Экологическая безопасность. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Цели:

  • познакомить детей с терминами «экология», «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»;
  • доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
  • учить сравнивать, анализировать, обобщать, выполнять правила личной экологической безопасности.

Оборудование: презентация; интерактивная доска; конверты с заданиями для каждого ребёнка для составления цепи загрязнения (Приложение 2); конверты с заданиями для каждого ребёнка для составления правил экологической безопасности (Приложение 3). 

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка, помощь.

II. Сообщение темы урока.

Ребята, недавно я услышала интересный разговор. (Слайд 2)

– Ох, какая сегодня плохая экология, – сказала мама, – от нее у меня разболелась голова.
– Да уж, – согласился папа, – экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.
– Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол? (Рассказ взят из урока Марии Шумкиной, учителя школы №225, г. Новокузнецк).

– Ребята, а вы знаете, что такое экология? (Экология – это наука о доме, Земле).

– Чтобы ответить на этот вопрос дядя Фёдор заглянул в словарь и вот что узнал:

(Слайд 3) «В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – учение».

– Что же такое экология?

Экология – это наука о доме. (Хором вместе учитель и дети).

– А какой же дом изучает экология? (Общий для всех дом, нашу планету – Земля).

Да, ребята, экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планета Земля.

– Итак, тема нашего урока «Экологическая безопасность». (Слайд 4)

– Сегодня мы постараемся понять, что же это такое – экологическая безопасность.

III. Работа по теме урока.

1) Источники загрязнения окружающей среды.

Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней, к своей планете? Бережём ли мы её?

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на фотографии Шарика, которые он сделал своим любимым фоторужьём. (Слайд 5)

– Посмотрите на них внимательно.

– Ребята, на листах (Приложение 1), которые лежат перед вами, закрасьте квадраты с номерами тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей (Слайд 6-7)

– Давайте проверим. Покажите, что у вас получилось. Посмотрите, ребята, у вас и у меня получились одинаковые работы. Значит. Вы справились с заданием и верно закрасили источники загрязнения окружающей среды. (Слайд 8)

– Что же относится к источникам загрязнения окружающей среды? (Слайд 9) (Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реку вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало.)

– Вы видите, человек может своими поступками, как сберечь природу планеты, так и погубить её.

– Человек сам наносит вред природе.

На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа – не пустяк!
Он привык всё покорять,
Но не может он понять:
Коль беречь её не будет,
Всё живое он погубит! (Слайд 10)

– Что же произойдёт с нами и нашей планетой, если её загрязнять? (Всё живое погибнет, погибнет планета.) (Слайд 11)

2) Что такое экологическая безопасность?

Ребята, надеюсь, вы поняли, что очень важно уметь защищать и беречь свой дом Землю, а значит себя и своё здоровье. Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!

– Чтобы выяснить, что такое ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, дядя Фёдор обратился к профессору.(Слайд 12-13)

Вот что он узнал.

– ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды.

3) Составление схемы «Цепь загрязнения».

Ребята, а теперь давайте напомним Дяде Фёдору, что является источником загрязнения окружающей среды и как загрязнённые вещества поступают в наш организм, составим для него наглядное письмо.

– У вас на партах лежат конверты. Возьмите их в руки. Откройте. Достаньте то, что в них лежит. (Слайд 14)

Возьмите домик. (Приложение 2). Положите перед собой. Разложите карточки со словами. (Приложение 2). Будьте внимательны, аккуратны и не торопитесь.

– Я буду задавать вам вопросы, а вы должны найти карточку с ответом, показать, потом приклеить на домик.

– Что является источником загрязнения окружающей среды? (Источником загрязнения окружающей среды являются: фабрики, транспорт, дома).

Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на нижний ряд.

– Проверим. (Слайд 15)

– Куда попадают вредные вещества? (Вредные вещества попадают в воздух, воду, почву).

Что образуют воздух, вода и почва вместе? (Всё это окружающая среда).

– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на средний ряд.

– Проверим. (Слайд 15)

– Куда попадают вредные вещества из окружающей среды? (Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек).

Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на верхний ряд.

– Проверим. (Слайд 15)

Ребята, обратите внимание, загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют «ЦЕПЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ».

– Как вы видите, самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются. (Слайд 16)

– Молодцы, ребята! Мы с вами составили наглядное письмо дяде Фёдору «Цепь загрязнения».

– Вот это письмо я отправлю от всех нас дяде Фёдору. Согласны? (Да). А свои письма вы оставите себе. Надеюсь, что эти письма помогут задуматься вам о бережном отношении к природе.

4. Физкультминутка. Игра «Правила поведения в природе».

Ребята, а чтобы проверить, как же вы знаете правила поведения в природе, Дядя Фёдор придумал для вас игру. (Слайд 17)

– Вы в игру сыграть готовы?

– Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!

– Молодцы, ребята! Посмотрите, как улыбаются дядя Федор, Матроскин и Шарик.

5. Составление памяток «Правила ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ».

Ребята, чтобы сберечь наш дом – планету земля, очень важно знать и, конечно, соблюдать правила экологической безопасности. Профессор прислал телеграмму жителям Простоквашина с «Правилами экологической безопасности». А почтальон Печкин попал под дождь и некоторые слова в ней исчезли. Он просит вашей помощи. Давайте поможем восстановить текст телеграммы и узнаем правила экологической безопасности. Вы согласны? (Слайд 18)

– У вас на партах лежат тексты с телеграммой (Приложение 3). Возьмите их. Положите перед собой. (Слайд 19)

– Внизу у вас есть слова-помогайки. Прочитаем их хором.

– А теперь, прочитайте текст и е восстановите правила экологической безопасности, вставляя необходимые по смыслу слова. (Самостоятельная работа.)

– Заканчиваем работу. Положите ручки. Посмотрите на меня.

– Читаем восстановленный вами текст телеграммы по цепочке. (Коллективная проверка.)

(Слайд 20)

Молодцы, ребята, теперь и вы, и жители Простоквашино знаете правила экологической безопасности. Каждый человек должен знать и выполнять эти правила, чтобы сохранить планету здоровой, а значит сохранить и своё здоровье.

IV. Итог урока.

Сегодня вы и жители Простоквашина познакомились с новыми понятиями. Какими? (Ответы детей.) (Слайды 21-23)

– А ещё сегодня мы составили правила экологической безопасности.

– Давайте полюбуемся природой, которую мы должны беречь и охранять. (Показ видеофильма.)

(Слайды 24-33)

(Учитель на фоне музыки читает стихотворение)

Природа – это дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живём.
Другого дома нет на целом свете.

– Ребята, вам понравились картины русской природы?

– Мне тоже.

– Как прекрасна земля и на ней человек, если он правильно себя ведёт.

– Спасибо вам, ребята, за вашу помощь. Надеюсь, нет, я верю, что после сегодняшнего урока вы будете беречь природу, беречь своё здоровье.

Используемая литература:

  1. Учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков, Е.А. Крючков.
  2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. О.И. Дмитриева
  3. «Мир и человек». А.А. Вахрушев, А.С. Раутина.
  4. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов.
  5. Светлана Сульдимирова. Сценарий экологического праздника «День Земли».

Приложение 1.