Урок-презентация "Русь и Орда в XIII–XIV вв."

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Ключевые слова: 6 класс, История России


Цели и задачи урока:

Образовательная - раскрыть отношения Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв. Определить роль Галицко-Волынского князя Даниила в восстановлении военных сил Руси, в целях неподчинения Руси Золотой Орде.

Воспитательная – уяснение школьниками тяжёлого, бедственного положения народов Руси, тяжёлые формы повинностей, зависимость русских князей от ордынских ханов, экономическое отставание Руси от стран Западной Европы, политическая зависимость от Золотой Орды.

Развития- мышления, развитие монологической речи, памяти.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, видеодиски: “Чингисхан”, “История государства Российского X-XIV вв.”, “Энциклопедия истории России”), карточки с датами и историческими событиями карта “Нашествие иноземных завоевателей на Русь в XIII-XIV вв.”

Литература

  • Учебник по истории авторы: Данилов А.А. Косулина Л.Г. “История России с древнейших времён до конца XVI века”. М. 2010 г.
  • Хрестоматия “История России с древнейших времён до XVI в.”. Москва. 2008.
  • История России под ред. В.В. Керова. Москва. 2004.
  • Энциклопедия по истории России. Москва. 2008.
  • История Отечества ч.1 под ред. Б.Г. Якеменко Москва. 2007.
  • 6 класс Зверева Л.И. и Тувельман А.Е . “Мир и Росссия в средние века”.
  • Краткие конспекты уроков для учителя истории 6 класс). Москва. 2003.
  • Симонова Е.В. Методическре пособие к учебнику А.А. Данилова и Л.Г.Косулиной “История государства и народов России” учебнику 6 класс. Москва. 2004.
  • Серов Б.Н. Соловьёв К.А. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XVI века. Москва. 2006.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

Вся презентация состоит из 16 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы, ведётся запись в тетрадь.

На доске выписать термины: Улус, Баскак, Пайдза, Ярлык, Золотая Орда, Курултай, Каракорум, Сарай-Бату.

Ход урока

I. Беседа-опрос пройденного материала.

Слайд 1

Использование электронной карты на уроке. Слайд 2

Предпосылки завоеваний монголо-татар. Чингисхан. Слайд 3

Вопросы учащимся:

Определите военное преобладание монголов, усиление войска, порабощение соседних народов. Формирование у монголов империи Чингизидов? Основная задача монголов - завоевание мирового господства.

В задачу урока входит повторение хронологии нашествия монголо-татар на Русь.

Ответы учащихся, работа с доской. Даты

Используя карту, расскажите о первом и втором походах монголо-татар на Русь?

Хан Батый-внук Чингисхана. Устное сообщение учащихся. (Доклад, реферат)

Ордынское владычество началось с нашествия Батыя в 1237 году. Разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, битва на реке Сити 4 марта 1238 г. - попытки похода на Новгород. Слайд 4

Второй поход – 1239 год. Монголы обрушились на Южную, а затем и Юго-Западную Русь, 1240 год - взятие монголами города Киева.

Дать характеристику первого и второго походов хана Батыя.

Раскрыть систему Ордынского господства.

Выяснить причины поражения Руси.

Ответы учащихся:

  1. Раздробленность Руси;
  2. Превосходство монголов в численном соотношении;
  3. Неподготовленность русских войск вести военные действия.

Ордынское владычество на Руси. Образование столицы Золотой Орды-города Сарай. Слайд 5

В каком году образовалась Золотая Орда? Географическое положение. 1243 год - образование Золотой Орды. Земли волжских булгар, половецкие степи, Крым, Приуралье, западная Сибирь, Хорезм. (Карта)

Столица - город Сарай (дворец), основан Батыем в 1250 году, недалеко от современной Астрахани.

В начале XIV века ислам был признан государственной религией Золотой Орды.

Значение Ярлыка - особой ханской грамоты, дающей право на княжение русским князьям, в развитии отношений между Золотой Ордой и Русью.

Повинности населения. Слайд 6

Кто такие баскаки? Баскаки - представители ордынского хана на Руси, которые осуществляли контроль за действиями князей, ведали сбором дани.

Высказывание итальянского путешественника Плано Карпини: “И всякий, кто не даст этого( шкуры медведя, бобра, шкурки соболя, хорька, чёрной лисицы), - должен быть отведён татарам и обращён в раба”.

Самостоятельное объяснение учащимися прочитанного документального материала.

II. Объяснение нового материала.

План работы.

1. Борьба русского народа против ордынского владычества.

