгадайте загадку: 

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

Учитель музыки: Давайте споем песню «В траве сидел кузнечик»

(дети поют песню про кузнечика)

В траве сидел кузнечик (2 р.)
Совсем как огуречик,
Зелененький он был.
Но вот пришла лягушка,    
Прожорливое брюшко,  (2 р.)
И съела кузнеца.
Представьте себе (2 р.)
И съела кузнеца.

рис.2

– Ребята, а кто отгадает еще одну загадку.

Шевелились у цветка
Все 4 лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

– Обведите и раскрасьте бабочку.

– Вы знаете ребята, у меня в конверте лежит предложение, только слова все перепутались. Поможете составить?

Дети составляют предложение на доске из слов: села, цветок, на, бабочка.

– А чем питаются бабочки? (Бабочки питаются нектаром цветов).

– Давайте каждый из вас посадит свою бабочку на цветок. (На доске картинки цветов. Ребенок выходит к доске, прикрепляет бабочку к цветку и составляет предложение: «Бабочка села на …нарцисс.)

рис.3

– Какие красивые бабочки у вас получились!

– Поехали дальше?

Дети отвечают: Поехали!

– А вот и деревня! Давайте прочитаем как она называется.

Дети читают: «Антошкино».

– Что за название? Как вы думаете?

(Входит Антошка.)

– Здравствуйте ребята! Меня зовут Антошка, поэтому и деревня называется Антошкино.

Учитель музыки: Ребята, давайте поиграем вместе с Антошкой.

(Дети поют песню про Антошку и играют с ним под музыку)

рис.4

– Ребята, а какие животные живут в деревне? (Коровы, лошади, свиньи, козы, овцы и др.)

– Как назвать их одним словом? (Домашние животные)

– Я прочитаю стихи, а вы найдите отгадку среди силуэтных картинок.

УТКИ

Переваливаясь важно,
В воду прыгнули отважно
И, о чем-то говоря,
В речке плещутся:
– Кря-кря!

КОРОВА

Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она … в хлеву:
– Му-му!

КОНЬ

На скаку играя гривой,
Скачет быстро он, красиво.
Не догонишь, не догонишь.
Ишь как скачет:
– И-го- го!

КУРИЦА

Ищут зернышки подружки
С хохолками на макушке.
От крыльца недалеко
Раздается:
– Ко-ко-ко!

СВИНЬЯ

Пятачок умоет в луже
И торопится на ужин.
Отрубей я ей сварю,
Скажет  мне она:
– Хрю-хрю!

КОЗА

Колокольчиком звеня,
Убежала от меня.
Тает луг в вечерней тьме,
Где искать ее?
– Ме-ме!

ГУСЬ

Шея, словно знак вопроса.
Не найти длиннее носа.
Смотрит в поле на стога
И кричит он:
– Га-га!

– На какие две группы можно разделить эти картинки? (Птицы и животные)

рис.5

– Чем птицы отличаются от животных? (Птицы умеют летать, у них есть крылья, тело покрыто перьями)

– Давайте назовем их ласково: корова – коровка, …

– Отгадайте загадку.

Спит или купается,
Все не раздевается.
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (гусь)

Инсценировка песни «Два веселых гуся»

рис.6

– А сейчас, подойдите и выберите себе конверт с заданием.

Максим – конверт с красным кругом.

Женя – конверт с зеленым квадратом и т.д.

– Соберите разрезную картинку, назовите животное или птицу, как голос подает и кто детеныш.

(У меня лошадь. Она ржет. У лошади жеребенок.)

3. Итог.

– Пора ехать в город.

Мы едем, едем, едем,
В далекие края,
Веселые соседи,
Хорошие друзья.

– Вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествие?

– А что запомнилось больше всего?

Список литературы:

  1. Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы / Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – синтез, 2007.
  3. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: АРКТИ, 2004.