Конспект открытого занятия по теме "Посуда"

Разделы: Логопедия


Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития.
Как же используются игры в логопедической работе?
Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они и отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности.
Со стороны умственного развития в тяжелых случаях мы наблюдаем иногда довольно значительное отставание как вторичное и временное явление.
Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности.

Важно помнить:

– при проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
– игра не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.
– игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как развлечение.

Цели:

  • Коррекционно-образовательные:
    • систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; материала, из которого она сделана;
    • формировать понятия: чайная, столовая, кухонная;
    • уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»;
    • совершенствовать грамматический строй речи:
      • согласование существительных с помощью суффиксов «ИЦ», «ИК»,
      • согласование местоимений Я, МЫ с глаголами,
      • изменение  формы глаголов в зависимости от числа (ед., мн.),
      • образование прилагательных от существительных (из стекла – стеклянная), работа с относительными прилагательными;
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимания, координацию речи с движением, конструктивного праксиса.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; культуру сервировки стола.

Оборудование: различные предметы кукольной посуды, муляжи баночек варенья, картинки с предметами посуды и видов продуктов, силуэты посуды, ширма, кукла – перчатка Федоры

Предварительная работа: экскурсия с родителями в магазин посуды, чтение К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде пальчиковой гимнастики «Помощники».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед: Ребята, вы любите сказки? (Да!)  А в гости вы ходить любите? (Да!)
– Сегодня утром я получила необычное письмо с приглашением в гости.

Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю,
Всех вас в гости приглашаю

(Самовар-Самоварыч).

– Из какой сказки к нам пришло такое необычное приглашение? («Федорино горе»). Кто написал эту сказку? (К.И. Чуковский).
– А разве в гости ходят с пустыми руками? Давайте возьмем наши гостинцы и отправимся в сказку. (Корзинка с муляжами баночек с вареньем).

(Музыка – двери в сказку отворяются.)

Логопед: Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг.

(Декорации квартиры Федоры, на столе записка «Ушла искать Самовар – Самоварыча»).

Снова горе у Федоры
Не пошел ей впрок урок.
Чистоты, порядка нету
И опять переполох.

Разбежалась вся посуда
Нет тарелок, а еда
Фрукты, овощи, продукты
Разбежались кто куда!

– Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била. Вот посуда и убежала от нее. Посмотрите внимательно на картинку и. дорисуйте  недостающую часть посуды. Расскажите, какие предметы посуды убежали от нее, и без какой части они остались.

(Дети рассматривают рисунок, дорисовывают недостающую деталь и называют)

От Федоры убежал чайник. Чайник был  без носика.
От Федоры убежала чашка. Чашка была без ручки… и т.д.

Игра «Разбитые чашки»

– Ребята, помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Федора. (Детям выдаются разрезные картинки). Давайте, пока нет Федоры, поможем ей навести порядок и накрыть на стол.

На столе – посуда горкой
Под столом – с водою таз
Генеральная уборка
Начинается у нас.

Упражнение «Разложи продукты на место»

На столе лежат продукты, а вы должны догадаться, куда их сложить?
(Каждый выполняет действие и называет «Сахар я положу в сахарницу»)
масло... в масленку
салфетки... в салфетницу…

– Давайте попробуем показать состояние посуды, которая была у Федоры до приборки.

Мимическая гимнастика

Выразить мимикой свое огорчение – разбили чашку;
Неудовольствие – много грязной посуды;
Радость – мы навели порядок, помыли посуду.

(Появляются пиктограммы)

Игра «Найди пару»

– Молодцы! А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди пару!» На полу разложены картинки, вы должны найти себе пару, и объяснить, почему вы так решили: (словообразование существительных с помощью суффиксов)

хлеб – хлебница
сахар – сахарница
перец – перечница
конфеты – конфетница и т.д.

(Ответы детей: «Хлеб мы кладем в хлебницу. Салат мы кладем в салатницу. Перец мы насыпаем  в перечницу и т.д.)

– Ребята, посмотрите, какая странная  картинка висит на стене.

Задание «Узнай предмет по силуэту»

– Какие предметы спрятались в картине. (Чашка, кастрюля, ложка, ваза и т.д.)

«Из чего может быть сделана посуда»

Чашка сделана из стекла – значит, она стеклянная.
Ваза сделана из фарфора – значит она фарфоровая.
Кастрюля…
Ложка...

Давайте правильно разложим предметы посуды по полкам.

1 – глиняная посуда;               4 – стеклянная;
2 – металлическая;                  5 – пластмассовая;
3 – фарфоровая;                       6 – деревянная.

– Посмотрите, какие мы молодцы. Навели порядок у  Федоры, разложили всю посуду и можем немного отдохнуть.

Физминутка «Помощники» (речь с движением)

Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли.
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварешку
Мы посуду перемыли
Только чашку мы разбили.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы дружно помогали.
(Н.Нищева)

Дети сжимают, разжимают кулачки.
Трут одной ладошкой другую.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Опять трут ладошки.
Загибают пальчики

Игра «Накрой на стол»

Вот мы и все убрали, навели порядок, отдохнули и теперь можем  накрывать на стол. Мы будем пить чай. Какая посуда нам понадобится? (Чайная).
– Какая посуда еще бывает? (Столовая для обеда; кухонная для приготовления еды.)

(Дети накрывают стол для чаепития).

Кукольный театр.

(Появляется Федора.)

Ах, вы чистые сиротки мой,
Утюги и сковородки мои!
Их почистили песочком
Окотили кипяточком
И вы будете опять
Словно солнышко сиять!

Федора: Да, у меня гости. Здравствуйте ребята! Я смотрю, вы все прибрали и даже на стол накрыли. Но только здесь не хватает чего-то самого главного. Как  вы думаете, чего? (Ответы детей) А я вам загадку загадаю.

Загадка:

Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель.
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий
Без вреда глотает щепки
Хоть и ростом не велик,
А пыхтит, как паровик.

(Самовар)

– Конечно, это наш Самовар-Самоварыч вернулся

(На столе появляется самовар. Появляется ребенок в роли Самовар-Самоварыча).

Самовар-Самоварыч:

Вижу, радуются блюдца
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
В пляс пошла сковорода
Пляшут миски, пляшет пол,
Скачет в печке мой котел!

Федора приглашает всех пить чай.

Логопед: Федора, а чай  пьют с вареньем. Мы к тебе пришли не с пустыми руками, а с гостинцами.

Игра «Назови варенье»

Наварили мы Федоре – ароматного варенья,
Вкусного такого, ну просто объеденье.
Вот сейчас возьмем мы ложку,
И отведаем немножко.

Логопед: Федора, ты должна догадаться какое варенье ребята тебе принесли.

(Каждый ребенок по очереди достает баночку с вареньем, а Федора иногда с ошибками  угадывает. Ребенок должен ее исправить и назвать правильно.)
Например: Из сливы – сливочное. Нет Федора из сливы сливовое…и т.д

Ответы детей:

Из вишни – вишневое,
Из малины – малиновое,
Из  черники – черничное,
Их клубники – клубничное,
Из яблок – яблочное.

Федора: Спасибо, ребята! Какое вкусное варенье.

Логопед: А еще, Федора, ребята стихи для тебя выучили.

Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи
Всегда всю посуду в порядке держи!

Федора:

Буду всем я помогать
Чисто мыть посуду
И поставить все на место
Я не позабуду.

(Федора приглашает всех к столу, совместное чаепитие с угощением.)