Скорректированная образовательная программа по литературе для 8–11-х классов на основе УМК под ред. В.Я.Коровиной

Разделы: Литература


В рамках образовательных стандартов второго поколения (См. “Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2009.) сформулирован государственный заказ для всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

России нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать решения, отличающиеся мобильностью, способностью к сотрудничеству, обладающие чувством долга и ответственности за свою судьбу и судьбу страны.

Эти необходимые качества человека и гражданина могут формироваться в Военно-космическом кадетском корпусе не только на специальных предметных блоках, но и на занятиях гуманитарного цикла. Особое место в осуществлении этой задачи принадлежит урокам литературы и истории.

Новый образовательный стандарт выделяет три основные части в предметных образовательных областях:

Инвариантная, в которой перечислено обязательное учебное содержание. В нашем планировании это содержание отмечено знаком.

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, то есть учителем и учащимися. Вариативная часть призвана обеспечить профессиональные, региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. В этой части мы предлагаем дополнительное содержание, дополняющее инвариантную часть программу, способствующую ее лучшему усвоению. Также предлагаем перечни книг для самообразования.

Внеурочная деятельность учащихся, которая должна стать неотъемлемой частью программы и реализовываться в различных формах: кружки, секции, соревнования, круглые столы, конференции, диспуты. Олимпиады, экскурсии, Интернет проекты и др. В нашем Планировании указаны конференции, диспуты, экскурсии, Интернет проекты и др. Эта деятельность может быть расширена с учетом возможностей учебного заведения и желания кадетов-учащихся.

Прочное усвоение инвариантной части (она проверяется в итоговых испытаниях в формате ЕГЭ И ГИА), правильное дополнение мобильной, корректируемой вариативной частью программы, обеспечивает знания учащихся по литературе, умения писать, говорить, писать рефераты и др. и индивидуальные потребности учащихся. Все это подытоживается широкой внеурочной деятельностью учащихся и является основной задачей для изложения в данной образовательной программе.

Образовательная программа учитывает совокупность (триединство) требований по основным образовательным задачам, которые можно представить в виде следующей таблицы:

Предметные Метапредметные Личностные
Система знаний и представлений о культуре, философии, обществе. Предполагают освоение на базе предметов способов деятельности. Формирование у учащихся системы ценностей, отношения к себе и другим.

Эти требования включают инновационные взгляды и подходы, которые мы хотим акцентировать во всех трех областях.

Область предметных требований:

- сузить круг репродуктивной деятельности учащихся;

- стимулировать инновационную активность;

- знания реализовывать в деятельностной форме;

- осуществлять отбор, корректировку, формирование системы ценностей и идеалов подрастающего человека через предмет;

- осуществлять культурно-исторический, системно-деятельностный подход;

- предлагать и определять возможности самостоятельного движения в изучаемой области через вариативную часть программы;

- формировать российскую и гражданскую идентичность на основе принятия демократических ценностей.

Технологии и методики для осуществления системно-деятельностного подхода, стимулирования инновационной активности отражены в нашем Планировании для 8-11 классов.

Область метапредметных требований:

- помогать формировать картины мира, компетентности в любой предметной области;

- уметь разрабатывать и проверять гипотезы, работать в проектном режиме, формируя надпредметные качества и умения;

- овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения;

- развивать репрезентативное, символическое, логическое мышление, память, внимание, рефлексию;

- формировать компетентности в общении, умении слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, строить продуктивное сотрудничество;

- овладевать вербальными и невербальными средствами коммуникации.

Метапредметные требования нацелены на формирование Универсальных Учебных Действий (УУД). Программа и способы формирования УУД также отражены в нашем Планировании.

Область личностных задач:

- развивать самосознание, позитивную самооценку, готовность открыто выражать свою позицию. Критичность, целеустремленность, настойчивость;

- формировать нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу здоровью и безопасности личности и общества;

- двигаться от стихийной учебной деятельности к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий.

