Урок мужества "У каждого солдата свое поле Куликово"

Разделы: Внеклассная работа


Цель урока мужества: Воспитание чувства патриотизма, уважения и любви к Родине.

Оборудование урока мужества: государственная символика, учебная картина и портрет Дмитрия Донского, компьютер, проектор и экран, магнитофон и диски, стенд “Брестская крепость – Герой”, презентация, поздравительные открытки.

Приглашенные и гости: ветераны Великой Отечественной войны, Афганской войны и локальных конфликтов, учащиеся 3-4 классов.

Ход урока мужества

Звучит музыка – вальс “Голубая ночь”. На фоне музыки говорит классный руководитель.

Классный руководитель: Дорогие ребята! У нас в гостях ветераны войн и позвольте мне представить наших гостей. (Учащиеся приветствуют гостей.)

Ребята! Ежегодно в феврале наша страна, каждая семья чествует Защитников Отечества. Этой традиции много лет. Не раз 23 февраля как праздник переименовывали, но традиция осталась. Мы всегда гордимся нашими защитниками, верим в то, что они честно и самоотверженно отстаивали и отстаивают независимость нашей огромной страны. Во все времена находились люди, которые отдавали все свои силы, талант и даже жизнь защищая Отчизну. Каждый человек (и не важно мужчина или женщина) решает сам, как он будет служить Отечеству. В 1380 году состоялась Куликовская битва, и тогда каждый князь решал сам пойдет он с князем Дмитрием Ивановичем, приведет ли свою дружину на поле Куликово. Да, пришли не все. Те же, кто бился с войском Мамая, более 600 лет живут в памяти народа. Князь Дмитрий удостоился почетного звания Донской. Большинство воинов погибло на том поле Куликовом, но наши предки доказали, что наша Родина будет жить свободной.

Выходит в центр зала Пономарева В.

Все знают на Руси…
Там ратники к плечу плечо
С врагом сошлись грудь в грудь,
И места не было мечом
Иль палицей взмахнуть…
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья…
Вот тут-то памятный урок
Был дан врагам – татарам:
Вдруг вывел конницу Боброк,
Что прятал он недаром.
И нанесла такой удар
С отвагою такою,
Что в страхе сонмища татар
Бежали с поля боя.
Мамай бегущих увидал,
Их крики услыхал он,
И сам, как баба, зарыдал,
И сам завыл шакалом.
Никто остановить не мог
Сметенного потока.
Орда катилась на восток,
Гонимая жестоко.
А сам Мамай, один, на юг
Бежал живым, здоровым,
Но там пришел ему каюк –
Убит был ханом новым.
Как мне закончить быль мою
О поле Куликовом?
Кому я славу пропою?
Кого прославлю словом?
Руси достойных сыновей –
Отчизны честь и силу…
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.

Классный руководитель: То поле Куликово – стало нарицательным. С тех пор в нашем Отечестве поле Куликово – символ борьбы, гордости и славы.

Выходят ведущие и чтецы.

1-й ведущий: Неугомонная Я.: Много раз нашей стране приходилось отстаивать свою независимость. Навсегда останутся в памяти подвиги наших предков: Александра Невского и Дмитрия Пожарского.

2-й ведущий: Васильева К.: Михаила Кутузова, Дениса Давыдова, Александра Суворова и Петра Румянцева.

3-й ведущий: Сиринова Т: Имена Защитников Отечества – участников мировых войн, локальных конфликтов – наших современников.

1-й чтец – Яптик Б: стихи М. Матусовского.

Шел боец наш по земле,
Изувеченной войною, –
И пожары день и ночь
Полыхали за спиною.
С той минуты, с той поры,
Как с семьей он разлучился,
Разучился петь солдат
Улыбаться разучился.

2-й чтец – Няруй С:

Из ручья и разных рек
Он успел хлебнуть немало,
Только горькая вода
Жажду все не утоляла,
И тогда сказал солдат:
“Это дело не годится.
Разреши к тебе, Земля,
Мне – солдату обратиться.

3-й чтец – Яптик В:

Ты ответь, моя Земля,
Ты скажи хотя бы слово:
Где находится оно
Наше поле Куликово,
Где заветная межа,
Где та самая граница,
Где с врагом своим сполна
Я сумею расплатиться?”

