Факультативный курс "Полезные привычки"

Разделы: Начальная школа


Актуальность.

В настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения: многие программы не соответствуют требованиям гигиенического воспитания, не решают задач оздоровления недостаточность разработки методик высокий уровень заболевания учащихся.

Повышенное внимание к здоровьесберегающей педагогике связано с продолжающимся ухудшением состояния здоровья детей в РФ. Катастрофически молодеют наркомания, токсикомания и алкоголизм. Еще более печальная картина наблюдается у детей, находящихся в особо трудных условиях. Проблема обучения и воспитания тесно связана с вопросами охраны их здоровья, повышения их функциональных и адаптационных возможностей.

В настоящее время применяются разные модели оздоровления: рациональное составление учебного расписания; улучшение санитарно-гигиенических условий учебно-рекреационных помещений; увеличение объема занятий по физической культуре. Безусловно, все эти методы оздоровления, в той или иной степени, оказывают положительный эффект. Однако, только система последовательных действий, опирающаяся на нивелирование причин, вызывающих отклонения в состоянии здоровья школьников, может сформировать здоровый образ жизни и изменить тенденции. Большой объём знаний, которым должен овладеть учащийся, предъявляет высокие требования к его работоспособности, а следовательно, и к функционированию всего организма. С педагогической позиции работоспособность учащихся не всегда позволяет усвоить программу школы: дети проявляют вялость мышления, отсутствие внимания, утрату интереса к учебе, инертность поведения.

Оздоровительная программа должна базироваться на следующих принципах: медицинском, здоровьесберегающих технологиях, педагогическом. Медицинский принцип - это диагностика индивидуального уровня здоровья, функционирование резервов организма, определение группы здоровья для занятий физкультурой.

Принцип внедрения здоровьесберегающих технологий обучения предлагает внедрение таких методов преподавания, которые бы не нарушали функционирование возможностей организма ученика.

Педагогический принцип основан на том, что педагоги, являлись носителями культуры здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни как высшую ценность, как норму повседневной жизни, как предпосылку успешной учебы. Идея обучения "полезным привычкам" в школе в последнее время привлекает внимание все большего числа российских специалистов - ученых и практиков. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Забота о подрастающем поколении всегда была одной из важнейших задач государства. Однако ее реализация связана с рядом проблем, а именно:

  • обучение "полезным привычкам" не включено непосредственно в содержание образования. В связи с этим нет официальных, апробированных программ обучения.
  • пока нет возможности вставить такие занятия в учебный план, который и так весьма перегружен.

Цель программы:

  1. Систематизация знаний по здоровому образу жизни задачи решаемые в программе:
  2. Пропаганда здорового образа жизни
  3. Просвещение школьников в вопросах здоровья человека
  4. Формирование и выработка у школьников потребности в здоровом образе жизни
  5. Формирование умений оказать первую, доврачебную помощь
  6. Формирование умений принимать решения в экстремальных ситуациях

Пояснительная записка

Факультативный курс "Полезные привычки" разработан как дополнение к курсу "Окружающий мир" в начальной школе. Он призван решать следующие задачи: 1) расширение представлений о своём здоровье; 2) пропаганда здорового образа жизни; 3формирование и выработка у школьников потребности в здоровом образе жизни; 4) Формирование умений оказать первую, доврачебную помощь; 5) Формирование умений принимать решения в экстремальных ситуациях. Программа курса построена на принципах здорвьесберегающих образовательных технологий, направлена на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. Программа разработана для учащихся 2-4 классов и рассчитана 102 часа, по 34 часа (1 раз в неделю) в каждом классе.

В процессе изучения курса "Полезные привычки" осуществляется систематизация и расширение представлений детей о здоровом образе жизни, привычках, о биологической и социальной необходимости сохранения здоровья, о роли самого ребенка в сохранении здоровья, о взаимоотношениях в системе "человек-человек", "человек-общество".

Формирование здорового образа жизни происходит в несколько этапов: накопление знаний о здоровье, выработка мотиваций на адекватное поведение, которое трансформируется в гигиеническое поведение. Именно гигиеническое поведение является фундаментом здоровья.

Курс "Полезные привычки" представляют единую систему, состоящую из трех подсистем: "Азбука здоровья", "Маленькие хитрости", "Твой выбор".

Программа факультативного курса "Полезные привычки"

2 класс "Азбука здоровья" - 34 часа

Что нужно делать, чтобы быть здоровым (12 ч.)

Первоначальное понятие "что такое здоровье". Анализ самоощущений больного и здорового человека. Возможности деятельности больного и здорового. Режим дня и здоровье, его составляющие. Назначение каждой части режима дня. Сходство и различия режима дня в 1 и 2 классах. Режим дня в рабочие и выходные дни, в каникулярное время. Режим дня и самочувствие. Правила личной гигиены, их содержание, значение для охраны здоровья. Правила ухода за зубами: правила чистки зубов, массаж десен, недопустимость механических повреждений зубов. Закаливание организма как средство укрепления здоровья. Некоторые правила закаливания.

