Логопедическое занятие как урок-тренинг с использованием компьютера

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Введение

1.1 Актуальность и проблематичность выбранной темы. Актуальность и проблематичность выбранной темы состоит в том, что современный учитель не стоит на месте, так же, как и не стоит на месте наша страна, которая широкими темпами развивается, становится более современной и цивилизованной. Отсюда цели и задачи исследований и полученных результатов по теме, прямо взаимосвязаны и отражают актуальные потребности обучения детей с нарушениями слуха на современном этапе.

А именно:

- совершенствование методов и приемов обучения речи и произношению детей с нарушениями слуха.

- использование современных технологий с целью активизации учебного процесса.

- использования инновационных технологических средств с целью оптимизации учебного процесса.

- расширение словарного запаса учащихся

- совершенствование навыков самостоятельной работы.

- развитие познавательного интереса к занятиям.

- развитие навыков самоконтроля и самовыражения.

- расширения понятий об окружающем мире.

- улучшение качества произносительной стороны речи.

Сейчас невозможно представить учителя работающего с детьми и не использующего современные методы обучения. Разумеется, никто и ничто не сможет заменить самого учителя в классе, его роль неоспоримо важна и не исключается никоим образом из учебного процесса.

Но, поскольку, наука шагает вперёд, а дети наши рождаются и живут в условиях, где в доме и в школе уже есть и компьютер, и много других технических средств для его развития, то учитель просто не должен отставать от своих учеников, и быть компетентным в использовании современных технических средств обучения. Я с удовольствием освоила и продолжаю осваивать возможности компьютера, которые у него весьма широкие и разнообразные. Прежде всего, это различные материалы по развитию слухового восприятия, так как я работаю в школе, где обучаются дети с недостатками слуховой функции. Это предложения, фразы, которые я использую на индивидуальных занятиях, таблицы для уголка по технике речи в классах, при подготовке урока для проведения мастер - класса я так же широко использовала возможности Интернета, так как только там смогла найти необходимый для подготовки урока материал иллюстративного характера. Благодаря возможностям Интернета я ежегодно принимаю участие в Фестивале педагогических идей “Открытый Урок” с 2007-2008 учебного года. Мои работы, которые я отправила на Фестиваль опубликованы на сайте Фестиваля в Интернете (www.urok.1sept.ru), и любой учитель нашей страны сможет с ними ознакомиться. Как участник Фестиваля я получила Диплом и Сертификат участия в фестивале с печатными материалом и дисками, где отражены тезисы работ всех участников фестиваля этого года в том числе и мои. Любой педагог, работающий творчески, которому есть чем поделить со своими коллегами, может принять в нём участие, послав разработки свои уроков, доклады на актуальные темы современной педагогики и современного уровня преподавания.

Практические возможности предлагаемой методики

2.1. Вариативность творческих идей.

С помощью использования возможностей компьютера, я составила специальный практический материал для развития навыков чтения и мышления, состоящий из 50 текстов разной степени сложности,, с разработанной методикой работы с текстом на индивидуальный занятиях. Данный материал был опубликован в методическом и практическом журнале “Воспитание и обучение детей с нарушениями развития” №6 за 2008 год г. Москва. Предложенная методика данного исследовательского проекта позволила мне повысить качество чтения учащихся до 89%, если учесть, что дети данной категории отличаются весьма стойкими дефектами произношения и трудностью в подвижности артикуляционного аппарата. Кроме того учащиеся благодаря данной методике могут как бы погружаться в лексическое содержание текста. Такой процесс я назвала процессом “иммерсии”. (Приложение 2) Такое погружение в текст позволяет развивать мышление учащихся, способствует расширению словарно запаса, активизирует процесс практического овладения чтением, развивает артикуляционный аппарат, развивает память и произносительные навыки учащихся. Дальнейшая работа по развитию слухового восприятия совершенствует и активизирует слуховой потенциал ребенка, способного после различных упражнений, предлагаемых к работе с текстом, значительно легче распознавать предлагаемый речевой материал на слух.. Поэтому, мне пришла идея создать свои уроки - тренинги по произношению и развитию слухового восприятия с использованием компьютера, собрав в такие уроки как можно больше разнообразного материала с тем, чтобы этот урок давал бы более широкое представление детям об окружающем мире.

