Комплексный анализ текста и информационные технологии

Разделы: Русский язык, Информатика


Задача: Работа над языковой деятельностью.

Цели:

  • Знакомство с анализом текста.
  • Повторение стилистических, лексических, синтаксических, морфологических законов построения текста.
  • Использование объяснительно – иллюстративного метода с помощью м/м проектора.
  • Развитие творческого и познавательно-поискового интереса учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями.
  • Формирование устойчивого интереса и желания применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.

Материал к уроку:

  • Карточки с текстом для каждого ученика.
  • Тетради рабочие по русскому языку.
  • Презентация по теме “Комплексный анализ текста и информационные технологии”.
  • ПК и м/м проектор.

Тип урока: Урок закрепления знаний, умений и навыков (урок в 7-ом классе)

Ход урока

1. Введение

Учитель русского языка: Ребята, сегодня урок подготовлен вместе с учителем информатики. Вы вместе подобрали материал по тематике урока, а она обработала его с помощью компьютерных технологий и сегодня проиллюстрирует наш урок.

Учитель информатики на протяжении всего урока работу учителя русского языка сопровождает демонстрацией слайдов. (Приложение 1)

Учитель русского языка просит учеников записать в тетрадь число и тему урока. (Слайд 2)

Учитель русского языка и учитель информатики сообщают ученикам о цели урока. (Слайд 3)

Учитель русского языка: Прочитайте слова, выясните их значение.

  1. Нравственность – правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе и выполнение их, поведение.
  2. Эстетика.
  3. Этика.
  4. Интерпретация. (Слайд 4)

Знание значений этих слов нам понадобиться при анализе текста.

2. Работа с текстом

Учитель русского языка: Перед вами текст. Послушайте его содержание.

Учитель русского языка читает текст (Приложение 1). Звучит музыка скрипка (Приложение 2).

Учитель русского языка: Перед вами автор этого текста. Андрей Платонович Платонов (Клеменков). 1899–1951 гг. (Слайд 5)
Мы видим изображение писателя в разные годы жизни. Студент, военный корреспондент, муж и отец, инженер-электрик, строитель, а мы знаем его как замечательного писателя.
Это его литературное наследие. Это романы, рассказы, повести, сказки, очерки, статьи. (Слайд 6)
Цель его творчества – открыть истинный смысл и правду жизни, помочь людям стать лучше. Какие произведения вы уже читали?
Есть у него рассказ “Любовь к Родине, или Путешествие воробья (Сказочное происшествие)”.
Отрывок из этого произведения я вам прочитала, его мы и будем анализировать. (Слайд 7)

3. Анализ текста

Учитель русского языка: Докажите, что это текст? Определите основную мысль, как его можно озаглавить? (“Старый скрипач”.)

– Что автор сообщает о музыканте? Почему он играет? (Зачитать.)
– Определите тип речи, стиль? Найдите признаки художественного стиля.
Итак, автор рассказал нам о старом скрипаче, для которого очень важно было играть для людей.
А для чего он это написал?
Какая проблема поставлена им?

Учитель русского языка записывает на доске. Ученики записывают в тетради.

Жизненные ценности

Материальные

Близкие
Деньги
Имущество
Здоровье
и др.

Духовные

Нравственные
Этические
Эстетические

– Ребята, как вы понимаете значение этих слов?
Посмотрим, как создан образ скрипача?
Каковы его жизненные ценности?

Непритязателен
Бескорыстен
Потребность быть полезным
Любовь к искусству
Любовь к людям

– Какой художественный приём применяет автор для создания этого образа?
А людям нужна его игра? Почему? Зачитать. (Слайд 8)

Учитель русского языка (читает). (Слайд 9) Где обычно играл скрипач?
Памятник А.С. Пушкину в центре Москвы, на тверском бульваре. Самое оживлённое, любимое место москвичей, гостей города. (Слайд 10)
Жизнь людей, которые любят, понимают, увлекаются искусством, богаче, возвышеннее, интереснее. Таков скрипач. И автор поднимает его на пьедестал. С одной стороны это позволяет быть увиденным, а можно считать, что это делает его духовно выше (поднимает над людьми).
Почему его автор поставил играть у памятника Пушкину?
Что у них общего?
Скрипач стоит высоко, но не рядом. Почему?
Какое слово их разделяет? (Почти.)
Вот так можно интерпретировать этот текст.

4. Языковые средства художественного текста

Учитель русского языка: Что использует писатель прежде всего, чтобы создать произведение? На какую тему подобрана лексика?

1. Нравственно – этическая лексика.

Найти, выписать эти слова.

а) Глубина человеческих сердец, мысли, добро, счастье, славная жизнь, мужественная сила.
б) Памятник Пушкину, смычок скрипки, музыка, пьедестал, мир искусства, стихи.

2. Художественно – изобразительные средства.

Найти:

а) художественная деталь;
б) олицетворение: музыка обещает, утешает;
в) антонимы.

3. Синтаксические средства.

а) Предложения сложные.
б) Осложнены причастными, деепричастными оборотами.

– Запишите предложение и выполните синтаксический разбор.

Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной мужественной силой.[1]

– Выполним морфемный разбор слова раздавались.

Раздавать – раздать – дать.

4. Морфологические средства

а) Слова с чередующимися гласными.

Собирались, вынимали, положить.

б) Выписать наречия.
в) Слова с частицами нени.

Не знал, не приносит, никакого, некоторые.

5. Итог урока

Учитель русского языка: Какие стороны текста мы рассмотрели в ходе анализа?

(Выслушиваются ответы учащихся.)

6. Домашнее задание

Учитель русского языка: Ответьте письменно на вопросы:

  1. В какой взаимосвязи находятся жизненные ценности?
  2. Чему вы отдаёте предпочтение?
  3. Всем ли людям доступно испытывать эстетическое наслаждение?

7. Итог урока

Учитель информатики: Применение новых информационных технологий перспективно в преподавании и изучении русского языка. Они позволяют давать иллюстрации текста, картин, музыки, видео на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения предмета. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности учащихся, расширения кругозора. (Слайд 11).

Звучит музыка скрипка (Приложение 3).

Литература

Рассказы / [Предисл. А. Акимовой; Рис. В. Куприянова]. – Л.: Дет. лит., 1985. – 112 с.: ил. – (Школ. б-ка. Для нач. шк.). Содерж.: Неизвестный цветок: (Сказка-быль); Июльская гроза; Никита; Цветок на земле; Сухой хлеб; Еще мама; Разноцветная бабочка; Любовь к родине, или Путешествие воробья: (Сказоч. происшествие).