2. Князь Галицко-Волынский - Даниил. (Просмотр видеофрагмента из Интернета) http://www.youtube.com/watch?v=cn3NBgsyqZ0&feature=PlayList&p=E70B9CC8236A5DF4&playnext=1&playnext_from=PL&index=14

3. Александр Ярославич Невский - Великий князь Владимирский и всея Руси.

4. Последствия ордынского владычества на Руси.

5. Историческое значение борьбы русского народа против иноземных завоевателей. (Использование Карты “Золотая Орда”)

Учитель: Власть над Русью Орда поддерживала с помощью постоянного террора. В русских княжествах, городах расположились ордынские отряды во главе с баскаками - представителями хана, задачей которых было поддерживать порядок, послушание князей и их подданных, главное же - наблюдать за исправным сбором и поступлением в Орду дани с Руси, того "ордынского выхода" , о котором с горечью и болью упоминают летописи и сказания. Слайд 7.

С жителей брали не только дань, но и другие налоги: поплужное (подать с плуга), ям (сбор для поддержания ямской гоньбы - почтовой службы), "корм", собирали подводы, воинов, ремесленников. По всей Руси начинаются восстания народа. В 1262 г. восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Устюга Великого. В этих условиях перед великокняжеской властью встала альтернатива: либо монголо-татары разорят Русь вновь, либо подавление восстаний должны взять на себя русские князья. Городские восстания имели важные последствия. Народные выступления привели к изгнанию сборщиков дани, присылаемых из Орды. Постепенно сбор ордынского выхода начал переходить к русским князьям, что увеличивало самостоятельность Руси.

Учащимся предлагается определить причины восстаний и показать города на карте, где происходили восстания.

Учитель: Следующая серия городских восстаний (1289 г., 1320 г. в Ростове, 1327 год в Твери) привела к изгнанию из русских княжеств ханских баскаков. Стремление освободиться от ига присуще было как простым людям, так и князьям, организовывавшим эту борьбу.

Галицко-Волынский князь Даниил в 1245-1246 гг. был вынужден поехать в Орду, к ханскому двору в Сарай, признать зависимость от Золотой Орды, чтобы сохранить государство. Хотя его приняли там довольно милостиво, но перенесённые унижения заставили

южнорусского летописца заключить рассказ свой словами: “О злее зла честь татарская”. Хорошие отношения с татарами принесли, однако, пользу Даниилу: король Венгрии - Бела согласился на брак своей дочери с сыном Даниила — Львом в 1247 году; эта родственная связь повела к тому, что Даниил принял участие в борьбе венгерского короля с чешским из-за австрийского наследства (походы 1248 и 1253 годов), причём сын его Роман женился на наследнице австрийского герцогства в 1252 году и заявил свои притязания на эту область. Слайд 8, Слайд 9

Политика союза с Ордой была неизбежна для XIIIв. Русь могла отстоять свою самобытность, свою веру лишь при доброжелательном отношении хана и при невмешательстве западных государств.

Учащиеся отвечают на вопрос: Что можно сказать о контактах Руси и стран Европы в рассматриваемый период?

Учитель: После насильственной смерти своего отца князь Александр был вызван в 1252 году к хану Батыю в Сарай - столицу Золотой Орды, где получил ярлык на Владимирское княжение. Он становится приемным сыном Батыя. Александр сознательно идет на сближение с Ордой, так как на тот момент на Руси еще не было той мощной и организованной силы, которая смогла бы противостоять монголам. Александр Невский боролся с оружием в руках там, где можно было победить, там, где победа была реальна. Одержать победу над Ордой на тот момент было невозможно. Князь Александр вынужденно искал другие средства борьбы. Он пытался подружиться с неприятелем, чтобы ослабить невзгоды подчиненного и зависимого положения. В 1252 году Александр Невский получил золотой ярлык на Великое Владимирское княжение. Александр Невский по праву считается русской православной Церковью святым хранителем нашего Отечества. В "Житиях" Александра Невского есть слова, выражающие христианскую идею его героической жизни: "Тако бо Бог прослави угодника своего, яко много тружеся за землю русскую, и за Новгород, и за Псков, и за всю землю русскую, живот свой, полагая за православное христианство". Великий князь Александр Невский был канонизирован Церковью в XVI веке. Александр Невский. Слайд 10

Работа в тетради

Последствия ордынского владычества: Слайды 11–14

Политические
Слайд 11
Экономические
Слайд 12
Социальные
Слайд 13
Культурные
Слайд 14
Процесс деления русских земель на северо-востоке Разрушены десятки городов, прекратилось каменное строительство Многие русские люди оказались в ордынской неволе Погибли и расхищены материальные и художественные ценности, сгорели княжеские библиотеки, множество икон
формирование на Руси абсолютной, деспотической власти Замедление роста ремесла, сельского хозяйства,