4-й чтец – Агичев С:

Перед ним лежал простор
Без конца и без начала
И родимая Земля
Так солдату отвечала:
“Ты воюй, солдат, с умом.
Ты громи врага толково,
Там, где ты сейчас стоишь,
Там и поле Куликово!”

Чтецы присаживаются на свои места.

1-й ведущий: Неугомонная Я: Да, у каждого солдата свое поле Куликово! Сегодня мы будем говорить о подвиге героев – защитников Брестской крепости, которые в первые дни Великой Отечественной войны на целый месяц задержали продвижение трех фашистских пехотных дивизий.

2-й ведущий: Васильева К.:

“Гранитные крепости, крепости в скалах,
В кольце из воды, как в спасательном круге,
Их, стен непреступных, я видел немало.
Но есть ли прочнее, чем крепость на Буге?”

– писал о брестской крепости Петрусь Бровка белорусский народный поэт.

3-й ведущий: Сиринова Т: Прошло 68 лет с того момента, когда защитники Брестской крепости стояли насмерть, но не отступили.

Ведущие садятся на свои места.

Классный руководитель: Брестская крепость стала полем Куликовым для защитников нашей Родины в июне-июле 1941 года.

Презентация “Если бы камни могли говорить…”

(Слайд 1–3.) Охрану западной границы СССР несли воины 17-го Брестского Краснознаменного погранотряда. В обороне крепости участвовало 3,5–4 тысячи бойцов и командиров.

Фашисты же против Бреста и крепости сконцентрировали три пехотные дивизии. Их поддерживали танковые, саперные и другие части. В бой были введены артиллерийские подразделения, имеющие сверхмощные установки системы “Тор”, а также химический полк особого назначения. Немало войск сосредоточилось и по флангам. Силы гитлеровцев в десять раз превышали силы защитников крепости.

Стойкости защитников наших западных рубежей отдавали должное и фашистские вояки: “Русские не оставляли долговременных укреплений даже тогда, когда основные орудия были выведены из строя, а защищали их до последнего. Они умело маскировали оставление боевых сооружений и отход на полевые позиции с тем, чтобы в выгодный момент занять эти сооружения. Раненые притворялись мертвыми и стреляли из засад. Поэтому в большинстве операций пленных не было”.

...Шквал артиллерийского, бомбового и ружейно-пулеметного огня обрушился на крепость. Четыре тысячи снарядов и мин ложились каждую минуту на четыре квадратных километра крепостной территории. Фашисты били по казармам, госпиталю, жилым домам, защитным валам. Расчет был прост: ошеломить мощным ударом гарнизон, посеять панику и взять крепость без сопротивления.

Однако этот расчет не оправдался, хотя и рушились стены зданий, плавились камни казематов. Всюду, где фашисты пытались штурмовать укрепления, они встречали яростное сопротивление. В упор стреляли закопченные руины, летели гранаты, поднимались со штыками наперевес в свой последний бой израненные защитники. Гарнизон жил, боролся, превратив каждое укрепление в неприступную крепость. Гарнизон стоял железной, неприступной стеной.

(Слайд 4.) Одними из первых вступили в бой пограничники, защищающие Тереспольское укрепление. Гитлеровцам удалось быстро ворваться сюда. Но их встретили здесь ружейным и пулеметным огнем пограничники во главе с лейтенантом Ждановым, бойцы старших лейтенантов Ф. М. Мельникова и А. С. Черного. Несколькими контратаками защитники укрепления очистили большую часть его от врага. Но попытки полностью овладеть укреплением не прекращались, а боеприпасы и продовольствие были на исходе. Тогда группы Мельникова и Черного прорвались на Кобринское укрепление, а затем и бойцы во главе с лейтенантом Ждановым пробились в цитадель.

Многие защитники Тереспольского укрепления показали образцы мужества и героизма, командиры – умение организовать людей в критические моменты боя. Тот же лейтенант Жданов (имя и отчество его до сих пор не известны) возглавил группу почти в сто человек, и она, соединившись затем с другими группами, успешно отражала атаки противника, заняв оборону вдоль вала над Бугом. Гитлеровцы, пытавшиеся форсировать на моторных лодках реку в районе Тереспольского укрепления, были остановлены.

