Технология "Портфолио" в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи

Разделы: Коррекционная педагогика


Настоящее время предъявляет предельно высокие требования к темпу жизни и уровню развития молодого поколения. Но какие именно компетенции потребуются ребенку в его последующей жизни? Что потребует жизненная ситуация в первую очередь: успешное усвоение школьной программы или возможность реализовать себя в творчестве? Не пытаясь найти однозначный ответ на эти риторические вопросы, мы склоняемся к необходимости использования технологии самореализации личности ребенка через мотивацию у него достижений успеха. Личностно - ориентированная модель воспитания и обучения, реализуемая в нашем детском саду, ставит в центр внимания образования ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями. Одной из наиболее эффективных педагогических технологий, позволяющих реализовывать ребенку свой возрастной потенциал и индивидуальность является технология "Портфолио". Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. Давая определение понятию "портфолио", нужно сказать, что, несмотря на различие мнений различных исследователей (Т.Г. Новикова, А.С. Прутченко, И.Ю. Гайтукаева и др.), они едины в том, что портфолио в первую очередь - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Основной смысл данной формы работы, с точки зрения Т.Г. Новиковой, - "показать все, на что ты способен". Особенно актуальна данная форма для детей, имеющих нарушения в развитии речи. Портфолио позволяет увидеть динамику коррекционного развития детей, интегрировать количественные и качественные оценки ребенка, и, самое главное, происходит перенос "педагогического ударения" с оценки на самооценку.

Внедрение технологии портфолио позволяет преодолеть типичные недостатки традиционной системы педагогической оценки:

  • субъективизм;
  • ограниченность;
  • недооценивание возможностей ребенка.

В нашем ДОУ с целью

  • фиксирования результатов коррекции нарушения речи детей, посещающих логопункт;
  • стимулирования детей, педагогов, родителей к взаимодействию для достижения позитивных результатов;
  • обеспечения непрерывности процесса воспитания, обучения и развития на протяжении всего периода коррекционно - развивающего сопровождения ребенка - логопата;
  • демонстрации диапазона компетенций воспитанников
  • учитель - логопед совместно с воспитателями, детьми и родителями воспитанников оформляют портфолио.

Несмотря на разнообразие и индивидуальность каждой работы, можно классифицировать их следующим образом:

  • по принадлежности является портфолио детей дошкольного возраста;
  • портфолио - собственность;
  • по целеполаганию - портфолио оценочно - диагностический;
  • по времени создания - долгосрочный или среднесрочный (зависит от времени пребывания ребенка в логопункте);
  • по оформлению - печатный;
  • по содержанию - портфолио работ и отзывов.

В работах можно выделить следующие разделы:

1. Портрет, включает в себя фотографию ребенка, сочинения родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке, неформальная беседа "Расскажи о себе", интервью у друзей ребенка, самооценка по тесту "Лесенка", сведения учителя - логопеда об уровне развития речи ребенка, зачисленного в логопункт.

2. Коллектор содержит материал, накопленный за весь период реализации данной формы. Рисунки ребенка, социальный паспорт семьи (Приложение 1), карту заболеваемости ребенка (Приложение 2), коррекционные материалы учителя - логопеда, рассказы ребенка, результаты педагогической диагностики (Приложение 3), диагностические карты, схемы, анкеты для родителей, фотоматериалы.

3. Достижения ребенка. Грамоты за конкурсы разного уровня, свидетельства об участии в концертах, выставках; отзывы воспитателя, учителя - логопеда о достижениях ребенка, заключения педагогов о кружковой работе (ожидаемый результат - реальные достижения), отзывы и предложения родителей о работе педагогов ДОУ.

Данная педагогическая технология позволяет учителю - логопеду осуществлять продуктивное взаимодействие педагогов, детей и родителей. Портфолио выпускников вручается родителям по окончании детского сада.

Общими усилиями решаются следующие задачи: выявление и поддержка творческого потенциала ребенка, оценка реальных достижений ребенка, полученных результатов. Оценить - значит найти определенные качества, показать не только умения и не столько знания, сколько отношения ребенка к себе, сверстникам, взрослым людям, деятельности. У дошкольника формируется опыт положительного оценивания своей деятельности, самого себя.

Таким образом, портфолио детей - логопатов нашего ДОУ представляет собой "инструмент комплексной диагностики" (Л.И. Адаменко) и является частью индивидуальной программы развития ребенка, посещающего логопункт.

Используемая литература.

  1. Кочкина Н.А., Чернышева А.Н. Портфолио в ДОУ. - М., 2009.
  2. Адаменко Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной терапии. - Справочник старшего воспитателя, 1-08.
  3. Курынова С. Портфолио дошкольника. - Обруч, 6 - 2005.