Творческий отчет "Вологодский вернисаж"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Цель: демонстрация уровня знаний, умений и навыков детей подготовительной логопедической группы.

Задачи:

  • совершенствовать активный словарь и грамматический строй речи, связную речь;
  • развивать слуховое восприятие, внимание и память;
  • улучшать общую и мелкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, чувство ритма;
  • совершенствовать силу голоса, фонационный выдох, просодическую сторону речи;
  • продолжать развивать умения передавать в движениях характер музыки, выполнять различные перестроения, свободно ориентироваться в пространстве;
  • совершенствовать исполнительские умения (исполнение песен, ансамблевая игра на шумовых инструментах);
  • развивать творческую активность детей;
  • воспитывать у детей любовь к родному городу, интерес к творчеству земляков.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети входят в зал под музыку, встают лицом к гостям.

Слайд 1.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите как много в нашем зале гостей. Давайте их поприветствуем песней на стихи Татьяны Петуховой.

Песня «Новый день» (слова Т. Петуховой, музыка Смирновой).

Дети садятся.

Логопед: В России много городов, и в каждом городе есть свои достопримечательности. А какие достопримечательности есть в нашем городе?

Дети: Соборы, памятники, площади, фонтан, колокольня, парки.

Логопед: Где вологжане и гости города могут посмотреть спектакли?

Дети: Спектакли можно посмотреть в театре кукол «Теремок», в Театре для детей и молодежи, в Драматическом театре, в Детском музыкальном театре. Слайд 2.

Логопед: А где можно послушать музыку?

Дети: Музыку можно послушать в филармонии имени Гаврилина и в концертных залах. Слайд 3.

Логопед: Какие музеи вы посоветуете посетить нашим гостям? Слайд 4.

Дети: Я посоветую посетить краеведческий музей (картинную галерею, мастерскую Пантелеева, дом Корбакова, дом Петра I, дом купца Самарина, музей забытых вещей).

Логопед: Но главная ценность любого города – люди. Недаром говорится: «Каждый городок земли своими славится людьми». Вологодчина – родина многих талантливых людей: художников, писателей, поэтов, композиторов, актеров. Своим творчеством они прославили наш родной край.

Дети читают стихи:

Всех пришедших к нам гостей
Приглашаем в наш музей:
Наши дружные ребята
Вам представят экспонаты
Ждут вас чудные картины,
Танцы, песни и стихи,
Все что Вологде любимой
Подарили земляки.
В общем, каждый, кто войдет
Интересное найдет!

Воспитатель: Природа Вологодского края прекрасна в любое время года. Она вдохновляет художников. Посмотрите на экран, картины какого художника перед нами?

Слайд 5.

Дети: Перед нами картины Олега Александровича Бороздина.

Воспитатель: Что изображено на картинах?

Дети: На картинах изображена природа в разное время года.

Воспитатель: Как называется этот жанр живописи?

Дети: Этот жанр живописи называется пейзаж.

Ребенок читает стихотворение:

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, –
Обязательно картина
Называется пейзаж (Г. Гладков)

Воспитатель: Как вы думаете, кто еще кроме художников может рассказать о природе?

Дети: О природе могут рассказать поэты и композиторы.

Воспитатель: Поэты, художники, композиторы чувствуют природу, ее настроение, и передают его в своих произведениях. Рассмотрите внимательно картины и прочитайте стихотворение к каждой из них.

Дети читают стихи.

Слайд 6.  О.А. Бороздин «К вечеру»

Н. Рубцов «Осень»

Отцветет и поспеет на болоте морошка, –
Вот и кончилось лето, мой друг!
И опять он мелькает,
Листопад за окошком,
Тучи темные вьются вокруг…

Слайд 7. О.А. Бороздин «Морозный день»

В. Федотов «Зима»

Ах, как светится снег – бело-розово-сине!
Можно долго смотреть на него не дыша.
Как чиста в одеянии зимнем Россия,
Как светла у России под снегом душа!

Слайд 8. О.А. Бороздин «Весна идет»

А. Яшин «Голоса весны»

Весна всему свой голос дарит:
Воде, листве, земле – всему,
Кострам в лесу и птичьей стае,
Глазам и сердцу моему.
Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.

