Где зимуют птицы. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • расширить знания детей о птицах;
  • дать представление о перелётных и зимующих птицах;
  • развивать наблюдательность, воображение, речь, память;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к живой природе; ответственность.

Оборудование: учебник, музыка П.И. Чайковского «Времена года» – «Январь», голоса птиц, иллюстрации различных видов кормушек, иллюстрации зимующих и перелётных птиц, запись стихотворения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Нам радостно, нам весело,
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение
Серьёзней быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головку опустили, ротик закрыли,
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого
А себя лишь одного!

II. Постановка темы, цели урока

– Урок у нас сегодня необычный. Не покидая класса, мы  отправимся в зимний лес. А по дороге я вам расскажу сказку.
(Музыка П.И.Чайковского «Январь».)
– Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса,
поля, луга. Первой взялась за свою волшебную кисть ЗИМА.
(Картина зимнего леса. Приложение 1. Слайды 1-2.)
– Посмотрите, какую чудесную картину нарисовала Зима. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и леса как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги.
И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то.» Днём идёт снег. Кончится-страницы чистые.
Утром  пройдёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгал. Приложение 1. Слайд 3
– Чьи же следы можно увидеть  в лесу?

Ученик:

Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу!
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.
Вот трехзубчатые вилы –
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница –
Это прыгала синица.
Каждый снежный птичий след
Рассказал мне свой секрет.

– Догадались, о ком и о чём будем говорить на уроке? (О птицах.)
– Правильно. Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе, где они зимуют, и вспомним, как им помочь.

III. Работа над темой урока

1. Зимующие птицы

– Ребята, давайте вспомним на какие две группы делятся птицы. (Зимующие и перелётные). Приложение 1. Слайд 5
– А знаете ли вы, что зимующих птиц ещё называют осёдлыми. Запомните это.
– Ребята, а для чего нам нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы, являются санитарами леса.)
– Как вы считаете, что для птиц страшнее голод или холод? Почему?
– Действительно, для птиц зимой страшнее голод.  За короткий зимний день птицы едва успевают удалить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна.
– А что нужно сделать, чтобы птицы легко перенесли голод. (Подкармливать птиц.)

Ученик:

Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной каши…
И оживут бедняжки.
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
«Спасибо вам, великое!»

– Посмотрите на это дерево, на нем  есть кормушка, к ней слетелись птички, чтобы поклевать крошки и зёрнышки.
– Вот какие кормушки можно сделать и повесить возле дома. (Виды кормушек). Приложение 1Слайд 6.
– А кто из вас уже повесил кормушки возле своего дома? Расскажите, какие птицы прилетаю на эту кормушку?

Ученик: Угадайте, кто прилетает к моей кормушке?

Спинка зеленоватая,
Животик желтоватый,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.) Приложение 1. Слайд 7.

Ученик: А ко мне прилетает вот эта птица:

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей.) Приложение 1. Слайд 8.

Ученик:

Птица эта – пестровата:
За ворону бы сошла, –
С тем отличием, ребята,
Что с боков она бела.
И трещит с самого утра:
«Пора! Пора!» А что пора?
Такая с ней морока, когда трещит… (сорока.) Приложение 1. Слайд 9.

Ученик:

Что за птица
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник? (Дятел.) Приложение 1. Слайд 10.

После прочтения загадки каждый ученик прикрепляет картинку птички к дереву.

– Его называют лесным доктором в Красной шапочке. У него длинный язык, им он достает насекомых из глубины деревьев.
– Теперь эти  и другие птицы будут прилетать на наши кормушки.

Мы кормушку смастерили
Мы столовую открыли,
Пригласили птичек к нам.

– Как же называют этих птиц? (Зимующими, осёдлыми).

IV. Физкультминутка

V. Работа с учебником

– Откроем учебник на с.76 и посмотрим на зимующих птиц. Перечислите их.
– Возьмём голубой карандаш и закрасим кружки возле тех птиц, которых вы видели в природе.

VI. Продолжение

2. Перелётные птицы

– Как называются птицы, которые летом живут у нас, а осенью, улетают в тёплые края? (Перелётные).
– А знаете ли вы этих птиц? Сейчас проверим.

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно розовый… (скворец) Приложение 1. Слайд 12.

– Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая -невеличка.
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста? (Ласточка) Приложение 1. Слайд13.

Кто без ног и без свирели,
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежнее?
Кто же это… (соловей) Приложение 1. Слайд 14.

– На с.76 мы видим перелётных птиц. Назовите их.
– Возьмем зелёный карандаши закрасим кружки возле тех птиц, которых видели в природе.
– Почему их так называют? (Они совершают перелёты, перелетают из одного района земли в другой)
– Где зимуют  перелётные птицы? (Они улетают в теплые края)
– Об этом учённые узнали с помощью маленьких колец, которые они надевали на лапки птицам. Приложение 1. Слайд 15.
На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал такую птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.
– На с.77 рассмотрите карту. На ней показаны места обитания ласточки и журавля в летний и зимний период.
– Кто из вас знает, как называют учённых, которые изучают птиц? (Орнитолог) Приложение 1. Слайд 16

VII. Итог урока

– Где же зимуют птицы? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, осёдлые остаются).
– Наш урок подходит к концу, я думаю, что каждый из вас открыл для себя, что-то новое, а главное, вы усвоили, что птицы – наши маленькие друзья и мы должны их беречь и охранять. Закончить я хочу стихами:

С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее ещё детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного,
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!

– Прочитаем фразу, которая получилась.

Приложение 1. Слайд 17.

СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛЛИ!

– Об этом мы должны помнить всегда!
– Ребята, вы молодцы! Хорошо потрудились и за это получаете на память закладку с изображением птиц, а наши гости  получают календарики.