Такой урок содержит большой иллюстративный материал, материал для проведения фонетических зарядок, есть тексты и вопросы к текстам, есть практические занятия по теме урока и практические задания, есть материал для слухового восприятия, открываются большие возможности для работы над словарным запасом учащихся. Такой урок можно проводить в самых разнообразных формах под руководством учителя, можно работать с отдельными слайдами, остановить в нужном месте показ слайдов на компьютере и поработать над предлагаемым иллюстративным материалом или над вопросами, а можно дать детям для самостоятельной работы над темой, как материал для обобщения понятий или, как материал для повторения. Этот урок можно показывать на компьютере много раз, пока ребёнок не запомнит или, пока он не усвоит материал, так как общий показ длится 5-10 минут. (Имеется ввиду логопедическое занятие. Показ слайдов на общеобразовательном уроке может длиться дольше, в зависимости от объема учебного материала, который использует учитель для работы над той или иной темой). Такой урок идет с музыкальным сопровождением. Урок, где учитель объясняет новый материал и дает свои комментарии, идет без музыкально оформления. Можно записать комментарии учителя на звуковую дорожку и урок будет идти с речевой подтекстовкой. (В случае, когда дети работают над развитием слухового восприятия и отрабатывают произношение слов, фраз, предложений). В конце урока или по ходу урока даются вопросы и задания, которые ученик выполняет, либо под руководством учителя, либо самостоятельно.

Я объединила эти уроки под общей темой: “По странам и континентам с друзьями звуками”. Для каждой темы есть свой раздел, например, “Путешествие в Африку” и подраздел, например: “Животный мир Африки”- более узкая тема, или “Растительный и животный мир российских лесов”, обязательно подбирается материал на тренировку в произношении определённого звука речи. Возможности открываются колоссальные, и заниматься составлением таких уроков, имея хорошую программу одно удовольствие. Я использовала для составления таких уроков программу PINACLE, можно использовать программу POWERPOINT. В нижеприведённых таблицах отражаются возможности урока-тренинга, составленного на компьютере. Значительно повышается работоспособность учащихся на занятиях, появляется интерес и желание к занятиям.

2.2 Схема построения урока-тренинга. Задачи и возможности.

Схема

3. Методика работы с текстом на индивидуальных занятиях с использованием компьютерных технологий.

3.1 Актуальность выбранной темы и её возможности. Технология.

Выбор предлагаемой темы очевиден и неоспорим ввиду её актуальности и безусловно практической направленности. Использование компьютера позволило мне разработать материал по теме “Развитие звуковой стороны речи при работе с текстом на индивидуальных занятиях”, поскольку только компьютер позволяет собрать и систематизировать наглядный и дидактический материал, который нужен для использования на индивидуальных занятиях. Останавливаясь более подробно на данной теме, и выбор предлагаемой методики, следует заметить, что значительную трудность при развитии речи учащихся и закрепления навыков правильного произношения представляет работа с текстом.

Содержание теста является основой для последующей организации диалога учителя с учеником. На занятиях дети учатся слушать, думать действовать говорить. Важно, чтобы учитель добивался ответной реакции ученика. Выслушав поручение учителя, учащийся должен выполнить его, восприняв вопрос – ответить и т.д.

В учебную программу по развитию произношения включен примерный речевой материал, состоящий из текстов описательно-повествовательного характера, тестов-диалогов, сказок, загадок, фраз-вопросов, фраз-поручений и других заданий. Этот материал, отвечая задачам развития общения с помощью устной речи, органической частью входит в содержание учебного процесса. Содержание речевого материала при работе с текстом позволяет использовать на индивидуальных занятиях разнообразные задания: аппликацию, подбор и систематизацию картинок, схематическую зарисовку, конструирование, инсценировку, работу со схемой, слуховой диктант, выполнение грамматических заданий, отгадывание загадок, прослушивание музыки и т.д.

При планировании занятий важно учитывать индивидуальные особенности учащихся: для одних детей предлагаемый материал может быть расширен, для других – сокращен. В сокращаемых темах целесообразно оставлять наиболее актуальные для обобщения фразы, словосочетания слова. При этом учитель должен предлагать новый материал только после того, как ученик достаточно хорошо усвоил предыдущий.

Основные требования при подготовке к работе с текстом заключаются в следующем.

- Тексты должны быть напечатаны (или написаны) на карточках крупным шрифтом.

- Задания к текстам должны быть оформлены на отдельных карточках. Необходимо иметь отдельные карточки со словами: найди, покажи, назови, ответь на вопросы т.д.

- Предварительно проводится работа над пониманием содержания текста, отдельных словосочетаний, слов.