Здоровье - это красота (5 ч.)

Поддержание порядка и чистоты одежды, обуви, книг и др.Особенности одежды в зависимости от погоды и характера занятий. Уход за телом. Позанимался -отдохни. Спорт для здоровья. Виды отдыха. Сон как важнейший вид отдыха. Гигиена сна.

Здоровью надо помогать. (8 ч.)

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Здоровье и транспорт. Меры безопасности в домашних условиях (будь осторожен с огнем, электричеством, бытовыми приборами, острыми предметами.) Правила безопасного поведения на воде. Травмы, виды травм ( ушибы, ожоги, ранения и т.п.) Причины травм. Травмы и самоощущения.

Здоровье - это счастье (5 ч.)

Глаза, их значение в познании окружающего мира. Чтобы глаза не уставали. Уши, их значение в познании окружающего мира. Необходимость сохранения слуха. Осанка, и ее значение. Сохранение и укрепление осанки. Нервная система и органы чувств. Гигиена нервной системы и органов чувств.

Спеши делать добро (3 ч.)

Спешите - не спешить? Драться - не драться? Доброму все друзья. Я выбираю добро.

Итоговое занятие.

Азбука здоровья (1 час)

К концу 2 класс учащиеся должны знать: Что такое режим дня. Назначение каждой части режима дня. Режим дня в рабочее и каникулярное время. Правила личной гигиены. Закаливание как средство укрепления здоровья. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях. Правила поведения на воде. Причины травм. Как сохранить зрение, слух, нервную систему.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь: Составлять личный режим дня. Выполнять правила личной гигиены, закаливания. Различать виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города. Выполнять правила безопасного поведения на улицах и быту. Уметь следить за осанкой.

З класс "Маленькие хитрости" -34 часа.

Вкусы и увлечения (4 ч.)

Твои любимые занятия, игрушки, вид спорта, мультфильмы, сказки. Интересные дела, которыми занимаются взрослые.

Понятие о здоровье и образе жизни (6 ч.)

Понятия об образе жизни и его компонент. В чем заключается ответ человека за свое здоровье.

Что значит "здоровый образ жизни" и как научиться его вести. Что такое "культура здоровья" и как ее воспитать. Как проверить свое здоровье. Приемы оценки своего психофизического состояния по самочувствию, пульсу, работоспособности.

Золотые ключики к сердцам людей ( 4 ч.)

Навыки доброжелательного общения со сверстниками. Игровое взаимодействие. Эмпатия и эмоциональная чувствительность. Эмоциональные состояния.. Как улыбка помогла победить плохое настроение.

Реклама (3 ч.)

Потребитель, рекламный прием. Что пытается сказать реклама. Правда ли это? О чем умалчивает реклама?

Опасные и безопасные ситуации (8 ч)

Опасности на улице, дома, в школе. Опасные для детей ситуации. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает покататься на машине, пойти с ним, открыть дверь в отсутствии взрослых. Правила дорожного движения, поведение в осенние, весенние, зимнее, летнее время. Принятие решений в опасной ситуации.

Как черные братья решили мир завоевать (6 ч.)

Правда об алкоголе, табакокурении. Умей сказать "НЕТ!"

Кем не сможет стать раб черных братьев. Вред табачного дыма, пассивное курение. Алкоголь и наркомания - трудноизлечимые заболевания

Посеешь привычку - пожнешь характер. (2 ч.)

Полезные и вредные привычки. Как "вырастить" привычку.

Заключительное занятие по теме "Маленькие хитрости" (1 ч.)

К концу 3 класса учащиеся должны знать: Различать виды занятий. Дела, которыми можно заниматься в свободное время. Что такое образ жизни. Как научиться его вести. Как и где можно проверить свое здоровье. Навыки доброжелательного общения. Что такое эмпатия.

Потребитель, рекламный прием. Знать особенности сезонного изменения поведения на дорогах.

К концу 3 класса учащиеся должны уметь: Занимать себя в свободное время, вести здоровый образ жизни, уметь мерить себе и другим температуру, измерять пульс. Определить о чем умалчивает реклама. Принимать решения в опасных ситуациях. Уметь сказать нет вредным привычкам.

4 класс "Твой выбор" - 34 часа.

Как научиться учиться (6 ч.)

Понятие об умственной работе. Отчего зависит умственная работоспособность. Учебный труд как основной труд ребенка. Виды учебного труда и их значение. Гигиена учебного труда и здоровье ребенка. Учебный труд и самоощущения. Как тренировать память. Как правильно готовить домашнее задание.

Общение (10 ч.)