Волынское укрепление прикрывало цитадель крепости с юга. Здесь были госпиталь, медико-санитарный батальон и полковая школа. Большинство курсантов этой школы находилось в летних лагерях, и фашистам казалось, что они пройдут вперед беспрепятственно. Правда, и на госпитальные здания нацисты обрушили сотни снарядов и бомб, хотя большой красный крест на крыше госпиталя различался хорошо. Под обломками гибли больные, раненые, женщины и дети.

(Слайд 7–12.) Отпор врагу организовали здесь батальонный комиссар Николай Богатеев, начальник корпусного госпиталя военврач Степан Бабкин, помощник начальника санслужбы армии Александр Банников. От одного к другому передавалось их распоряжение: “Всех больных и раненых – в казематы вала! Всем, кто может держать оружие, занять оборону!”

Стреляли по атакующим фашистам политрук Иван Зазулин, политрук Степан Зысковец, военврач Сергей Ермолаев, пограничники из нарядов соседней погранзаставы, медсестры, стреляли больные и раненые. Отбиты первые атаки. Под вражеским огнем медсестра Ткачева, фельдшер Иван Губарь, военврач Иван Маховенко, военфельдшер Сурен Тунанян и другие вновь и вновь возвращались в палаты госпиталя и переводили тяжелобольных в укрытия. Вот уже погибла медсестра Дуся Ровнягина, ранен комиссар Богатеев, убита во время перевязки раненых медсестра Вера Хорецкая, пал военврач Бабкин...

Волынское укрепление еще держится, но фашисты наседают все яростнее, атака следует за атакой. Комиссар Богатеев тем временем переходит из палаты в палату, организует эвакуацию раненых и больных. А когда Богатеев столкнулся с группой фашистов, уже просочившейся сюда, он, не раздумывая, бросился в рукопашную схватку, в свой последний бой...

Основную часть Волынского укрепления враг занял только к исходу третьего дня войны. Но и после этого из развалин велся прицельный огонь. У Холмских ворот дрались бойцы стрелкового полка, у южных – курсанты во главе с лейтенантом Михаилом Пискаревым и старшим политруком Леонидом Кислицким. Там, где все живое уже выжжено, казалось, огнем, гитлеровцев снова встречали пули из-под обломков и развалин. В одном из вражеских донесений отмечалось: “...Там, где русские отброшены или выкурены, через короткий промежуток времени из подвалов, канализационных колодцев и других укрытий появлялись новые силы, которые стреляли так превосходно, что наши потери значительно увеличивались”.

Три очага обороны организовалось на Кобринском укреплении, которое прикрывало цитадель с севера и востока. Атакующие цепи здесь сдерживали бойцы стрелкового полка. Оборону возглавили командир полка майор Александр Делькейт и батальонный комиссар Сергей Дербенев, а у Северо-Западных ворот – заместитель политрука П. Никитин. Оставшиеся в крепости отходили с боями к Восточному форту.

Бойцы дрались за каждый метр, за каждый дом. В западной части укрепления группа во главе с младшим лейтенантом Федором Полтораковым атаковала гитлеровцев и выбила их оттуда. В неприступный пункт обороны превратили район жилых домов командиров капитан Владимир Шабловский и старший политрук Иван Почерников. Почти три дня вели фашисты осаду жилых домов. Кончались патроны и вода, здания рушились от взрывов. Ранен уже и Шабловский. А из-за вала выползли вражеские танки и пошли на дома, где остались горстка бойцов, женщины, дети...

На подступах к Восточным воротам принял бой противотанковый артиллерийский дивизион. Оборону возглавили старший политрук Николай Нестерчук и лейтенант Иван Акимочкин. Артиллеристы жгли вражеские танки, уничтожали живую силу. Но снаряды кончились, железное кольцо сжималось все крепче. Вот один из расчетов уже бросился врукопашную и полностью погиб.

Погиб в неравном поединке с танками и другой расчет...

(Слайд 13–14.) Упорно держатся защитники Восточного форта. Во главе его обороны командир полка, участник гражданской войны майор Петр Гаврилов, начальник созданного здесь штаба обороны – капитан Константин Касаткин, партийную организацию возглавил политрук Степан Скрилник.