- Необходимо продумать специальные упражнения, направленные на употребление и усвоение речевого материала текста в предложениях или словосочетаниях.

Они могут быть ориентированы на работу, как по усвоению определенной лексики, так и конкретной грамматической категории.

- Один и тот же текст можно использовать в разных классах, добавляя задания, новые предложения или, наоборот, исключая те, которые трудны для понимания, учитывая индивидуальный подход в обучении.

В тех случаях, когда ребенок затрудняется в восприятии текста, следует провести несколько дополнительных занятий. В процессе работы необходимо добиться практического овладения материалом текста и использования его учащимися в самостоятельных высказываниях.

Таким образом, предлагаемая методика работы над текстом на индивидуальных занятиях, позволяет значительно повысить качество понимания прочитанного, улучшить произношение учащегося, выразительность речи.

3.2. Содержание, цели и задачи уроков-тренингов.

Возможности использования компьютера далеко на этом не исчерпываются. Благодаря использованию компьютера в своей деятельности я разработала, как было сказано выше специальные уроки-тренинга под общей темой “По странам и континентам с друзьями звуками”, куда вошли разработанные уроки-тренинги: “Африка” (2 части), “Австралия”

(2 части”, “Леса России” (2 части). (См. приложение 1. Презентация). Название данного курса уроков - тренингов подчеркивает ориентацию учебного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые окружают человека. Интегративный предмет предполагает постановку перед учащимися множество вопросов, побуждающих к самостоятельному поиску ответов, дающих детям возможность ощутить себя первооткрывателями. Этот предмет знакомит школьников с вероятностными подходами, формирует вариативное мышление.

Цели и задачи урока.

1. Расширение общего кругозора об окружающем мире.

2. Показать разнообразие растительного мира.

3. Расширить понятия учащихся о разнообразии стран и народов мира.

4. Воспитывать чувство прекрасного и удивительного состояния души.

5. Коррекция произношения звуков.

6. Развитие слухового восприятия.

7. Развитие логического мышления, памяти, внимания.

8. Обучение погружению в учебный материал и умению пользоваться научной информацией.

9. Воспитание чувства любви к народам других национальностей, родному языку и речи.

10. Развитие ритмико-интонационной структуры речи и произношения.

11. Развитие умений выделения главного и существенного из всего разнообразия учебного материала.

12. Развитие умений самостоятельной обработки научного материала.

13. Развитие умений вести диалогическую и монологическую речь.

14. Развитие умений пользоваться самостоятельно материалом урока на компьютере.

Методические задачи:

1. Научить школьников глубже воспринимать окружающий мир.
2. Научить чувству восприятия прекрасного и удивительного, расширить кругозор.
3. Составление сравнительных характеристик описательного характера.
4. Работа с терминологией и расширение словарного запаса.
5. Развитее речи и произношения.

Дидактические задачи:

1. Развитие логического мышления.
2. Этот проект знакомит школьников с вероятностными подходами, формирует вариативное мышление.
3. Позволяет осуществить переход от владения формальной логикой к умению оценивать и отбирать варианты.

Деятельностьучащихся:

1. Самостоятельная работа над проговариванием предлагаемого речевого материала.
2.Самостоятельное описание и называние картинок с изображением растительного и животного мира (Австралии, Африки и т.д.)
3. Самостоятельные ответы на предлагаемые вопросы по учебному материалу.
4. Самостоятельная деятельность учащихся по составлению диалогов и монологов, описывающих растительный и животный мир, например, Австралии.

Учебные темы программы:

1. Австралия. Звуки Р, С.
2. Растительный и животный мир Австралии. (1 часть)
3. Растительный и животный мир Австралии. (2 часть)
4. По России. Растительный и животный мир лесов России. Звуки Р, С, Ш.
5. Растительный и животный мир Африки. (2 части)
6. Северная Америка. Звуки. С, З, Ц, Ж.
7. Южная Америка. Растительный мир. Звуки: С, З, Х.
8. Южная Америка. Животный мир. Звуки: С, Ш.

Темы самостоятельных работ учащихся.

1. Самостоятельная работа с учебным материалом, документами, другими источниками.
2. Анализ материалов урока, составление собственных высказываний по теме и выражение собственного мнения о полученных знаниях и умениях.
3. Самостоятельный тренинг тематического словаря.

Сравнительная диаграмма этапов урока-тренинга

4. Вывод.