Музыкальный руководитель: Весна вдохновила вологодскую поэтессу Татьяну Петухову. Она создала замечательное стихотворение «Динь-дон», которое потом стало песней. Сейчас мы ее споем.

Дети исполняют песню «Динь-дон». Слова Т. Петуховой, музыка Смирновой

Логопед: Скоро промчится весна и наступит лето.

Слайд 9. О.А. Бороздин «На солнышке»

Ребенок читает стихотворение «Солнечное утро» Г. Мауры

Солнечное утро

Солнца много-много-много,
Солнца – целая страна!
Вязнут солнечные ноги
В низких ветках у окна.
Вот оно ещё немножко
Сил накопит в вышине,
Золотой сороконожкой
Проберётся в дом ко мне!

Логопед: Наше северное лето славится своими белыми ночами. Что значит выражение «белая ночь»?

Дети: «Белая ночь» – это июньская, короткая ночь. В такие ночи солнышко почти не заходит.

Воспитатель: Вот как на картине изобразил белую ночь художник О. Бороздин.

Слайд 10. О.А. Бороздин «Тишина»

Воспитатель: А поэтесса Гелия Александровна Маура представила, белую ночь, как встречу двух братьев Заката и Рассвета. О чем же они могли бы поговорить?

Драматизация стихотворения «Белая ночь» (Г. Маура)

Закат встречается с рассветом
У трех растрепанных берез
– Как день прошел?
– Земля прогрета.
А ты, братишка, что принес?
– Рукой в сиреневой рубашке
Взмахну легонько по кустам –
И вот –  уже проснулись пташки,
Защебетали тут и там!
Закат шагнул с песчаной кручи
И на прощанье, уходя:
До завтра, брат! Пойду за тучей,
Добуду теплого дождя.

Музыкальный руководитель: Представьте, что начался теплый летний дождь.

Дети исполняют танец под песню «Шутка» муз. Гаврилина исп. Л. Сенчина и Э. Хиль

Воспитатель: Продолжаем экскурсию. Что  изображено на этих картине?

Слайд 11. О.А. Бороздин. Натюрморт.

Дети: На картине изображены цветы, фрукты, кувшин.

Воспитатель: Как называется такой жанр живописи? (натюрморт)

Ребенок читает стихотворение:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, –
Знай, что это натюрморт.(Г. Гладков)

Логопед: Какой вологодский художник славится как мастер натюрморта?

Дети: Георгий Иванович Попов.

Логопед: Что чаще всего изображал Попов на натюрмортах?

Дети: Попов изображал дары природы нашего края.

Логопед: Давайте рассмотрим картину Георгия Ивановича «Щедрая земля» и расскажем, что на ней нарисовано.

Слайд 12

Игра «Повтори и продолжи»

На картине нарисован картофель.

На картине нарисован картофель и малина. И т.д.

Пальчиковая гимнастика «Щедрая земля»

Постоянно, год за годом
Дарит нам дары Природа.
руки сложены «лодочкой»
Взяли в руки туеса
И отправимся в леса
пальцы в замок
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ягоды искать:
пальцы рук попеременно соприкасаются
Вот черника, вот малина,
Вот брусника, вот калина.
На болото загляни-ка:
Костяника, голубика,
Клюква кислая на кочке,
Земляника под листочком.
Зреет тут, забот не зная,
И смородина лесная.
А морошке, как царице,
Каждой надо поклониться.
До чего ж вкусны и ярки
Все природные подарки!
загибать пальцы попеременно

Логопед: Послушайте, как поэтесса Татьяна Петухова рассказала о дарах природы в стихотворении «Модница».

Драматизация стихотворения «Модница» Т.Петухова

Загорелый помидор
Завел с капустой разговор:
– До чего ж ты белая,
Совсем не загорелая!
– Как могу я загорать,
Если платьев двадцать пять!
Пока снимаю платьица,
Солнышко закатится!

Подвижная игра «Яблоко из сада»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу, водящий в кругу идет в противоположную сторону. Дети поют:

Веселится народ, все ребята рады,
В руки к нам упадет яблоко из сада.

