Урок чтения и развития речи. Рассказ Н.Сладкова "Зимний запас"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: На основе рассказа “Зимний запас”, закрепить знания учащихся по теме “Подготовка животных к зиме”.

Задачи урока:

  1. Обучающая: познакомить учащихся с рассказом Н Сладкова “Зимний запас”, закрепить знания по теме “Подготовка животных к зиме”;
  2. Развивающая: совершенствовать технику чтения, формировать представления детей о хищных и растительноядных животных .
  3. Воспитательная: воспитывать любовь к природе, внимательное и заботливое отношение к животным и птицам.
  4. Коррекционная: развивать память, внимание, мышление , речь.

Методы обучения: объяснительно– иллюстративный.

Межпредметные связи: живой мир, музыка, математика.

Оборудование: презентация.

Речевой материал: шатаешься, самоед, нагуляю.

Этапы урока Содержание урока. Деятельность учителя Деятельность детей Примечание
1. Организационный
момент
а) Психогимнастика:

С добрым утром глазки! Вы проснулись?
С добрым утром ушки! Вы проснулись?
С добрым утром ручки! Вы проснулись?
С добрым утром ножки! Вы проснулись?
С добрым утром солнце! Я проснулся!

б) Артикуляционная гимнастика

– Игра “Ленивый котёнок”

в) Речевая разминка

– песенка гласных а о у и ы
– работа со скороговоркой

От топота копыт, пыль по полю летит.

массаж с проговариванием

Произносят скороговорку с разной интонацией

Слайд 2

Приложение 1

2. Актуализация
опорных знаний
– Какое сейчас время года?
– Кто из вас был в лесу в зимнее время?
– Каким вы видели зимний лес?
– Вот и сегодня мы с вами отправимся в такой лес на экскурсию.
– А где же все звери?
– Трудно ли животным зимой в лесу? Почему?

Пусть зимой будет побольше лёгкого пушистого снега.
Он спасает животных от холода.
Вот под этой ёлочкой мы присядем и узнаем , что же происходит в лесу.

– Зима

– Ответы детей

– Дети читают стихи

Прложеиние 2

Слайд 3

Приложение 3

Слайд 4

3. Целеполагание и мотивация обучения

4. Изучение нового материала

Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Н.Сладкова, который любил природу и написал много рассказов о ней.

1. Первичное знакомство с текстом
– Чтение учителем

2. Словарная работа
3. Самостоятельное чтение
4. Работа с текстом.

Нужно медведю спать в берлоге, а не бродить по дорогам. Очень страшны медведи, которые просыпаются среди зимы. Они злые и голодные, опасны для человека. Их называют медведи – шатуны.

– Кто знает, на какие две группы по видам питания можно разделить животных?

5. Отгадывание загадок

– Какие из отгаданных зверей хищные, а какие растительноядные?

– Читают

– Отвечают на вопросы

– Хищные и растительноядные

Дети распределяют зверей по группам.

Портрет автора

Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8

Приложение 4

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала

Зайчики.
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.

Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись.

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Словно чистые страницы книги перед тобой. Книгу леса открываем, по следам её читаем.

1. Игра “Следы”

Вот это – след зайца. Впереди большие следы задних ног. Позади маленькие – передние. Ими он отталкивается.
Это – след белки. Похож на заячий, но задние лапки широко расставлены. Да и след от коготков лучше виден.
Это –  след волка. Крупный след ложиться по прямой, как по верёвочке, строчкой в одну линию.
Это – птичий след, сороки. Крестики от трёх последних пальцев.
– А что вы знаете как готовится к зиме белка, ёж, заяц , волк, лиса, медведь?
Какие животные заготавливают корм на зиму, а какие нет? Многие животные заготавливают себе питание на зиму.
Люди смогли проследить , чем они питаются и сочинили об этом задачи в стихах.

– Попробуем решить задачки про животных?

2. Игра “Кто лишний?”

– А как живётся птицам зимой?
–  Заготавливают ли птицы корм на зиму?
–  Чем питаются птицы?
– Какие хорошие дела можете совершить вы, ребята, чтобы помочь птицам и животным выжить в трудное зимнее время?

3. Знакомство с выставкой книг

Ребята, посмотрите на стенд, на котором выставлены книги Н. Сладкова о природе, о животных, о птицах. Эти книги с нашим библиотекарем мы советуем вам прочесть.

Полуприседания с поворотом вправо– влево

Прыжки вперёд – назад

Движения выполняют по содержанию текста

– Отгадывают следы зверей

– Снегирь

Ответы детей.

Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11

Приложение 5

Слайд 12

Н.Сладков
“Русские сказки о природе”, “Лесные сказки”, “Лесной календарь”

7. Домашнее задание Рассказ “Зимний запас” по Н.Сладкову

I группа – стр. 113–114 пересказ

II группа – стр. 113–114 читать , отвечать на вопросы в конце текста

III группа – стр. 113 читать отрывок

– Повторяют задание  
8. Итог урока С каким рассказом познакомились на уроке?
– Что нового узнали?
– Почему животным и птицам надо зимой помогать?
– Все ли животные заготавливают корм на зиму?

Продолжайте вести наблюдения за животными зимой и не забывайте подкармливать птиц.

   

Литература

  1. З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. – СПб., 2003.
  2. А.Г.Арушанова. “Речь и речевое общение детей”. –  М., 2006.
  3. С.Ю.Ильина. “Книга для чтения”, 2-й класс. – СПб.: “Просвещение”, 2006.
  4. Н.В.Нищева. “Система коррекционной работы в логопедической группе”. –  СПб., “Детство – Пресс”, 2003.
  5. Е.А.Пожиленко. “Волшебный мир звуков и слов”. –  М., “Владос”, 2001.
  6. А.Ф.Рыбина. “Коррекция звукопроизношения у детей”. –  Волгоград, 2001.

14.02.2011