Генетические связи между классами неорганических веществ

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Образовательная цель. Дать понятие о генетической связи и генетическом ряде, рассмотреть “в динамике” генетические ряды металлов и неметаллов, проверить знания, умения и навыки учащихся по изученным темам, используя различные методы и формы контроля знаний.

Развивающая цель. Формировать умения наблюдать, делать самостоятельные выводы, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная цель. Воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах.

Тип урока. Обобщающе-контролирующий.

Форма урока. Традиционная, с элементами развивающего обучения.

Методы. Словесные, словесно-наглядно-практические.

Оборудование и реактивы: спиртовка, спички, держатель, растворы гидроксида натрия и сульфата меди (I).

Ход урока

I. Вводная часть.

а) приветствие учащихся;

б) проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, в нашей школе учится ученик – Петя Верхоглядкин, который постоянно допускает ошибки. И сегодня во время самостоятельной работы он опять был очень невнимателен. Помогите ему, пожалуйста, справится с заданием.

Учащиеся должны исправить ошибки в уравнениях реакций, написанных на доске.

Слайд №1

Учитель: Молодцы, ребята. Я прихожу к выводу, что вы очень внимательные.

На предыдущих уроках мы с вами рассмотрели основные классы неорганичеcких соединений: их состав, классификацию и свойства. А цель сегодняшнего урока, установить, существует ли генетическая связь между этими классами неорганических веществ.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

II. Основная часть.

Слайд №2

Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений.

Учитель: Обратите внимание, мы записали ВАЖНЕЙШИЕ классы. А как же называются эти классы?

Ученик: Оксиды, кислоты, соли и основания.

Учитель: Верно. И для того, чтобы проверить, знаете ли вы определения этих классов, мы поиграем с “Химическим кубиком”.

Ход игры: Желающий выходит к доске, подбрасывает кубик, на гранях написаны термины, и дает определение тому термину, который на него смотрит.

Учитель: Хорошо, определения вы знаете, но как говорил великий педагог А.С. Макаренко.

Слайд №3

Задание: Я показываю карточки, на которых написаны три формулы, но одна из этих формул лишняя. Что это за формула и почему она лишняя?

Слайд №4

Учитель: Ну, а сейчас, чтобы выполнить следующее задание вам понадобятся знания химических свойств оснований. Вы можете использовать опорные схемы, которые имеются у вас в тетрадях.

Игра “Любит – не любит”

Слайд №5

Учащиеся должны написать все возможные реакции между гидроксидом натрия и веществами, находящимися в лепестках ромашки. Назвать полученные вещества и указать тип реакций.

Учитель: Что общего вы видите во всех этих уравнениях?

Ученик:

1) Во всех реакциях исходное вещество – гидроксид натрия.

2) В результате образуется – соль.

Учитель: Какой вывод можно сделать, вспомнив цель нашего урока?

Ученик: Из веществ, относящихся к одному классу, можно получить вещества, относящиеся к другим классам. Например: из вещества, относящегося к классу оснований, можно получить вещество, относящееся к классу- соли. Из кислотного оксида – соль. Из вещества, относящегося к классу кислот, вещество, относящееся к классу соли.

Учитель: А чем отличается реакция взаимодействия гидроксида натрия с сульфатом меди(II) от остальных?

Ученик: В данной реакции второй продукт не вода, как в остальных, а гидроксид меди(II)

Затем учащиеся, практически, осуществляют данную реакцию с помощью реактивов, имеющихся у них на столах. (Но сначала следует напомнить о технике безопасности.)

Учитель: По какому признаку вы судите, что данная реакция произошла?

Ученик: Образование осадка.

Затем по таблице растворимости определяем, какой осадок образовался. Нагреваем полученный осадок, обращаем внимание на изменение окраски, записываем уравнение в тетрадях и на доске. Делаем вывод, что из нерастворимого основания при нагревании можно получить основной оксид.

Учитель: Мы с вами повторили некоторые свойства оксидов, кислот, солей и оснований. Рассмотрели генетическую связь между этими классами.

А сейчас я предлагаю вам выполнить задания, различающиеся по уровню сложности.

Ш. Закрепление.

Это задания уровня А, В, С.

Слайд №6

Самый сложный уровень – С. Самый легкий – А.

Задания написаны на доске, трое учащихся выходят к доске, выполняют посильные для себя задания, остальные работают в тетрадях.

Уровень А

Са —>СаО —> Са(ОН)2 —> Са СО3

Учитель: Ребята, а используем ли мы в повседневной жизни какие-то из этих веществ?

Учащиеся рассказывают о применении оксида кальция, гидроксида кальция и карбоната кальция.

Уровень В

Сера –>оксид серы(IV) –>сернистая кислота –>сульфит калия –>нитрат калия

Учитель: Совсем недавно, ребята, 9 мая, мы отмечали знаменательное событие – 65 лет со дня Великой Победы, так вот конечный продукт реакции – нитрат калия (калийную селитру) – использовали во время Великой Отечественной Войны для изготовления “дымного пороха”

Уровень С.

Магний —> А —> хлорид магния —> В —> А

Затем проводим тестирование. На выполнения этого задания отводится пять минут. Проверяем результаты методом взаимоконтроля. Правильные варианты ответов выводим на экран.

I вариант

I. Найдите соответствие между веществами в первом столбике и классами веществ во втором столбике:

1. НNО2 а) кислотный оксид
2. Аg NО3 б) основной оксид
3. НgО в) кислородсодержащая кислота
4. Си (ОН)2 г) основание
д) соль
е) бескислородная кислота

II. В приведенной ниже схеме уравнений трех последовательных превращений определите вещества X, Y, Z.

III. В приведенных ниже уравнениях реакций вместо вопроса необходимо написать:

Fe + Cи SO4 —> ? + FeSO4

3 Na O H + H3PO4 —> ? + Na 3 PO4

Ag NO3 + КСI —> ? + КNO3

II вариант

I. Найдите соответствие между веществами в первом столбике и классами веществ во втором столбике:

1. СО2 а) кислота
2. Н3РО4 б) соль
3. Na2SO4 в) кислотный оксид
4. Fe (OH)2 г) основной оксид
д) растворимое основание
е) нерастворимое основание

II. В приведенной ниже схеме уравнений трех последовательных превращений определите вещества Х, У, Z:

III. В приведенных ниже уравнениях реакций вместо вопроса необходимо написать:

2Na OH + Си SO4 = ? + Na2SO4

Na2SO4 + Ва СI2 = ? + 2 Na CI

Са (ОН)2 + СО2 = ? + Н2О

Проверяем правильность выполнения данного задания.

Слайд №7

Если в первом задании учащиеся ответили правильно на все четыре вопроса, то получают четыре балла и т.д.

Если общий балл получился:

9,10 – ставится отметка “5”;

7,8 – отметка “4”;

5,6 – отметка “3”.

Затем учащиеся, получившие отметку “5”, поднимают руки, учитель объявляет им, что им нет необходимости готовиться к следующему уроку, т.к. данный раздел они усвоили достаточно хорошо.

Учащимся, получившим отметку “4” следует повторить те фрагменты раздела, в которых они допустили ошибки.

Учащимся, получившим отметки “3” и “2” - еще раз изучить данный раздел.