С окончанием пения водящий останавливается, та пара, у которой он остановился, бегут в разные стороны после слов водящего: Раз, два, три, яблоко возьми. Кто первый обежит круг и возьмет яблоко, тот становится водящим.

Воспитатель: В лесах нашего края живут разные животные.

Слайд 13 Игра «Четвертый лишний»

– Рассмотрите рисунки и скажите, какое животное лишнее?

Дети: Лишний лев, потому что он не водится в вологодских лесах.

Воспитатель: Кто из вас может назвать автора этих рисунков?

Дети: Автор Михаил Копьев.

Воспитатель: Как называют художника, который изображает животных?

Дети: Художника, который изображает животных, называют анималист.

Логопед: Поэт Евгений Матвеев рассказал об обитателях наших лесов в стихотворении «Лосенок».

Драматизация стихотворения  «Лосенок» Е. Матвеев

Меж тонких сосенок, над речкою тихой
Отбился лосенок от мамы-лосихи.
– Отбился малютка, ах, горе какое! –
Прокрякала утка, взлетев над рекою.
– Несчастный ребенок, погибнет сиротка! –
Прострекотала спросонок сорока.
– Погибнет, малышка! Погибнет глупышка! –
Отчаянно пискнула серая мышка.
А кроха лосенок, по маме тоскуя,
Нашел меж сосенок тропинку лесную.
И вышел по ней прямо к маленькой школе…
Там дети его и ласкают и холят.

Музыкальный руководитель: Вологодская земля полна звуками: шелестом деревьев, журчанием ручья, пением птиц. Композиторы умеют их слушать и передавать в своей музыке. Сейчас мы исполним отрывок из пьесы Гаврилина «Каприччио».

Слайд 14. Ансамблевое  исполнение детьми пьесы  В. Гаврилина «Каприччио»

Логопед: Продолжаем экскурсию. Картины какого автора вы узнали? (Джаны Тутунджан).

Слайд 15. Вспомните, название этих картин? («Молодая», «Гостья»).

Логопед: Как называние этот жанр живописи? (портрет)

Ребенок читает стихотворение:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас, –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина
Называется портрет. (Г. Гладков)

Воспитатель: А как называется эта картина?

Слайд 16.

Дети: Картина называется «Первенец».

Воспитатель: К этой картине очень хорошо подходит стихотворение поэта А. Старикова.

Дети читают стихи Старикова  А. на фоне картины Д. Тутунджан «Первенец»

Мама и Родина очень похожи:
Мама – красивая, Родина – тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.
Если поет мама песню, то ей
Вторит веселый и звонкий ручей…
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.

Д/и «Подари Вологде красивое слово»

Логопед: Наши земляки поэты много добрых и красивых слов сказали о родной Вологодчине. Давайте и мы подарим родному городу красивые слова.

Дети: Любимая, красивая, родная, дорогая, щедрая.

Слайд 17.

Воспитатель: Давайте вспомним имена поэтов-земляков, чьи стихи мы сегодня читали. (А.Яшина, Н. Рубцова, Г.Мауры, Т. Петуховой, Е. Матвеева, В. Федотова, А. Старикова). Назовите вологодских художников, чьи картины мы сегодня посмотрели. (О. Бороздин, М. Копьев, Д. Тутунджан, Г. Попов). Назовите композитора-земляка, чья музыка сегодня прозвучала. (В. Гаврилин). (фотографии выводятся на экран)

Дети, родители и гости исполняют песню о Вологде (музыка Перуновой).

Песня о Вологде

Лучик солнца стучится в окно.
Стало радостно нам и светло.
Наш сегодня украсили сад
Те, кем край Вологодский богат.

Пусть ярче солнце жмурится
И светится всегда.
Пусть зеленеют улицы,
Цветут все города.

И ты родная Вологда
Всё  краше расцветай
В тебе все сердцу дорого,
Ты наш любимый край.

Мы поклонимся вам земляки
За чудесные ваши стихи.
За картины, что радуют взгляд,
И за песни, что в сердце звучат.