Информационные технологии на уроках географии. Пресс-конференция "Сравнение проектов практического использования Антарктики и Арктики в различных областях человеческой деятельности"

Разделы: География, Внеклассная работа


Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Вид урока: Пресс-конференция. Практическая работа.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмыс­ления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уров­ня усвоения учебного материала средствами технологии группового самостоятельного обучения.

Задачи по содержанию.

  • Образовательные:способствовать пониманию закономернос­тей зонального поясного характера изменения природных усло­вий в Антарктиде и Арктике.
  • Развивающие:продолжить обучение методами географических исследований: системный подход — выделение климата как ве­дущего элемента в системе ПТК Антарктиды; сравнительный подход — выявление сходства и различия географических объек­тов Арктики и Антарктики.
  • Воспитательные:формировать опыт равноправного сотрудни­чества учителя и учащихся в процессе группового и самостоятель­ного обучения школьников.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследова­тельский.

Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока: Выставка творческих работ учащихся «Антарктида», визитные карточки материка, выставка книг об Антарктиде, учебное электронное издание «География. Наш дом – Земля»(медиаучебник) для учащихся 7 классов, 2002 г. в., фрагмент видеофильма BBC «Природа Антарктики и Арктики».

Настенная карта «Физическая карта мира».

Учебники, атласы, тетради, компьютер, мультимедио.

Класс заранее был разделен на семь групп, каждое из которых получило и подготовило определенное задание: подготовка сообщения по теме с использованием медиаучебника по географии для учащихся 7 класса: «Земля-Наш общий дом»:

1-я группа – геоположение и геология Антарктиды ; 2-я – аспекты изучения гляциологии на материке ; 3-я –зообиологические особенности Антарктиды ; 4-я –особенности погоды и климата на континенте ; 5-я - полярные исследования Антарктиды ;6-я- проект хозяйственного использования Антарктиды; 7-я - проект хозяйственного освоения Арктики.

Ход урока

Видеофрагмент фильма ВВС на 1 мин 30 сек.

Тема урока: Природа Антарктиды. (Презентация).

Ребята, Вам было дано опережающее задание: прочитать текст параграфа 37 и разобрать его. Сегодня мы сформируем знания по южному континенту, представления о природе Антарктиды и проведем практическую работу «Сравнение природы Арктики и Антарктики».

Раздача бланков практической работы.

В течение урока заполнить и сдать бланки с выполненной практической работой (приложение №8).

Нередко задают вопрос: Для чего необходимо изучать Антарктиду?

Мы ещё мало знаем этот огромный ледяной континент, что скрывается под его ледяной бронёй, какие богатства таят его недра, как протекают в этой области земного шара различные геофизические процессы связанные так или иначе с процессами, развивающимися на всей планете. Сегодня на уроке присутствуют учёные побывавшие на ледяном континенте, чтобы принять участие в пресс-конференции «Природа Антарктиды».

Вы, ребята, можете им задать интересующие вас вопросы.

Вопрос учащегося: Каковы результаты геологических исследований Антарктиды и перспективы разработки месторождений полезных ископаемых на материке?

(Приложение №1)

Вопрос учащегося: Что за наука гляциология, какие виды исследований по ней проводятся на материке? (Приложение №2)

Вопрос учащегося: Расскажите о станции «Восток» и показателях погоды подтверждающих, что Антарктида — самый холодный и суровый материк Земли? (Приложение №3)

Вопрос учащегося: Какие полюса имеются в Антарктике? (Приложение №4) Какое снаряжение нужно брать для путешествия по материку?

Расскажите об органической жизни Антарктики и почему, именно императорского пингвина - считают символом Антарктиды? (Приложение №5)

Просмотр видеосюжета о природе Антарктики (на 7 минут) и окончание заполнения практической работы и их сбор.

Можно для подсказки в ходе практической работы дать мультевидеосюжет по Северному Ледовитому океану: (климат ; Свойства вод, течения.). вывод о природе Антарктиды

Итак, ребята, мы узнали, что природа Антарктики развивается в суровых, экстримальных условиях. Всё растёт и развивается очень медленно. Количество пищи ограничено. Природа очень медленно будет восстанавливаться при её нарушениях, а может вообще не восстановиться. Она очень уязвима !