Зачем учиться общению. Учусь находить новых друзей и интересные занятия. Рядом с нами всегда интересные люди. Экскурсии в центр развития творчества. О чем говорят выразительные движения. Позы, жесты, мимика. Общение с помощью слов и без них. Учусь понимать людей .Учусь прислушиваться к словам, чувства, настроение по выразительным движением. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости ( дома, в школе, на улице). Культура поведения в общественных местах ( в магазине, кинотеатре, транспорте).

Закаливание и профилактика простуды (Зч.)

Основные причины простудных и инфекционных заболеваний. Меры предупреждения. Проведение при простуде и других заболеваниях. Средства и принципы закаливания. Если дома кто-то болен.

Профилактика вредных привычек (3 ч.)

Мотивы употребления ПАВ. Почему они опасны. СПИД. ВИЧ. Болезни цивилизаций. Условия наших предков и современных людей.

Действие в Ч С (6 ч.)

Ч.С : виды и причины. Как предупредить Ч.С. Поведение человека Ч.С. Как оказать срочную доврачебную помощь. Влияние экологической обстановки в природе на здоровье в целом и отдельные органы организма человека.

Двигательная активность (4 ч.)

Роль двигательной активности в обеспечении развития человека. Место физкультуры в режиме дня. Виды физического труда. Физический труд и самоощущения. Занятия спортом - за и против.

Заключительное занятие по теме "Твой выбор" (2 ч).

К концу 4 класса учащиеся должны знать: Что такое умственная работа. Виды учебного труда; значение этого труда. Приемы общения. Правила вежливости. Основные причины простуды, информация о заболеваниях. Принципы заболевания. Опасности употребление ПАВ. Чрезвычайные ситуации их виды и причины, методы предупреждения чрезвычайных ситуаций. Влияние экологии на здоровье. Виды физического труда и их значения.

К концу 4 класса учащиеся должны уметь: Правильно готовить домашнее задание. Соблюдать гигиену учебного труда. Уметь определять настроение человека по позам, жестам, мимики. Использовать культуру поведения. Проводить простые процедуры закаливания. Оказать срочную доврачебную помощь.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

2 класс "Азбука здоровья" (1 час в неделю)

Распределение программного материала в учебных часах на учебный год

Разделы и темы Значение показателей
Авторизованная программа Календарно-тематическое планирование
Наличие тем 6 6
Количество часов 34 34
Объём часов на прохождение каждой темы
Тема 1. Что нужно делать, чтобы быть здоровым 12 12
Тема2. Здоровье - это красота 5 5
Тема 3 Здоровью надо помогать 8 8
Тема 4 Здоровье - это счастье 5 5
Тема 5. Спешите делать добро 3 3
Тема 6. Итоговое повторение "Азбука здоровья" 1 1

3 класс "Маленькие хитрости" (1 час в неделю)

Разделы и темы Значение показателей
Авторизованная программа Календарно-тематическое планирование
Наличие тем 8 8
Количество часов 34 34
Объём часов на прохождение каждой темы
Тема 1. Вкусы и увлечения 4 4
Тема2. Понятие о здоровье и образе жизни 6 6
Тема 3 Золотые ключики к сердцам людей 4 4
Тема 4 Реклама 3 3
Тема 5. Опасные и безопасные ситуации 8 8
Тема 6. Как черные братья решили мир завоевать 6 6
Тема7 Посеешь привычку-пожнешь характер 2 2
Тема8 Заключительное занятие по теме "Маленькие хитрости" 1 1

4 класс "Твой выбор" (1 час в неделю)

Разделы и темы Значение показателей
Авторизованная программа Календарно-тематическое планирование
Наличие тем 7 7
Количество часов 34 34
Объём часов на прохождение каждой темы
Тема 1. Как научиться учиться 6 6
Тема2. Общение 10 10
Тема 3 Закаливание и профилактика простуды 3 3
Тема 4 Профилактика вредных привычек 3 3
Тема 5. Действие в ЧС 6 6
Тема 6. Двигательная активность 4 4
Тема7 Заключительное занятие по теме "Твой выбор" 2 2

Литература.

  • Анасталова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 1-2 классов/ Л.П.Анасталова, П.В.ижевский, Н.В.Иванова. - 2-е изд.-М.: Посвящение, 2005
  • Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 80 с.
  • Безруких М.И., Сонькин В.Д., Фарбер Д.О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.
  • Гречаная Т.Б., Л. Иванова, Л.С. Колесова учебное пособие для начальной школы "Полезные привычки"
  • Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
  • Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков-М., Медицина, 1980,
  • Долецкий С.Я. Берегите детей (О предупреждении детского травматизма). М., Медицина, 1978
  • Корстелев Н.Б. "Воспитание здорового школьника" М. 1986 г
  • Хейфец М.А. "Валеология"
  • Чепурных Е.Е. "Обучение жизненоважным навыкам" С.-Петербург 2002 г.