Урок развития речи в форме творческой мастерской по теме "Весна идет – весне дорогу!" 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • Научить использовать описание в коммуникативных ситуациях.
  • Закрепить навыки выразительного чтения.
  • Развивать речь учащихся через творчество.
  • Прививать любовь к окружающему миру, к природе.

Задачи урока:

  • Нарисовать словесную картину после прослушивания музыки.
  • Презентовать рисунок.
  • Прочитать выразительно литературные образцы пейзажных зарисовок.
  • Через работу на уроке в форме мастерской развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  • Запись отрывка из музыкальной пьесы "Времена года" А. Вивальди.
  • Рисунки учащихся на тему "Весна".

Методы и приёмы:

  • Словесное рисование (устное, письменное).
  • Наблюдение.
  • Анализ текста.
  • Работа в парах.

Ход урока

- Сегодняшний урок развития речи мы проведем в нетрадиционной форме, в форме творческой мастерской. Я буду давать инструкции, при выполнении которых у вас будет полная свобода выбора пути. Если какая-то инструкция будет не очень ясная, вы можете толковать ее так, как поняли.

Фаза индукции.

- Ребята, сейчас прозвучит отрывок из музыкального произведения А. Вивальди "Времена года". Но о каком времени года автор сочинил мелодию, я не скажу: это должны сделать вы. Можно закрыть глаза и представить в своем воображении ту картину, которую, на ваш взгляд, попытался изобразить композитор.

Звучит отрывок из пьесы "Весна".

- Какое время года изображает пьеса? Почему вы так решили?

- Вы верно определили время года, изображенное в музыкальном произведении. А теперь прослушайте словесное произведение и определите, о каком времени года идет речь в нем?

А Н. Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
"Весна!" - читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику ей рад,
Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят, кто больше всех
Природы любит обновленье!

(Речь идет о весне:)

- Какая картина более интересна и понятна вам, музыкальная или словесная?

(Интересны и музыкальная, и словесная картины, но понятны описания словами, так как каждый из нас думает и рисует, прежде всего, при помощи слов.)

- Сегодня на уроке мы будем говорить и писать о весне. Потому тему урока мы обозначим так: "Весна идет - весне дорогу!"

Запись числа, темы урока в тетради.

Работа с материалом.

- На уроках чтения, литературы вы изучали стихотворения о весне. В качестве домашнего задания должны были вспомнить эти произведения и подготовить их выразительное чтение наизусть. Итак, прослушаем вас. Остальные ребята, слушая выступления своих товарищей, должны записать в тетради слова, словосочетания, которые кажутся важными.

Групповая работа.

- Исходя из прослушанных стихотворений, в течение 1 минуты запишите, посовещавшись, 3 самые важные идеи.

Группы по 5 человек. Каждая группа рассказывает, почему выбрала именно эти идеи. Все слушают, записывают мысли партнеров.

Индивидуальная работа.

- Прослушайте слова, запишите их слева и рядом справа укажите слова, которые при этом приходят в голову, не контролируя их качество, значение. Вот они:

Свет, снег, тепло, весна, лес, радость, жизнь, юг, день, природа.

- Выберите любые 3 слова из тех, что вы написали, запишите их в левый столбик, а в правый - составьте слова, исходя из слогов и букв данного слова, убирая или добавляя слог или буквы. На это задание отводится 5 минут.

- Поменяйтесь с товарищем тетрадями, дополните список слов второй колонки.

- А теперь посмотрите на свои рисунки, на которых вы изобразили весеннее время года при помощи красок, карандашей. Глядя на рисунки, мы видим конкретные предметы: деревья, облака и т.д. Каждый понимает рисунок своего одноклассника по-своему, но всегда интересно знать, а что автор хотел передать через свою картину, свой рисунок? Какие чувства, мысли?

Итак, объявляется презентация рисунков.

План презентации (на доске):

- Назвать тему рисунка.

- Указать причину выбора темы.

- Дать словесное описание изображаемому, обращая внимание на особые детали в изображении предметов, явлений.

- Особое внимание уделять необычным качествам предметов, явлений.

Примерная презентация одного из учеников.

Я изобразил на своем рисунке раннюю весну, потому что в этом году она пришла к нам рано. В своем рисунке я использовал яркие, сочные цвета: желтый, зеленый, голубой. Они помогают передать весеннее настроение. Вот бежит звонкий, прохладный первый весенний ручей, и ребята уже успели запустить кораблики. Вдалеке виднеются деревья, ни них еще нет листьев. На одном из деревьев висит скворечник. И вот скоро уже прилетят наши любимые птицы, и мы услышим их звонкое пение. Все-таки как хорошо весной!

- Молодцы! Вы оказывается умеете рисовать не только красками, но и словами, вам удалось оживить свой рисунок при помощи удачно найденных выражений.

- Итак, ребята, вы получили опыт устного словесного рисования, описывая словами свой рисунок, слушали музыку, работали письменно со словами, а теперь предстоит самое интересное - опираясь на записанные слова, словосочетания, на рисунки, написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем. На это задание даётся 10 минут.

Темы сочинений (на доске):

- Сейчас в лесу.

- "Идет весна по городу".

- "Все весною пахнет!"

Во время работы тихо звучит музыка А. Вивальди.

Социализация.

После того, как работы написаны, желающие читают их.

Подготовленный ученик читает стихотворение Н. Рыленкова "Всё в тающей дымке:".

Все в тающей дымке -
Холмы, перелески:
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

- Ребята, вы сумели с помощью слов оживлять картины природы весной. Все сегодня постарались "всмотреться" и "вслушаться", как могли "отразили: прелесть русской природы" весной. Цель урока достигнута.

Рефлексия.

Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые возникли во время работы мастерской, сообщают о том, чему они сегодня научились.

- Спасибо всем за урок, желаю успехов в творчестве!