Данная система Уроков-тренингов составленная и разработанная с помощью использования компьютерных технологий ,позволяет улучшить качество усвоения учебного материала, на каждом этапе урока повышая компетентность ученика по тому или иному вопросу темы до 98 %.

В систему уроков – тренингов, разработанных на компьютере, для использования на индивидуальных занятиях вошли также уроки-тренинги:

- сказка-игра “Овощи”;

- сказка-игра “Фрукты”;

- сказка-игра “ Мышки”. Тема “ мебель”. (См. приложение 3)

- сборник текстов – стихов “ Хитрый кот”. (Авторский сборник)

куда вошли тексты – стихи, способствующие активизации мыслительной деятельности ребенка. Тексты составлены таким образом, что каждое предложение можно продемонстрировать в действии или подобрать соответствующую картинку. Ребенок получает возможность участвовать в событиях, происходящих в небольших по объему текстах, становится действующим лицом. Всё это побуждает его дать соответствующую оценку действиям того или иного героя. Для этого к текстам подобраны вопросы.

Кроме того, каждому ребенку предоставляется возможность самому принять участие в творческом процессе составления таких текстов. На таких текстах очень хорошо работать над развитием речи и произношением, развивать логическое и абстрактное мышление. Главное – это творческое содружество родителей, и детей, логопеда и учителя. Систему уроков-тренингов составил также:

- Словарно-иллюстративный эстуарий “Всё обо всем”.

Темы

  1. В умывальне.
  2. Дикие животные.
  3. Домашние животные.
  4. Мебель.
  5. Продукты.
  6. Семья.
  7. Игрушки.
  8. Школьные принадлежности.
  9. Времена года.
  10. Одежда.
  11. Обувь.

Словарно-иллюстративный эстуарий “Всё обо всём” - это специальный подбор речевого и наглядно материала по соответствующей теме в виде фильма-слайда или иначе “Урока-тренинга”, позволяющий ознакомить учащихся со словарем данной тематики, отработать предлагаемый речевой материал путем не только просмотра красочных картинок, но и их последующее угадывание и называние в соответствующих заданиях. Отвечая на вопросы, учащиеся смогут проверить правильность усвоения лексики той или иной темы. Материал подобран с учетом специфики обучения детей с недостатками слуховой функции, специально отобран для данной категории детей. Может с успехом использоваться и в детских садах воспитателями и логопедами начальных классов массовой школы. В задачи входит: расширение и усвоение словарного запаса, развитие мышления и памяти, расширение общего кругозора, развитие речи и произношения, развитие навыков самоконтроля и самостоятельной работы учащихся над речевым материалом.

Результаты исследований по практическому применению и составленного с помощью использования компьютера материала по данной теме, говорят о высокой результативности индивидуальных занятий. Эффективность занятий за последние 5 лет возросла на 30% и составила в общем результате 98%. Значительно повысился интерес учащихся к индивидуальным занятиям с использованием компьютерных технологий. Повысилось качество произносительной стороны речи, расширился кругозор учащихся и словарный запас. Полнота решения поставленных задач и целей, которые ставит учитель, полностью соответствует удовлетворению получаемых результатов. Творческий процесс по данной теме имеет неограниченные и неисчерпаемые возможности, как для учителя, так и для учащегося проявить себя в полной мере творчески в практической деятельности. Ставит новые проблемные задачи и цели, ведущие к дальнейшему совершенствованию учебного процесса, способствующего полноте получаемых умений и навыков в развитии речи, произношении учащихся, их общему интеллектуальному развитию.

Список использованных источников:

1. “Воспитание и обучение детей с нарушениями развития”, Методический и практический журнал, № 6/2008, год, г. Москва.

2. “Школьный логопед”, №4(7) 2005 год, г. Москва, Издательство “ Деловой мир”.

3. “Воспитание в современной России: проблемы и достижения”, (Часть 2), г. Пятигорск, 2008 год, Материалы научно-практической конференции, Сборник.

4. “Вопросы воспитания: теория и практика” (Выпуск 18). Материалы для учителей, преподавателей ВУЗов, студентов. г. Пятигорск. 2009 год.

5. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборник тезисов. Книга 2. 2008–2009 гг. Москва, “Первое сентября”.

6. “Детский годекан Малыш”. №7/2007, №3/2007, №4/2008, № 3/2008, Издательский дом “Эпоха”, г. Махачкала, РД.

7. Хитрый кот. Тексты-стихи в картинках, 2009, ИД “Озарение”.