Интегрированное занятие на тему "Дымковские игрушки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия:

  • Развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, зрительную память;
  • Воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Задачи по разделам:

Рисование:

  1. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;
  2. Учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки).

Математика:

  1. Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
  2. Упражнять в количественном и порядковом счете в пределах пяти.

Развитие речи:

  1. Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи;
  2. Совершенствовать диалогическую речь.
  3. Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Материал к занятию:

  • Конверт;
  • геометрические фигуры большого размера с нарисованными на них дымковскими игрушками;
  • прямоугольные карточки в виде палитры по количеству детей;
  • геометрические фигуры малого размера с наклеенными на них силуэтами лошадок по количеству детей;
  • краски и кисти;
  • салфеточки;
  • магнитная доска.

Ход занятия

Воспитатель вносит на занятие конверт.

У меня в руках письмо,
Пришло из Дымково оно.
Конверт я открываю,
Но что внутри – не знаю.

Воспитатель открывает конверт, достает геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) и выставляет их в ряд на магнитную доску. На каждой геометрической фигуре нарисована дымковская игрушка (конь, индюк, баран, уточка, барыня).

Вот игрушки расписные – удивительное чудо!
Так ответьте мне скорее к нам пришли они откуда?

Проводится краткая беседа по вопросам:
Как называются все эти игрушки?
Почему их называют дымковскими?
Из чего делают такие игрушки?

Детям предлагается посчитать, сколько всего геометрических фигур с изображением игрушек выставлено на доске. Затем детям предлагается посчитать геометрические фигуры по порядку и ответить на вопросы:

На котором по счету месте стоит треугольник?
Какая игрушка изображена на овале?
Какая фигура стоит на втором по счету месте?
Кто изображен на четвертой по счету фигуре?
На котором по счету месте стоит индюк, как называется фигура, на которой он изображен? и т.д.

Воспитатель напоминает, что дымковские мастера расписывали свои игрушки яркими красками и предлагает назвать цвета, которыми пользовались дымковские мастера (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный, голубой).

Дети работают за столами, перед каждым лежит прямоугольная карточка в виде палитры. На каждой карточке нарисованы пять красок ( красная, желтая, синяя, черная, зеленая) Детям предлагается посчитать, сколько всего цветов на палитре, посчитать краски по порядку. Затем по очереди детям предлагается ответить на вопросы:

Краска какого цвета стоит на первом по счету месте;
На каком по счету месте стоит черная краска? и т.д.

Физминутка:

Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)
Кони удалые,
Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)

Затем воспитатель спрашивает, какие элементы использовали дымковские мастера для росписи игрушек (круги, полоски, точки, волнистые линии). Предлагает вспомнить, что обозначают элементы росписи (круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья), а затем найти и показать эти элементы на изображениях игрушек.

Предлагает отгадать загадку об одной из дымковских игрушек:

Очень стройный и красивый,
С челкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать,
Ест овес, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку… (конь)

Воспитатель предлагает детям взять из конверта любую геометрическую фигуру с изображением дымковского коня, обращает внимание на то, что дымковские мастерицы очень спешили отправить нам письмо и не успели расписать коня. Предлагает украсить бока коня элементами дымковского узора.

Дети подходят к мольбертам, столам, заранее подготовленным к рисованию, занимают места. Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы рисования.

Затем все работы вывешивают на стенд. Воспитатель обращает внимание на яркость лошадок, их красоту, предлагает детям ответить на вопросы:

Чья работа больше нравится? Почему?
Какая лошадка самая аккуратная?

Работы помещают в “Уголок народно-прикладного искусства”, занятие заканчивается.