Поэтому приняты документы по сохранению тонкого равновесия в природной среде Антарктики: запрещение испытаний оружия, запрещение охоты на животных и птиц,

конвенция по сохранению морских животных, правила по охране биологических ресурсов Антарктики, программа по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктики.

Ребятами были составлены проекты практического использования Антарктиды и Арктики в различных областях человеческой деятельности, давайте прослушаем проекты учащихся.

Проект использования Антарктиды (Приложение № 6)

Проект использования Арктики (Приложение №7)

Какую оценку прослушанным проектам дадут полярник и геолог ?

полярник – учитывая, что за каждые шесть месяцев в полярный день Антарктиду уже сегодня посещают 10 тысяч туристов проект актуален и может быть принят для дальнейшей разработки.

Геолог – этот проект буровых установок активно использовался при разрабортке Штокманского нефтяного месторождения в акватории Баренцева моря.

Запишите домашнее задание: параграф 37. По желанию подготовить: проекты практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана или сообщение на тему: Как сегодня можно воспринять слова знаменитого путешественника Дж. Кука во время плавания 1772 -1775 годы, что если и будет открыт южный материк, всё равно он не принесёт пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим наукам.

Давайте ответим на вопросы гостей пресс- конференции, чтобы показать наши знания:

А - Геолог задаёт первую группу вопросов по ФГП материка:

  1. Как называется южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно до 50-60 южной. широты. ? (Антарктика).
  2. Какова площадь Антарктиды? (14 млн. км2 ).
  3. Какова крайняя точка материка и её координаты? (мыс Сифре 63°южной широты и 58° западной долготы)
  4. Назовите самый широкий и глубокий пролив, отделяющий Антарктиду от Южной Америки. (Пролив Дрейка).
  5. Что означает слово «Антарктида» в переводе с греческого языка? («Анти» - против, «Артикос» - северный. Антарктида - против севера).

Б – Полярный исследователь задаёт вторую группу вопросов по истории исследования материка:

  1. Кто и когда открыл Антарктиду? (Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев в 1820 году).
  2. Когда и кем впервые был покорен Южный полюс? (норвежец Руаль Амундсен 14 декабря 1911 года).
  3. Какой путешественник достиг полюса вторым и погиб? (англичанин Роберт Скотт 18 января 1912 года).
  4. Какому государству принадлежит Антарктида? (Антарктида не принадлежит ни одному государству).
  5. Как назывались шлюпы русских мореплавателей, на которых они плыли, когда открыли Антарктиду? («Восток» и «Мирный»).
  6. Айсберг – это ……(материковый ледник, сползающий в воду )

В – Гляциолог задаёт третью группу вопросов по рельефу материка:

  1. Как называется платформа, лежащая в основании материка? (Антарктическая платформа).
  2. Какова средняя величина материка с учетом ледникового покрова? (Средняя высота материка с учетом ледникового покрова приблизительно 2040 м).
  3. Какие горы протянулись от моря Уэддела до моря Росса? '(Трансантарктические горы).
  4. Какова высота самого высокого массива материка? (Массив Винсон, его высота - 5140 м).
  5. Какова абсолютная высота глубочайшей впадины материка? (-2555 м).
  6. В состав какого древнего материка входила Антарктида? (Древний материк Гондвана).

Г – Климатолог задаёт четвёртую группу вопросов по внутренним водам материка:

  1. Сколько процентов пресных вод Земли содержится в ледяном покрове Антарктиды? (80% пресных вод Земли).
  2. Какой крупный остров в северном полушарии покрыт мощной ледяной шапкой, напоминающей ледяной щит Антарктиды? (Остров Гренландия).
  3. Как называются ледники, расположенные в пределах материковых отмелей морей? (Шельфовые ледники).
  4. Как называется один из самых крупных на Земле ледников, который находится в Антарктиде? (Ледник Бирдморо. Его длина -200 км, а ширина - 40 км).
  5. Чем удивительны озера Антарктиды? (Одно - незамерзающее, в другом - температура +8 °С, в третьем - +22 °С, хотя оба покрыты льдом).
  6. Название самого крупного шельфового ледника на территории Антарктиды. (Ледник Росса).

Большое спасибо гостям урока за интересные дополнительные сведения , ребятам класса за работу на уроке.

Комментарии оценок за урок.