Урок по информационной культуре "Исполнитель Circle"

Разделы: Информатика

Класс: 7

Ключевые слова: QBasic, программирование, окружность, мишень


Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

  1. Изучить команду построения окружности.
  2. Закрепить умения и навыки программирования изображений окружности.

Задачи урока:

  • образовательная – знакомство учащихся с исполнителем построения окружности;
  • развивающие – формирование у учащихся приемов алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие слуховой, зрительной памяти;
  • воспитательные – развитие умения связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание самостоятельности, ответственности за выполняемую работу.

Ход урока

1. Организационный момент.

На предыдущем уроке мы познакомились с командой построения прямоугольника и закрашенного прямоугольника. На практической работе вы нарисовали флаги некоторых стран с помощью этих команд, но не смогли изобразить флаг, который содержал окружность.

Сегодня мы познакомимся с исполнителем (командой, оператором) построения окружности и закрепим полученные знания с помощью решения задачи на компьютере.

2. Актуализация опорных знаний (повторение).

Необходимо найти ошибки и объяснить, что выполняет каждый оператор.

SKREEN 12 - вход в графический режим, вместо К – С.

LINE (0, 232) – (639, 232), 4 - горизонтальная линия, по середине экрана (красная)

LINE (100 – 100) – (400, 200), 1, B - незакрашенный прямоугольник, вместо – должна быть ,.

LINE (320, 0) – (320, 463), 4 - вертикальная линия по середине экрана (красная).

PSET (320, 232), 14 - желтая точка в центре экрана.

LINE (100, 100) – (400, 200), 17, BF - закрашенный прямоугольник, нет 17 цвета (белый).

3. Объяснение нового материала.

На уроках математики, рисования вы сталкивались с задачами изображения круга и окружности. Вы знаете, что окружность можно начертить с помощью инструмента, который называется циркуль.

Рассмотрим следующую задачу.

Нужно нарисовать солнышко на альбомном листе, а для того, чтоб оно получилось аккуратным использовать циркуль.

Давайте подумаем, какие основные моменты нужно учесть при этом.

  1. Местоположение (в середине листа, слева, справа и т.д.). В математике, как вы знаете, положение точки на плоскости определяется с помощью двух координат – x,y.
  2. Надо учесть размеры солнца, чтобы оно не было очень большим и входило бы на лист, то есть надо учесть значение радиуса окружности.
  3. Так как мы рисуем солнце, то желательно использовать желтый цвет.

Таким образом, мы определили с вами основные параметры исполнителя, вычерчивающего окружность на экране.

Запишите, пожалуйста, в тетрадь:

Окружность

CIRCLE (x,y),R,C

где x, y – координаты центра окружности; R – радиус окружности; С – цвет.

Вопрос на закрепление: Как записать команду изображения красной окружности радиуса 100 в центре экрана? CIRCLE (320, 232), 100, 4

4. Практическая работа на ПК.

Задача. Составить программу, изображающую в центре экрана мишень из 5 концентрических окружностей и перекрестие двух отрезков прямых.[3]

Обсуждение. Вспомните, как вы сдавали нормы ГТО по стрельбе. Вы стреляли из винтовки по мишени. Мишень представляет из себя 10 концентрических окружностей (это окружности, имеющие один общий центр), а у нас по условию задачи их 5.

Для решения задачи нужно:

  • Определить центр экрана (320, 232);
  • Изобразить горизонтальную и вертикальную линии, пересекающиеся в центре экрана (команда LINE);
  • Определить, сколько должно быть команд CIRCLE? (5)
  • Выяснить, чем они отличаются? (радиусом).

Зададим первый радиус окружности 100, а затем будем увеличивать его на 20. Цвет линий – белый (15).

Программа будет выглядеть следующим образом:

SCREEN 12
LINE(320,0)-(320,463),15
LINE(0,232)-(639,232),15
CIRCLE(320,232),100,15
CIRCLE(320,232),120,15
CIRCLE(320,232),140,15
CIRCLE(320,232),160,15

CIRCLE(320,232),180,15

Запишите, пожалуйста эту программу в тетрадь.

Составленную программу (1 вариант) возьмем за основу и добавим к задаче следующие условия:

  • Изобразить на мишени «попадание в 10» (красным цветом)(2 вариант)
  • Изобразить попавшую в мишень стрелу (желтым цветом)(3 вариант)

Выберите один из трёх вариантов, подходящий для вас, наберите и запустите программу на компьютере.

1 вариант                     2 вариант                     3 вариант


Рисунок 1

5. Подведение итогов.

Мы с вами познакомились с исполнителем CIRCLE, который помогает нам вычерчивать окружности на экране и закрепили полученные знания на практической работе.

Оценки за урок.

Домашнее задание:

  1. §4.19
  2. Записи в тетради.
  3. Дописать программу следующим образом:

На уроке:

1 вариант                     2 вариант                      3 вариант


Рисунок 1

Домашнее задание:


Рисунок 2

Творческое задание на дом для желающих:


Рисунок 3

Презентация к уроку представлена в Приложении 1.

Список литературы:

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Сафронов И.К. Бейсик в задачах и примерах. – Спб.:БХВ-Петербург, 2001.