Область личностных задач, рассуждение о самом себе и мире вокруг всегда были предметом внимания на литературе. Теперь же стандарт акцентирует наше внимание на задаче самостроительства, самообразования, отслеживания собственных успехов и ошибок и их корректировке. Это повышает мотивацию учащихся в учебной и воспитательной областях.

Решению триединых задач в рамках предметной области “литература” призваны обеспечить выполнение новых стандартов, программы и планирование, скорректированные по отношению к этим задачам.

Основой собственно литературного образования является чтение и изучение художественных произведений, знакомство с жизнью и творчеством писателей, историко-культурными фактами, необходимых не только для понимания включенных в программу произведений, но и осмысления учащимися себя и окружающего мира.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, с тем, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающей высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающие высокие нравственные и гражданские чувства у человека читающего.

Нами выбрана программа под редакцией В.Я. Коровиной, которая в целом соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (2004 год). Программа и учебно-методические пособия данного автора, будучи скорректированы по отношению к новому образовательному стандарту, могут обеспечить качественный уровень образования и воспитания. Комплекты УМК под ред. В.Я. Коровиной для 8-11 классов имеются в полном комплекте в Военно-космическом кадетском корпусе.

Особенностью Военно-космического кадетского корпуса является то, что учебное учреждение выступает в качестве начального звена в системе непрерывного военного образования космического профиля.

Будущий офицер, учась в 8,9,10,11 классах, должен не только овладеть общеобразовательными знаниями, но и развить себя духовно-нравственно, приобрести первоначальные военные навыки, которые необходимы офицеру. Необходимо привить каждому кадету дисциплину, умение уже в стенах корпуса переносить известные тяготы военной службы, уметь адаптироваться в коллективе, воспитать любовь к армии, гордость за профессию, связанную с защитой Родины, способность вырасти культурным человеком, обладающим высокими морально-нравственными качествами.

Формированию всех этих совокупных качеств может способствовать такой предмет, как литература. Литературное образование сопровождает кадетов весь период обучения в корпусе с 8 по 11 класс. Учитывая, что ранее кадеты обучались в разных регионах страны, по разным учебным программам и учебникам, необходимо уже в 8 классе, базируясь на имеющихся знаниях, привести в единую систему литературоведческие представления учащихся, первичные навыки литературного анализа, тем самым подготовив их к постижению нового этапа в изучении литературы – курса на историко-литературной основе.

В связи с указанным выше приоритетным направлением в изучении предмета и акцентуацией военно-патриотического воспитания в Военно-космическом кадетском корпусе (Приказ № 25 МО РФ от 15.01.2001 года и Типовое положение о суворовских, нахимовских, военно-морских, военно-музыкальных училищах, кадетских, (морских кадетских) корпусах (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.04 2008 года № 328, пункты а, б, г), целесообразно расширить изучение литературы о Великой Отечественной войне и увеличить количество часов на изучение военно-исторической темы за счет времени, отведенного на изучение зарубежной литературы, создав системы заданий, связанных с самостоятельным, внеклассным чтением.

Вместе с тем, стандарт, программа предполагает изучение литературы на базовом уровне и определяют специфику изучения предмета. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи, правил этики, коммуникативных характеристик.

В содержание данной программы входит изучение литературы от фольклора и древнерусской литературы до литературы Нового и Новейшего времени. В Приложении мы даем большой список литературы последнего двадцатилетия.

Программа скорректирована в связи с изменившимся стандартом, эта корректировка отражена в Планировании. Например, некоторые обзорные темы, связанные с культурой 18 и первой половиной 19 века перенесены из 10 в 9 класс, где изучается литература этого времени. А в курс 10 класса включен и расширен материал по литературе ХХ века с целью актуализации курса учащимися и подготовки к итоговым испытаниям в формате ЕГЭ.

Следовательно, данная скорректированная программа может быть востребована в Военно-космическом кадетском корпусе, так как в ней:

- систематизируются знания и представления о культуре, философии, обществе, человеке;

- делается акцент на формирование учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способах деятельности;

- осуществляется формирование коммуникативных и информационных умений;

- осуществляется патриотическое воспитание через предмет с использованием его богатого воспитательного потенциала.

    Приложение 1, 2, 3, 4