На восьмой день обороны, утром, к защитникам Восточного форта гитлеровцы обратились через радиорупор. Всем, кто сдастся в плен, обещали сохранить жизнь. На размышление давали один час. В каземате земляного вала коммунисты собрались на партийное собрание. Пришли сюда и многие другие защитники форта. Решение было единодушно: “Изменниками не будем! Остаемся все!”

Не появился над фортом белый флаг через установленный гитлеровцами час. И вновь загрохотали взрывы. С валов скатывались бочки с горящим бензином. Против защитников форта фашисты применили слезоточивые газы. Кругом – руины, огонь, смерть. Когда гитлеровцы ворвались в форт, завязались рукопашные схватки. Редеют ряды его защитников.

(Слайд 15.) Смертельный кровопролитный бой стих только к исходу дня 29 июня. В подземельях форта укрылись несколько десятков израненных бойцов, отстреливаясь последними патронами. К 12 июля осталось только трое, и среди них майор Петр Гаврилов...

К цитадели ведут трое ворот – Тереспольские, Холмские и Бригидские. Сюда и устремились штурмовые группы врага. У Тереспольских ворот их встретили огнем пограничники и пехотинцы под командованием лейтенанта Андрея Кижеватова и лейтенанта Александра Потапова. Лейтенант Наганов организовал защиту Тереспольской башни. Фашистам удалось ворваться в центр цитадели, но полковой комиссар Ефим Фомин поднял бойцов в контратаку. На второй день фашисты были выбиты из занятых ими зданий.

Тают ряды защитников.

Цитадель продолжает сражаться. Через чудом уцелевшую рацию в эфир летит сообщение открытым текстом: “Я – крепость. Я – крепость. Ведем бой...” Идут шестые сутки непрерывных боев. По крепости бьют мощные орудия “Тор”. Тают силы. Вместо погибших бойцов к амбразурам становятся женщины, подростки. Снова ультиматум: или сдача, или крепость будет стерта с лица земли. Но в ответ снова стреляют руины. Танки в упор стреляют по окнам и амбразурам. Сверху падают авиационные бомбы. Плавятся от огня кирпичи. Не хватает боеприпасов, нет воды и пищи. Защищаются группами, в одиночку, во тьме подвалов и казематов. Чья-то рука выцарапала штыком на стене: “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VI 1.41 г.” И в другом месте: “Умрем, но из крепости не уйдем”. Это решение всех защитников крепости. Эти кровью и сердцем написанные слова принадлежат каждому и всем, кто в дыму и пламени ни на мгновение не забыл свою великую Родину, остался верен ей до своего последнего дыхания, даже своей гибелью умножая ее славу.

О себе, о своих товарищах защитник крепости А. Семененко написал так: “На дальнейшую свою жизнь, на то, что он останется жив, никто не рассчитывал. Все мы выполняли свой обычный долг перед Родиной. Те, кто служил в кадрах, учился военному делу. И в случае войны ты можешь быть убитым, а если не убитым, то значит должен быть победителем. И победителем может быть только та армия, которая знает, что она защищает свой народ, свою Отчизну”.

Это сказано о них, Шабловском, Гаврилове, Фомине, Почерникове, Акимочкине, Наганове, Мищенко, Рябове, Зубачеве, Кижеватове, Потапове, Нестерчуке, о десятках и сотнях других, живых и шагнувших в бессмертие.

...Только что погибли от разрыва снаряда шестилетний сын и пятилетняя дочка старшего политрука Ивана Почерникова. Уже ранены он и его жена. Выстрел, еще выстрел... Враг все ближе. Вот уже осталось только два патрона. И Почерниковы решают: для себя. Сухо щелкнули два последних выстрела.

(Слайд 8.) ....Герой Советского Союза Андрей Кижеватов. Его имя присвоено одной из застав Западного пограничного округа, в улицу Кижеватова переименована одна из улиц Бреста.

На одном из коротких совещаний после очередной отбитой атаки лейтенант. Кижеватов решил: “Надо прорваться из осажденной крепости. Прорыв возглавит лейтенант Потапов. Я остаюсь с группой прикрытия...” И он лег за пулемет, чтобы жизнью своей прикрыть товарищей.