повышение роли охоты в ущерб земледелию

Рабское положение женщин и детей, продажа их на невольничьих рынках Заимствование восточного варианта варварства
Усиление усобиц между князьями за ярлык, уменьшение роли Веча Изменение роли товарно-денежных отношений, застойное состояние собственности Карающая структура не общества, а государства Заимствование лингвистических особенностей языка
Ценность власти стала выше, чем ценность права Появление государственного феодализма, ограничение развития частной собственности Обязанности по отношению к монголо-татарам исполнялись независимо от того, давало ли это какие-нибудь права местным жителям Общий уровень падения культуры местного населения, застой творчества
Привитие на Руси патриархальных норм общества Экономическое отставание Руси от стран Европы на 50-100 лет Демографический спад в обществе Церковь оставалась единственным общенациональным общественным институтом

III. Итоги.

Исходя из современного уровня знаний об экономическом, социальном, политическом, культурном развитии русских земель XIII–XIV вв., а также характере русско-ордынских отношений, можно говорить о последствиях иноземного вторжения. Воздействие на сферу экономики выражалось, во-первых, в непосредственном разорении территорий во время ордынских походов и набегов, которые были особенно частыми во второй половине XIII в. Наиболее тяжелый удар был нанесен по городам. Во-вторых, завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств в виде ордынского "выхода" и других поборов, что обескровливало страну.

Орда стремилась активно воздействовать на политическую жизнь Руси. Усилия завоевателей были направлены на то, чтобы воспрепятствовать консолидации русских земель путем противопоставления одних княжеств, другим и их взаимного ослабления. Иногда ханы шли в этих целях на изменение территориально-политической структуры Руси: по инициативе Орды формировались новые княжества (Нижегородское) или делились территории старых (Владимирское княжество).

Последствием нашествия XIII в. стало усиление обособленности русских земель, ослабление южных и западных княжеств. В результате они были включены в состав возникшего в XIII в. раннефеодального государства - Великого княжества Литовского: Полоцкое и Турово-Пинское княжества - к началу XIV в., Волынское - в середине XIV в., Киевское и Черниговское - в 60-е годы XIV в., Смоленское - в начале XV в.

Русская государственность (под сюзеренитетом Орды) сохранилась в результате только в Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальская земля), в Новгородской, Муромской и Рязанской землях. Именно Северо-Восточная Русь примерно со второй половины XIV в. стала ядром формирования Русского государства. В это же время окончательно определилась судьба западных и южных земель.

Таким образом, в XIV в. перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества-земли, управляемые разными ветвями княжеского рода Рюриковичей, внутри которых существовали более мелкие вассальные княжества. Исчезновение этой политической структуры знаменовало собой и последующий распад сложившейся в IX-Х вв. древнерусской народности - предка трех ныне существующих восточнославянских народов. На территориях Северо-Восточной и Северо-Западной Руси начинает постепенно складываться русская (великорусская) народность, на землях же, вошедших в состав Литвы и Польши, - украинская и белорусская народности.

Помимо этих "зримых" последствий завоевания в социально-экономической и политической сферах древнерусского общества можно проследить и значительные структурные изменения.

В домонгольский период феодальные отношения на Руси развивались по схеме, свойственной всем европейским странам: от преобладания государственных форм феодализма на раннем этапе к постепенному усилению вотчинных форм, правда, более медленному, чем в Западной Европе. После нашествия этот процесс замедляется, происходит консервация государственных форм эксплуатации. Во многом это было связано с необходимостью изыскания средств для выплаты "выхода".

На Руси в XIV в. преобладали государственно-феодальные формы, отношения личной зависимости крестьян от феодалов находились на этапе формирования, города оставались в подчиненном положении по отношению к князьям и боярам. Таким образом, достаточные социально-экономические предпосылки для складывания единого государства на Руси отсутствовали. Поэтому ведущую роль в формировании русского государства играл политический ("внешний") фактор - необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому. В силу этой необходимости широкие слои населения - и господствующий класс, и горожане, и крестьянство - были заинтересованы в централизации.

Национально-государственная, культурная, духовная, религиозная самобытность русского народа, несмотря на сокрушительные бедствия, охватившие страну, были сохранены. Это стало основой для будущего возрождения государства.

IV. Контроль знаний. Тестовые задания. Слайд 16

V. Домашнее задание. Слайд 17

Учебник §14.

Творческая работа: “Каковы экономические последствия ордынского владычества?”.

Задание в рабочей тетради:

Контурная карта № 4.11 Золотая Орда.

Задание № 4.17 (Найти выход из лабиринта)