(Слайд 15.) ...23 июля в лагерь военнопленных в пригороде Бреста доставили человека в форме майора Красной Армии. Много дней он без пищи и воды провел в темных казематах Восточного форта. В одном из капониров и принял свой последний бой. Это был Петр Гаврилов. Даже враги удивлялись его мужеству и стойкости, называли героем Красной Армии. Мужественно прошел он и гитлеровские концлагери. Высоко оценила Родина его солдатский подвиг.

Гаврилов – Герой Советского Союза, почетный гражданин города Бреста. Один из участников обороны крепости – Алексей Данилович Романов, как и Гаврилов, прошедший фашистский концлагерь и оставшийся верным своей Родине, посвятил ему такие стихотворные строки, идущие из самого сердца:

Почти что мертвым из могилы
На миг вернувшись в мир живой,
Бесстрашный воин – Петр Гаврилов –
Фашистам дал последний бой.
И с головою обнаженной
Над ним в молчании стоял
“Безумством храбрых” пораженный
Седой немецкий генерал.

(Слайд 8.) ....Из-под обломков взорванного здания фашисты извлекли комиссара Ефима Фомина

Раненое тело прикрывали клочья одежды. Фашистские автоматчики поставили Фомина лицом к стене. Но комиссар резко обернулся и принял смерть грудью.

...Раненого и контуженого лейтенанта Акимочкина гитлеровцы схватили 4 июля. Почти две недели сражался он рядом со своими бойцами, показывая пример личного мужества.

...При раскопках руин Тереспольской башни были обнаружены останки человека в военной форме, со знаками отличия лейтенанта-пехотинца. Правая рука вытянута вперед, в ней зажат пистолет. А в кармане полуистлевшей гимнастерки обнаружили комсомольский билет на имя Алексея Федоровича Наганова. Три патрона в обойме пистолета, один – в канале ствола.

...Еще один бой, который по счету. Над крепостью висят самолеты со свастикой. Очередная бомбежка. Рушатся стены зданий. Из-под завала освобождают рядового Николая Мищенко с раздробленными ногами.

Защитники Родины…Каждый из них считал своим священным долгом первым подняться в атаку, первым шагнуть навстречу горячему свинцу, морально поддерживать товарища. Они были той великой силой, которая накрепко сцементировала, сплотила людей в единый непобедимый и непобежденный коллектив.

(Слайд 16–21.) В памяти народной остались имена защитников Брестской крепости. Их подвиг воплощен в памятном комплексе – музее “Брестская Крепость”. Бережно хранят документы, вещи, здания, которые рассказывают о подвиге защитников нашей общей Родины хранители музейного комплекса в Республике Беларусь.

Презентация завершается.

1-й ведущий: Неугомонная Я.: Стихи В. Харитонова.

Закат вечерний за лесами меркнет.
Стоят солдаты в доблестном строю.
Героев выкликают на поверке,
Отдавшим жизнь за Родину свою!

2-й ведущий: Васильева К.:

Молчат в боях поверженные доты,
В них кровью захлебнулася война…
Бывают безымянными высоты,
Но все солдаты носят имена!

3-й ведущий: Сиринова Т.:

И каждого солдата поименно
Отчизна знает так же, как и мать,
И солнце к ним идет с земным поклоном,
И слава будет вечно их сиять

1-й ведущий: Неугомонная Я.: Защита Отечества – священный долг гражданина России.

2-й ведущий: Васильева К.: Поздравляем всех мужчин и юношей с Днем Защитника Отечества!

3-й ведущий: Сиринова Т.: Мы верим, что и наши мальчики станут настоящими защитниками Отечества.

6-й чтец – Яптик М.:

Мир! Это слово, как набат,
Планету нашу будит.
Пусть пламенем войны объят
Мир никогда не будет!

7-й чтец – Худи А.:

Земля к тебе взывает, человек,
чтоб ты ее от бури атомной сберег!
И величавую красу ее лесов и рек
ты для потомков сохранить помог!

Классный руководитель: Наш урок подходит к концу. Ребята! Как вы понимаете слова “У каждого солдата свое поле Куликово”?

Что стало полем Куликовым для пограничников – защитников Родины?

Что сегодня для солдат нашей Родины является “полем Куликовым”?

Идет беседа по теме.

Классный руководитель предоставляет слово ветеранам.

Учащиеся вручают поздравительные открытки ветеранам – гостям урока мужества.

Урок мужества завершается под мелодию марша “Прощание славянки”.